Выбор произведений для обзора субъективная вещь, потому тяжелая. Хотелось заострить внимание на положительных чертах рассказов, что запомнились и выделились из стремительного потока новинок.
Новичок на сайте – evilshark, автор прозы ситуационной и жизненной. Из трех представленных рассказов выбрала
«Туман» - достойная зарисовка с хорошими находками, хоть и не новой темой.
Рассказ – сгусток описаний, зарисовка об одном и едином в однообразии утре главного героя.
Длительное, в сравнении с объемом рассказа, обволакивает туманом, подготавливает к монотонному повествованию, в котором все обычно и тускло как туман.
Туман – образ, первый шаг главного героя к смерти.
Обреченно «угу» - повторяется, определяет настроение и действие – обычное, ежедневное, которое становилось сигналом для главного героя, его последнего поступка.
В рассказе детали создают атмосферу:
«На соседней кровати, распространяя вокруг удушливую чесночную вонь, храпела жена» - например, здесь эмоционально окрашенные слова: удушливая, вонь.
«Взял три яйца, крупных, телесного цвета с прилипшими кусочками помета и бутылку с паршивым болгарским кетчупом» - помет и паршивый кетчуп
Достоинства:
- описательность, детали
- отстраненность автора
Зьміцер Александровіч – недавно на сайте, но яркая и индивидуальная проза уже замечена читателями. Выбрала для обзора первый рассказ, появившийся тут -
«Просто Мария» Обычную историю можно преподнести незатерто, закрутить вокруг образа простой женщины, Марии, кутерьму образов, других судеб. Самое место игре воспоминаний – тамбур или купе поезда, дорога в задумчивости.
Широко развивается рассказ, как вертикально – поездка в Москву вместе с двумя мальчишками; так и горизонтально – думы героини о супруге, свадьбе, о случае с двумя соседскими мальчишками.
Язык самобытный, выразительны эпитеты, которые хорошо передают, как мировоззрение героини, так и жизнь, окружающую ее. Множество курчавых описаний: «Скольких уродов свели с ума янтарные бусы на этой вздымавшейся как морская волна рельефно-неспокойной груди. А пронзительно-терракотовые ногти на фоне бирюзового джемпера довели накануне в учительской директрису до полуобморока». Каждая фраза пышет цветом, ощущением. Насыщенность разговорными словами, даже жаргонными, вроде: «растворимка», «офигеть», «видок», «меблирашка», стенка «гэдээровская» - благодаря ним ощущает в тексте эпоха. Сочетание «народного жаргона» со старорусскими стилизациями, инверсиями придает рассказу изюминку: «Не может быть. Марья напряглась-не шелохнулась»; «Искушение, блин, изыди»; «Что ж так тянет на вьюнош неспелых? Что за неправильность такая?».
И, конечно, лейтмотивом размышлений героини становится тоска по молодым годам, что и звучит в конце рассказа.
Достоинства:
- насыщенность языка;
- полнота образов и неизбитые описания
OceanOFF – не новичок, пишет часто, но мало заметен на сайте. Однако некоторые произведения автора стоят внимания читателей. Колебалась, выбирая, рассказ для обзора – автора отличает наблюдательность, что делает образы в рассказах особыми -
«День учителя» :
«Татьяна Евгеньевна сама до сих пор учится… наверное, жить» - завершается создание образа учительницы, а потом идут предположения, размышления. И никто не узнает – приписаны ли они образу или на самом деле так.
Впрочем, первая часть - детальная, хороша этим.
Умение сохранить портрет первой учительницы, преподнести две стороны: улюлюканье, толчки в спину и блеск в глазах.
«Ещё один класс, ещё один урок, следующий, очередной за день, очередной за всю жизнь, потом ещё, ещё, и так весь день, и так всю жизнь» - и без дальнейших пояснений видна порывы и душа человека.
Достоинства:
- полнота образа
«По дороге к без пассажиров» Неизвестный
Благодарю организаторов конкурса за возможность прочесть хорошие рассказы, так и попал сюда Неизвестный необычной историей обычной девушки.
Глубокая зазывающая и вызывающая проза делит восприятие на две стороны. Сторона героини, что вызывает отторжение; сторона героини, что вызывает восхищение ее бунтарством. То есть, борьба за «своих» и «чужих» происходит внутри героини.
Ее отношение к жизни – это дорога, и можно быть либо проводником, либо пассажиром: оставаться на перроне или мчаться, бросая все.
Рассказ – насквозь пропитан психологизмом, и не только потому, что написан в виде потока сознания, вязкого и затягивающего (хоть и от третьего лица).
«Та убегала тонкой змейкой, не жалящей ноги, и звонко, по-проститутски зазывала – побежали?» - определяющий образ рассказа – манящей и обманчивой дороги.
«А вдруг он уже тоже пассажир?» - рассказ явно не о таких людях, а посвящен тем, кто находится в поиске.
Достоинства:
- многосторонняя фабула, композиция
- атмосфера
«Белая мышь» milanna
Пример легкой, но в то же время, полной прозы. Здесь и эмоции хлещут, и мысли озвучиваются, и персонажи – живут. Правда и ложь делит рассказ на две части, создает двойной ореол секретности над испытанием нового лекарства.
История медика Ирины, о ее работе над объектом А, Артемом – мальчишкой-вольным художником с улицы. Конечно, в рассказе не описываются подробности формулы, эксперимента, зато правдоподобны симптомы, которые переживал объект А, подробные, чтобы заставить волноваться Ирину и читателя.
