Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Мудрец приводит в гармонию противоположность правды и неправды и отдыхает в естественном равновесии.
Чжуан-цзы
Nyerewen   / Иные миры
Выкуп
Полуночную тишину давно нарушало только редкое прерывистое дыхание умирающей. Лучше б стонала, всё голос живой... Детей с вечера забрали сердобольные селяне - не стоит им так рано Жнеца встречать. Не ровен час приглянется кто из малышей...
Чернав не отрывал от жены горестного взора. Выть хотелось... Думал ли он три года назад, когда привёл в дом Зарёнку-певунью, любимицу всей деревни, что так мало им будет отмерено? Тоненькая, светлая, она будто солнышком светила на хуторе. Благодаря ей и другие к нему поласковей стали. Не чурались, как прежде, просто так в гости заглядывали, а не только когда нужда есть скотину какую забить или шкуры выменять. Понимал Чернав, конечно: не из-за него приходили - из-за жены его, но серпнику ли жаловаться...
А теперь кончилось всё. Потечёт по-старому, коли не хуже... Скажут ещё - сам виноват, нечего с судьбой спорить. Жизнь отнимающие всегда бобылями жили да на выселках, чтоб не перешла кровь на добрых пахарей, а через них - на землю-кормилицу. Вот и Зарёну смерть чужая сгубила, на руках мужниных в дом принесённая...
Глухо, тяжко застонал Чернав, замычал сквозь зубы, будто не жена - жизнь от него уходила. Схватить, удержать, за собой спрятать!.. Да только не дело у Жнеца на дороге становиться.
Серпник повел вокруг мерклым взором, узелок увидел, от старой ведуньи принесённый...

- Не дело Жнецу перечить, - хмуро твердила старуха. - Не своей волей он нити человечьи режет. Ярог отмеряет сроки... Потянешь назад бабу - худо будет.
- Да пойми ты, ведьма! Не могу я её отпустить. Ровно самому живому в могилу лечь...
Сжав кулаки, Чернав упрямо стоял против ведуньи. Плавилась в темных глазах боль горячая, свет застила...
- ...А ведь могла ты Зарёнку от хвори избавить да, верно, не захотела. Всё кошку свою мне простить не можешь, Ночкой задавленную. Оттого и зелья твои не пошли впрок. Ну, помни, старая: жена помрёт - мне на свете не жить. Но и тебе тоже. Не побоюсь ещё одну смерть на руки принять...
- Не побоишься? - Старуха зыркнула на него из-под тяжелых век. - Крови-то на тебе много, верно, серпник. Да только кровь, она разная бывает... Может, и Зарёнкины вины на себя примешь, коли храбрый такой?
- И приму! Лишь бы жить осталась... Мой это выбор. Не её.
Ведунья молча посмотрела на Чернава, отвела глаза...
- Смотри же, серпник... За сделанное сам и ответишь.

Мёртвое Око Ярога едва поднялось над лесными вершинами, когда Чернав, неся жену на руках, вышел из дому. На скрип двери откуда-то выскочила чёрная собака, закрутилась у ног хозяина.
- Ночка, рядом! Не чай радоваться, не за добычей идём...
И серпник зашагал в сторону болот к старому кладбищу, которое давным-давно ушло в трясину. Шёл ровно, упруго, стараясь оберечь умирающую, но успеть к сроку, названному ведуньей.
В час Мёртвых придёшь к древним костям, очертишь пеплом из этого туеска круг и положишь в нём жену свою и тварь чёрную...
Топь давно тянулась жадными щупальцами к живому лесу, забирала по пяди, по кусочку, кралась к жилью человеческому. Не раз оставляли селяне дома и строили новые - подальше от края болот. Но те всё расползались. И к могилам прадедов теперь идти приходилось дальней дорогой, огибая длинный язык трясины, опять протянувшийся к деревне.
Чернав успел вовремя - Мёртвое Око стояло прямо над топью. Выбрав место посуше, он бережно опустил на землю жену и развязал ведьмин узелок. Ночка сидела рядом, время от времени прижимала уши и оглядывалась на трясину. Ей не нравилось тут...
...Встанешь над ними, оборотясь к могилам, и скажешь...
- Кровь на руках моих, по воле Ярога или против неё. - Глухо прокатился над топью голос Чернава. - Беру на себя и вины Зарёны, дочери Ладны - и те, что были, и те, что будут. Не оставьте внука сыновей ваших, примите выкуп за жизнь её и передайте Жнецу.
...И ножом костяным, полынью натёртым, перережешь горло чёрной твари - так, чтоб кровь её на лицо и руки жены брызнула...
Доверчиво положила Ночка голову на руки хозяина и даже не взвизгнула, когда острый скол полоснул по шее. Только укоризна стыла в меркнувших глазах...
...Бросишь выкуп в трясину и до свету ждать будешь.
Яростно-красным вставало Огненное Око над дальним лесом. Ни разу не видал Чернав такого, страх было сковал его... Но при первых лучах открыла Зарёна глаза, и понял серпник - принята замена. И думать забыл о гневе Ярога, подхватил жену на руки, к дому понёс...

