«Плохие мальчики попадают в рай» - роман о жизни подростков в мире, где нет Бога. Автор предлагает представить ситуацию, если бы Бог случайно попал на землю и вселился в тело обычного парня с самого дна общества. Выпивка, наркотики, задержания в изоляторах – составляют основной фон повествования. Автор фантазирует на тему: как бы повел себя Всемогущий или парень, который возомнил себя богом. Первые его реплики: «Это же Земля!», «Я Отец!» - звучат забавно и вписываются в роль, отведенную телу, которое он занял случайно. Новое тело – слабо, беспомощно, не дает ему прежних возможностей. Первые чувства – растерянность и страх, что свойственно больше человеку. Стремился бы Бог вернуть себе прежнюю власть или оставался бы собой в любом теле. Человек кричит, угрожает, раздражается, но сделать ничего не может, и потом герой ведет себя, как обычный человек, лишенный иллюзии о том, чем мог обладать, и не совершает плохих поступков. Имя «Свет» подходит ему. Выбором имени, автор показывает, что в каждом, даже самом ничтожном человеке, есть немного света. Одна из главных идей – показать частичку Бога в каждом. Потому главные герои, выбранные автором, в целом, являются положительными, хотя в обществе принято считать таких людей пропащими. Глазами непосвященного человека автор заглядывает в жизнь и душу наркомана, находя там силы и много человечного. Однако автор не ставит целью оправдание наркомании, алкоголизма и других пороков молодого поколения. Заведомо определяя персонажей в позицию жертв общества, времени и нравов, осуждает проблемы физического и духовного падения человека. Второй мыслью, которая параллельно основной звучит в повести и достигает кульминации в конце, является мысль о «лучшем мире» для каждого души, заслуживающей рая. «Плохие мальчики попадают в рай» - говорится в названии. Таким образом, автор призывается отказаться от ярлыков, накладываемых обществом, и заглянуть в душу каждому, пусть и ничтожному созданию. «А ты думал, попал в сказку?» - так начинается путешествие со слов Криса, который позже становится настоящим другом для главного героя. Кто перед нами: Бог или парень, страдающий параноидальной шизофренией? К какому жанру отнести произведение: к фантастике или к драме… Поскольку повествование ведется от первого лица, то сомнений не возникает, потому что героя ассоциирует собственное «Я» со Всемогущим. «Я не знаю земных имен» - думает главный герой, когда ему задают привычный для знакомства вопрос. Но, при этом, он трактует на современный манер слово «камера» - «Нас снимают?!». Продолжает фразу «Надежда есть, были бы… деньги», то есть, знаком с земными порядками и некоторыми особенностями бытия. Ведет себя, как подросток, особенно в эпизоде с девушкой, где называет ее «весьма странной». Откуда Богу, не имеющему контакта со своими подопечными, знать, как должна вести себя девушка. Но именно в этом эпизоде делается намек на другой вариант развития событий – «Дай угадаю, ты сбежал из больницы?». И тогда, потерянность героя, слабость и постоянные слезы, странности и наивные высказывания – становятся на законные места в диагнозе беглого пациента психиатрической лечебницы. Как бы мимоходом автор делает допущение о целях мироздания: «Весь этот мир был создан для того, чтобы предотвратить длинные очереди в рай». И потом же главный герой заявляет о том, что мир, созданный Богом, был испорчен людьми (А здесь люди создали себе совсем другую действительность), и Библия - отредактированная версия божьего слова. Истина, которую должен был знать и проповедовать Бог, попав на землю, открывается по крупицам, разрозненно: «Он хотел дать вам свободу»; «Наказание одет от самого человека» (не от Бога). Но больше узнавая о людских нравах, Бог сближается с человеком. Свет оправдывается перед Крисом, как наиболее ярким представителем человечества (собственно, для этого и выбран именно такой друг, испытавший все горести) и просит простить Бога. Свет понимает, что, находясь среди людей, начинает их ненавидеть, и тогда Крис просит его простить людей. Получается, Бог из повести вовсе не знает людей… а люди, в свою очередь, уже давно не подчиняются Богу. Повесть представляет собой исповедь главного героя. Но исповедь, не пересказанная от лица героя, а достаточно живая. Повествование строится на описании земных будней Бога и парня, который чувствует, что доживает последние дни. Основные идеи раскрываются с помощью диалогов, составляющих большую часть текста. Краткие, но емкие описания, удачно дополняют картину. Автор с любовью описывает своих персонажей – Света и Криса. Также, уделяет внимание их гардеробу, цветам в одежде и выбору наряда для свидания (что добавляет героям женственности). Эпизоды, включенные в повесть, лучше всего отражают характеры героев. Взять хотя бы прогулку на «Чертовом колесе», где, кстати, звучит мысль о том, что люди сверху похожи на черные точки. Как с небес… Кульминационный эпизод – поездка на озеро, и ночь, проведенная там, когда впервые звучат слова о дружбе. Там же героя говорят (что делают на протяжении всего повествования), и Крис описывает свое представление о Боге – организме, для которого люди-клеточки. Они же – две клетки и части одного организма. С этого момента начинается единение между героями. Познакомившись с главными героями, можно сказать, что плохих мальчиков в повести нет. Несмотря на то, что первая глава начинается в тюрьме, и в тексте фоном звучат наркотики, автор до конца не показал грязь и недостатки общества. Межличностные отношения касаются лишь подростковых проблем, и потому описание событий сводится к пробуждение утром – наркотики – разговоры о Боге. Единственными контрастно-негативными персонажем (поведению главного героя) выступает Джейн. Да и то ее поступки, разговоры являются рядовыми в молодежной среде, и никто бы не оспаривал того, что подруги откровенничают между собой. Для «святого», каким предстает главный герой, неестественным является любое поведение. Потому ключевая завязка - пребывание на земле Бога в образе человека – уступает место проблемам дружбы и взаимоотношений в «больной» среде. Именно дружба делает Света более человечным, и к концу повести все меньше сомнений звучит в его речи и он забывает о том, кем был. В итоге, вместо сюжета о плохих мальчиках и Боге, который попал на землю, получился сюжет о подростках трудной судьбой. Автор уютнее всего ощущал себя при воссоздании бытовых сцен и дружественных взаимоотношений, которые выписаны с позиции взгляда главного героя, который понятия не имеет, как все должно быть.
|