Вторая часть – от первого лица, Андрея, который забирает мальчишку, нанятого им же для секретной миссии Ирины. Эта сторона, к сожалению, осталась нераскрытой в рассказе.
Секрет легкого чтения – предложения без причастных и деепричастных оборотов. Много диалогов, подчеркивающих характер персонажей.
Характерный пример:
«Старик Самарин в углу возится, гремит инструментами, приговаривая себе под нос: «Тёмочка, я с тобой. Тьфу, б…. Не врач, а дерьма кусок…» - раскрывает персонажа Самарина.
Достоинства:
- тот случай, когда легкость языка – плюс
«Четверо» Павел Феникс
Рассказ вызвал много споров, но все же заслуживает внимание, и не только из-за последней фразы.
«Решение бежать пришло сразу» - энергичная фраза очень хороша для начала тем, что показывает спешку, задает тексту ритм. Именно в таком темпе передается безысходность, к которой в конце и приходят все четыре персонажа.
«Они стояли в центре темной квартиры, весь свет – легкое свечение пары ноутбуков в углу и мерцание обеззвученного телевизора» - не зря делается упор на таком описании комнаты. ПАРА ноутбуков для одного человека, телевизор с приглушенным звуком – замкнутость, эскапизм, нехватка жизни, даже затхлость из которой бегут даже стремления героя.
Побег от городской суеты, от ночного образа жизни, к общению (с девушкой), за город к приятелю, где можно забыться от проблем – показывается, как герой осознает необходимость побега, может, лишь во сне (ведь не спал крепко, так давно), но все же возвращается к прежнему образу жизни, безумию.
Достоинства:
- многовариантность сюжета
«Долгий день (Грозненская элегия)» Радуга
Детство обычно вспоминается, как один долгий день. Но и этого долгого дня не хватает, чтобы терапия светлых воспоминаний затмила горести жизни.
Искренность пронизывает текст – видится и верится в описанное, хоть дается в рассказе светлое и темное для противопоставления. Не только прошлого и будущего героини, но и прошлого и будущего города, рождающего настолько разные воспоминания.
Впрочем, говорить много не стоит, потому что все сказано в рассказе:
«Сознание отказывается воспринимать и, защищаясь, вновь и вновь рисует картины прошлого».
Элегия – музыкальное или стихотворное произведение печальное, вдумчивое, ностальгическое. Гармония исполнения, содержания, названия и настроения в рассказе.
Достоинства:
- искренность, живость описаний
«Ферма оборотней» от Неизвестного. Жаль, автор удалил рассказ, не раскрывшись.
Хотелось узнать, что кроется под названием, каково будет раскрытие – прямое или обратное, как раз подобно оборотням.
Фабула рассказа озвучена сразу: людям дают возможность превратиться в животных, чтобы жить без людских проблем, депрессий и тягостных мыслей.
В сказке Вильгельма Гауфа «Калиф-аист» нужно было понюхать волшебный порошок и сказать: Мутабор!, чтобы превратиться в любое животное. Но превращение в этом рассказе стало спасением для одного из героев, который благодаря чему он соединился с желанной девушкой.
Здесь фантастическая идея с мутацией лишь фон для того, чтобы показать дружбу и любовь, толкающую героев на отчаянные поступки.
В рассказе даже больше, чем можно ожидать от фантастики, от названия. О свободе выбора, моральности экспериментов и отказе от человеческой сущности.
К тому же написано – довольно хорошо. В меру описаний (представляются вольеры фермы) и размышлений, который делают рассказ глубоким.
Достоинства:
- необычная фабула и финал
- глубина
«Побег» some
Рассказ обращает внимание на себя в первую очередь – темой. Неделя в интернате - обособленный мир, отделяет детей от полноценной жизни. В рассказе хорошо передается различие взрослого и детского взгляда на мир с помощью девочки, для которой реальность оказалась плохим сном.
Конечно, спор детей и побег были лишь мотив или толчок к конфликту, переломному моменту в жизни маленького человека.
С судьбой не поспоришь, но Натка пыталась это сделать настойчиво найти то, чего нет за стенами садика. «Натка вздохнула, сама удивилась, как тяжело и по-взрослому у нее это получилось» - рассказ с проблемным социально-психологическим подтекстом.
Достоинства:
- правдоподобность, лаконичность
«Умирает» Дроники
Судьба – в трех днях.
Интересный подход к делению рассказа на главы – дни из жизни героини, запечатленные, потому что обречены на повторение. Три главы: детство, зрелость и старость – в каждой поворотное событие, определившее течение к жизни. Почему «умирает» - надежда главной героини обрести счастье в деревне; может, потому что деревня замирала – жизнь все больше напоминала трясину. О чем и говорит рассказчик, как сторонний наблюдатель, в эпилоге.
Нужно отметить подробность, с которой выписываются ежедневные деревенские хлопоты, и то, как их принимала героиня-девочка. Но иногда уж очень частят действия героини, те, без которых ясна картина. Заметно, что в каждой части меняется настроение, даже стиль повествования теряет краски – умирает надежда.
Достоинства:
- построение сюжета
- передача настроения
Несомненно, каждый рассказ в библиотеке сайта – заслуживает внимания. В выборку вошли произведения преимущественно доминанты Творчество, конечно, не без изъянов, но обладающие уникальными чертами.