Быстро поправлялась молодая хозяйка. Через седмицу на ноги встала, через две по двору прошлась, а через три уже хлопотала на хуторе, как и раньше. Исхудала разве, да всё никак румянец прежний не возвращался.
Чернав на неё наглядеться не мог. Только лиса, перетаскавшая за месяц почти половину курятника, его от дома оторвала, выслеживать заставила. Но то ли Кусай ещё молод да зелен оказался, то ли рыжая воровка больно хитра попалась, а воротился серпник к вечеру несолоно хлебавши. Да всё дивился про себя, как же зверь на двор пробраться сумел? И ни следов вокруг не оставил, ни волоска. И лаза-то не видно...
А дома Зарёна опечаленная:
- Добринка заходила. Коза у неё пропала... Вроде недалёко пастись оставляли. Да привязь была старая - она её и оборвала. С чего только в лес подалась, а не к деревне? Может, видал её?
Чернав помолчал, размышляя.
- Да нет вроде. Кусай бы почуял... А не увели козу-то?
- Кто? - откликнулась Зарёна. - Чужих не было, а по дворам искали уже, думали - вдруг приблудилась.
Она посмотрела в окно. Сквозь мутную плёнку едва пробивался свет вечерней зари. Пора лучину затеплить. Молодая хозяйка принесла светец, корытце с водой...
- Жалко Добринку... У неё и коровы нет, а по лавкам пятеро да двое в люльке. Выменивать молоко придётся...
Утром серпник проснулся с первым светом. Зарёнка, весёлая, раскрасневшаяся, собирала на стол завтракать. Услышав, как она напевала что-то тихонько, чтоб не разбудить малышей, Чернав улыбнулся и подхватил пустые вёдра - воды принести, как умоется. Дверь чуть скрипнула, выпуская его в сени. Он сунулся к обувке - и замер. Медленно вернулся обратно, опустился на лавку...
- Зарёна, ты выходила куда?
Она обернулась от печи, зарумянилась смущённо:
- Да по нужде только...
Чернав кивнул и снова двинулся к двери, так и не решившись спросить, откуда же тогда взялась серо-зелёная болотная грязь на башмаках жены...

Когда исчез четвёртый телок, мужики всей деревней пришли серпнику кланяться - найди пропажу, оборони от зверя лютого, ведь не то весь приплод перережет. Что тогда делать? Стадо-то и так малое...
И кручинилась Зарёна вместе со всеми, просила мужа выследить волка. Хоть и не держали они скота, но всегда она беды соседей как свои принимала, никому помочь не отказывалась. За то и полюбил её Чернав ещё девчонкой босоногой, когда других женихов и в помине не было. Сам за ней тянулся, нрав свой нелюдимый смягчая...
А теперь молчал серпник. Молчал да на жену поглядывал. Но когда селяне все как один на колени бухнулись, обещая до лета следующего без мены молоко носить, понял, что хоть по следам пройти - да придётся. Иначе соседи и дорогу на хутор забудут... Кивнул хмуро, в избу сходил за оружьем охотничьим. Потом Кусая кликнул, в который раз сокрушённо о Ночке вспомнив. Уж с ней-то долго бы не плутали - ни за лисой, ни теперь... Жаль, не было той ночью ещё кого гожего рядом: все куры, как на подбор, пёстрыми оказались, а кошка - чёрно-белой. И котят таких же принесла.
Однако молодой пёс на диво легко взял след. Не спутался, не сбился на схожие, что к деревне вели. Ровной рысцой побежал с выпаса к чащобе - так же, наверное, как и телок от стада уходил. Но только луг скрыли узловатые стволы, началось непонятное. Кусай то на месте вертелся, то кругом бегал, то назад петли закладывал... И всё - носа от земли не отрывая. Будто телёнка пропавшего тянуло что, а он идти не хотел, упирался да кренделя выписывал.
Нахмурился Чернав - этак всю ночь недолго проблуждать. Вон уж и заря вечерняя давно погасла, ярко светит Мёртвое Око над лесом, сплетает чёрные тени под листвяным пологом... Но и бросать след на полпути не хочется. По остывшему-то пёс, может, и не выведет, собьётся.
Развернулись петли в ровную строчку, и похолодел серпник, поняв, где закончится погоня. Понесла же нелёгкая скотину к проклятому месту!.. Он выругался сквозь зубы и чуть не упал, запнувшись о Кусая. Тот, ощетинившись, замер неподвижно на самой кромке живого леса и неотрывно смотрел на топь. Хозяин опустил руку на холку, чтоб успокоить разгорячённого пса, и вдруг ощутил как тот дрожит: дрожит не от злобы - от страха... И будто сердце остановилось у Чернава, когда взглянул он меж чёрными стволами.
У самой трясины в полустёршемся пепловом круге стояла Зарёна, жена любимая. Зеленью старого серебра покрывал её распущенные золотые волосы призрачный ночной свет, бледное лицо Оком Ярога отражалось в темном небе... А к ней, словно против воли передвигая ноги, медленно подходил пропавший телок. Вскинулась левая рука - и, вздрогнув, пал он на колени. Мигом склонилась к земле тонкая женская фигурка, тускло мелькнул нож, брызнула кровь на белую сорочку... Захрипел, забился телёнок, на бок заваливаясь. А Зарёна в ладони, сложенные горстью, собирала горячий алый поток, к губам подносила...
Потемнело в глазах у Чернава. Не видел он больше ни лютого пира, ни жертвы, сброшенной в топь, не слыхал слов, что сплетали уста окровавленные...

