Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
К умершему никто у нас не знает благодарности.
Стесихор
Открытое Сообщество Рецензенты Прозы Открытое Сообщество Лидер: В. И. Ульянов (Ленин)

Произведение: «Монах и зеркало. (начало)» - janeyni
Рецензия: vaffanculo!, 0.12 а.л., 15 07 2007 // Все рецензии сообщества
Приятно писать рецензии на такие вот вещи, (пусть и отрывок), это всё равно, что пересказывать понравившуюся книжку. Интересная трактовка понятий «чуда», «мироощущения», «избранности», «веры» и всё это через сюжет, происходящий не где-нибудь, а в стенах монашеской обители, что логично для понимания этих глубоких явлений по своей сути.
Начну с «чуда».
« Ну так уж прямо сразу и "чудо"!? – чуть посерьзнел Иона, – Можно подобрать происшедшему и другие названия. Разумеется, как это обычно и случается, менее захватывающие. Но зато более соответствующие положению дел… Например, это можно было бы назвать… успешным проявлением интуиции. Нет?»
Вплоть до Нового времени события в мире подразделялись на три категории: естественного происхождения, неестественного и сверхестественного. К первой категории относились известные и объяснимые явления, а к последней те, что бесспорно можно отнести к Божьему промыслу, как знамение, открывающее волю Бога и возвещающее о грядущих событиях. Эпизод с пропавшим ребенкам в рассказе и временное прозрение персонажа Елеазара здесь не трактуются с позицией чуда, а понимаются природной интуицией человека, дабы не всему происходящему сразу следует придавать божественное значение. Интересный взгляд, тем более, что из уст персонажей-священнослужителей, а точнее из уст опытного и умудренного Иона.
«Мироощущение».
«Монах любил сидеть с зеркалом. Оно помогало ему сосредоточиться и наводило на размышления, как книга»
Конечно, «зеркало» - как символ понимания мира, предмет, отражающий действительность и дающий почву для размышлений. И неслучайно Елиазар, находящийся ещё только в пути познания мира, уединялся с зеркалом. Бог может проявляться во всех формах жизни, живых и неживых, так почему не в зеркале?! Зеркало – всегда было атрибут магического, необычного, таинственного, так что здесь хорошо передает и сам сюжет и характер героя.
«Избранность». Тема щекотливая испокон веков. Не всегда избранные ими являются и не всегда обычный мирской человек может быть обычным… Но тем не менее есть знаки отличающие избранность (например, одеяние), а нужны и они? Любопытную позицию дает автор опять же устами всё того же мудрого Иона. Интересно, что он (Иона) далеко не сомневающийся священнослужитель, а это тоже в некоторой степени идет вразрез со служением Всевышнему, ибо «сомнение есть нечто иное как бдительность и это первый шаг на пути к истине». Но автор так или иначе выбрал такой портрет для наставника Елеазара, для Ионы.
«"Мне бывает неловко возлагать на свои плечи монашеское одеяние вместо того бремени, которое подразумевает послушание. (Ведь, если ты носишь такое одеяние, желая указать Господу, что ты один из избранных, - это напрасно, Ему и так все ведомо; а если ты делаешь это для людей – чтобы они знали о твоей принадлежности к Богу, то повинен, если это так и есть, в хвастовстве, а если это не так, то – в лицемерии. А вот зато мой духовный отец говорил, что "не снимает облачения, чтобы тем самым выделяться и быть у всех на виду. Он считал, что, если при этом он совершит грех – каждый будет попрекать его, а если захочет совершить грех, то в таком облачении может устыдиться, и это поможет ему удержаться от греха".
«Вера».
«А я часто думаю о воздаянии, для того, кто не ведает, что творит добро!». Это и есть полная, поглощающая вера. Тот тип людей, от которого Дьявол не может добиться никакого толку. Опять мудрое изречение в рассказе. Неверующий человек – не человек. Вспоминается пример Платона с коровой, которая не дает молока, и поэтому дисквалифицирует себя в качестве коровы. Всё очень просто и одновременно сложно.
Вроде бы я охватила все основные составляющие рассказы. Осталось поделиться замечательными сравнениями, которые не могла пропустить при чтении не похвалить мысленно автора в который раз:
« Эти мысли рождались подобно тому, как рождается младенец, выходящий наружу сам по себе откуда-то из глубины весь целиком.» (следовательно, недоношенный младенец – это недоношенные мысли)

«В подвалах старело вино, а на полках библиотеки и скриптория точно так же старели книги и манускрипты, правда последние старели гораздо медленнее (зато и те и другие необъяснимо приобретали от времени неповторимый вкус)» (стареющие книги и приобретающие лучший вкус как вино – это очень здоровская мысль!)

"Евтимий защищает меня от моих обязанностей, – сказал как-то Иона, – А ты тогда, Елеазар, станешь нынче защищать мои обязанности от меня!» (так и бывает всегда в отношениях «учитель-ученик», истина практически)

Общее впечатление. Стиль рассказа вполне соответствует его повествованию и характеру героев, как и цитаты внутри диалогов соответствуют общей идее. Понравилось очень, и совсем не потому, что атмосфера сходна с моим любимым романом «Имя розы» Эко, а потому что просто великолепно.
Лучшее на сайте. И жду продолжения.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 23 •