Хмурым выдалось утро. Низко плыли над лесом тяжёлые тучи, застилая светлое Око, будто печалился Ярог над свершённым... С первым светом подскочил с холодной земли верный пёс, заметался вокруг хозяина, что недвижно лежал на траве, тыкался мокрым носом в вялую ладонь. Чуял - миновала беда ночная, можно домой возвращаться. Там хозяйка ждёт добрая да ласковая - она и накормит, и напоит, и, может, даже косточку сахарную кинет... Тут и серпник зашевелился. Поднялся на ноги и, едва разбирая дорогу, поплёлся к хутору вслед за весело бегущим Кусаем.
Тяжко было Чернаву. Точно обруч железный сдавил грудь, когда увидел он жену, обрадованно из избы ему навстречу выбежавшую. Ножом по сердцу полоснула её улыбка ясная. Молча прошёл серпник мимо, только на крыльце остановился:
- У тебя кровь на сорочке...
Растерянно смотрела на него Зарёна. Ровно в одночасье чужим стал муж - не обнял, не подхватил, смеясь, на руки, как бывало...
- Так дни женские, не уследила... Сейчас застираю, не сердись только!
И засуетилась, подхватилась в избу проскочить, слёзы пряча, но не пустил Чернав. Схватил, будто клещами сдавил плечи:
- Зачем на болото ночью ходила? Что тебе там? Кому жертвы приносишь?!
Побледнела Зарёнка, потемнели от горя глаза плачущие, ноги подломились...
- За что?.. Что ж ты оговору злому поверил... Ведь чиста я перед людьми и Ярогом, нет на мне вины...
Отшатнулся Чернав, белее снега стал... А потом на колени пал рядом с женой, обнял, зашептал глухо:
- Прости меня, любушка, лада моя! Не могу я без тебя!.. Не могу! Вот вина моя главная...
И потекли дни по-прежнему, да только не было больше в них радости серпнику. Всё чаще пропадал он на тропах звериных от зари до зари, рыща сам, точно зверь, и нигде не находя покоя. По ночам не спал, сторожил лихо тёмное...
Не усторожил. Не во мраке кромешном пришла беда, ясным днём подкралась. И померкло Огненное Око в прозрачной выси...
Редко теперь оставался Чернав дома, да в этот раз уговорила его Зарёнка.
- Что ж ты, муж, чуть свет со двора бежишь? Будто не мила я тебе стала, и дети не любы... Они отца, почитай, и не видят вовсе. Всё по лесу бродишь, а в колодце вода замутнела - почистить бы надо... Да дров нарубить. Не поленница стоит - одно названье. И в ограде тёс подгнил, того и гляди, зверьё под дверью шастать начнёт. Дел невпроворот, а зима уж близенько...
Смутился серпник, знал - права жена, совсем забросил он хозяйство. Вот и остался. Засучил рукава, за топор взялся... И не заметил, как полдня пролетело в заботах. Вон и обедать уже Зарёнка кличет. Улыбнулся сторожко - и будто спала тяжесть с сердца, будто и вправду поверил, что вернулась жизнь прежняя. Умылся, за стол сел да сына на руки взял. Засмеялся малыш радостно, потянулся ручонками к отцовской бороде...
Тут и стукнула дверь, пропустила Добринку - простоволосую, с лицом, от слёз опухшим.
- Не откажи, серпник... - И прервалось дыхание, сбитое бегом заполошным, тяжко осела на пол она у порога.
Спустил хозяин мальчонку с колен, к гостье подошёл. Поднял бережно и к лавке подвёл:
- Погоди, соседка, садись да расскажи толком беду свою, а уж потом думать станем, как помочь ей.
- Ой, беда, как есть беда... Не иначе казнит Ярог за что-то!.. - С мукой взглянула она на Чернава: - Дочка у меня пропала, Радушка моя ненаглядная!.. Ох, лихо-лишенько! Как чуяло сердце материнское, не хотела её отпускать сегодня... Так нет - выпросилась. Дескать, все девчонки собрались по ягоды, а я дома сидеть буду? Подхватила корзинку да и вон из избы... Ну, что с ней сделаешь? Да и самая пора сейчас клюкве - пусть, думаю. А как воротились, глядь - а кровинушки-то моей и нет... Подружки говорят, что ходили они к закату от старого кладбища: там, дескать, самая крупная ягода бывает. Не откажи, серпник, отыщи дочку! Ведь ночь скоро, а она в лесу иль по трясине плутает, коли жива ещё...
И снова расплакалась. Захолонуло сердце у Чернава, когда услышал он, куда занесло детей неразумных, и будто окаменело. Не иначе девчонку топь заворожила, а значит...
- Иди домой, Добринка, - глухо проговорил хозяин. - Иди... Верну я Раду твою.
Всхлипывая, пролепетала что-то гостья благодарно и поплелась из избы. И ни слова не сказала ей Зарёнка, только дочку малую крепче к себе прижимала. А потом молча смотрела на сборы мужа. Он уж у двери был, когда услышал:
- Ты... береги себя. Не ходи в топь далеко...
Но не к болотам пошёл Чернав - Огненное Око ещё едва касалось лесных вершин. Свистнул Кусая да повернул от калитки на полночь, к землянке старой ведуньи.

Отворяя низкую дверцу, он и сам не понимал толком, что сделает - то ли с ножом к горлу подступит, то ли в ноги старухе поклонится...
Ведьма подняла голову от сухих трав, рассыпанных на столе, посмотрела пристально...
- Никак дитё в деревне пропало?
Серпник только кивнуть и сумел.
- Небось, гадаешь, откуда прознала, когда второй год из лесу не выхожу? Ну, худые-то вести куда как резвее добрых разносятся... Да и у тебя - вона, всё в глазах написано. Слишком крепко ты жену любишь, чтоб из-за скотины простой ко мне бежать... Верно, милок, и об этом слышала. Видать, уж надрезана была нить зазнобы твоей, когда ты её обратно потянул. Вот и не хватило курей, велик долг-то оказался.
Она вздохнула и снова зашуршала душистыми пучками. Упал Чернав на лавку, сгорбился, голову руками обхватил...
- Зарёнка, зоря моя ясная!.. Что ж она творит?.. Как же рука поднимается - просто так жизнь отнимать?!
- А не она это, - будто спокойно отозвалась старуха. - Ты и сам не знаешь, какую жуть ночную накликал. Да и мне неведомо, кто за обещанным приходит... Разве что прабабка бабки моей сказать смогла бы, сильная была ведьма. А я что? Противу тебя-то не выстояла. Да мнилось - не случится лиха большого...
И умолкла, глядя на морщинистые руки, неподвижные среди ломких стеблей...
- Подскажи, бабушка, - вскинулся Чернав, - как беду избыть! Во всем тебя теперь послушаю, научи только!..
- А сам неужто не знаешь? - Булатом острым резанул душу пристальный взгляд ведуньи. - По своей воле Жнецу поперек дороги встал - и не ведаешь?
Отшатнулся серпник. Побледнел да молча к двери пошёл... Печально головой качнула ведьма, и жалость мелькнула в глазах.
- Погоди, милок... Дай накину чего потеплее. Хоть полпути вместе пройдём...

Высоко горит над лесом Мёртвое Око, сквозь сплетённые кроны прямо в лицо заглядывает. Самое время. Да и недалёко осталось...
За детей Чернав не тревожился: до утра старуха присмотрит, а там соседи помогут, не бросят сирот. И, может, милостив будет Ярог - минует сына судьба серпника... Вот только Рада... Ну, она девчонка смелая - сама добежит до хутора, тут близко.
Ровно, упруго шагал Чернав, не торопился. Знал, что успеет.

На убыль повернула ночь. И раздался над топью собачий вой, полный тоски неизбывной...


Postscriptum:
Еще один давний рассказ :) Самый первый из действительно удавшихся)
©  Nyerewen
Объём: 0.415 а.л.    Опубликовано: 10 12 2007    Рейтинг: 10.12    Просмотров: 2362    Голосов: 3    Раздел: Фэнтези
  Цикл:
Иные миры
«Дорогой ненависти»  
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Творчество (Произведения публикуются для детального разбора от читателей. Помните: здесь возможна жесткая критика.)
   В сообществах: Открытое Сообщество Рецензенты Прозы
Добавить отзыв
Nyerewen10-12-2007 01:12 №1
Nyerewen
Уснувший
Группа: Passive
Анонс :)
Истина в душе каждого из нас... (с) Кришнамурти
Lanjane10-12-2007 21:00 №2
Lanjane
Автор
Группа: Passive
Язык превосходен! Стилизация настолько мастерская, что когда читаешь, ощущение такое, будто тебе рассказывает древнюю легенду седой старожил у огня) И каждое следующее предложение всё больше затягивает в омут мистической, чуждой реальности) Мне понравилось!
Обитающий во Мраке
Nyerewen10-12-2007 23:03 №3
Nyerewen
Уснувший
Группа: Passive
Lanjane, спасибо! :) Но все равно, как мне кажется, подобные вещи на любителя: мне неоднократно говорили, что бесконечные инверсии утомляют... Но мне все равно нравится!))) Как автору) Хоть история, как и у Снежной, тоже не новая ;)

PS Надо будет как-нибудь еще одну "старославянскую" стилизацию выложить...) Правда, там миниатюра.

Сообщение правил Nyerewen, 10-12-2007 23:04
Истина в душе каждого из нас... (с) Кришнамурти
В. И. Ульянов (Ленин)11-12-2007 13:25 №4
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Можно ли отнести рассказ к сказке, вероятно, нет.
Однако история, построенная на мистических проявлениях, происходит как бы вне времени. Ведь нельзя сказать, что здесь описывается деревенский быт. Это вовсе не цель рассказа. Быт, проблемы жителей деревни, отношении к магии и колдунам – детали, которые являются фоном для повествования. Главное, что изображенный фон совпадает, да и, по большему счету, определяет стиль диалогов персонажей, да и выбор самих персонажей.
Главный герой – Серпник Чернав , заглядывали к нему, «когда нужда есть скотину какую забить или шкуры выменять».
И вот из характера его занятие и вытекает завязка сюжета, основной конфликт:
«Жизнь отнимающие всегда бобылями жили да на выселках, чтоб не перешла кровь на добрых пахарей, а через них - на землю-кормилицу. Вот и Зарёну смерть чужая сгубила, на руках мужниных в дом принесённая...».
Вера в мистические проявления (переход греха с мужа на жену) и привела к тому, что главный герой захотел взять вину на себя и вернуть молодую еще Зарёнку, пострадавшую за его дела. Только здесь как раз упущены некоторые подробности того, как заболела жена, почему все-таки главный герой связал ее болезнь и смерть с кровью на своих руках (инфекция?). Сила предрассудков, царящих в описанном мире, видна, как этого и хотел автор. Иначе бы не вышло сюжета.
Что вообще можно сказать о главном герое – Чернаве? Он полностью вписывается в быт, сюжет, вероятно, он слишком ведом сюжетом. Потому что, не разбирая дороги, идет на колдовской ритуал во имя своей жены. «- Да пойми ты, ведьма! Не могу я её отпустить. Ровно самому живому в могилу лечь...» - лишь репликой из монолога выражается его безмерная любовь в Зарёнка, как то, что предшествовало воскрешению ее. Но после, конечно, широко описываются проявления любви: уход за женой, прощение ей проступков, то как он закрывал глаза поначалу на уходы ее по ночам и следы, явно указывающие на вину жены.
Силен образ ведуньи. Но сильна ли она? Опять же – жертва корысти, из-за проявления низкого чувства мести, она не спасла когда можно было Зарёнку, а потом, побоявшись угроз от Серпника все же рассказала ему тайну воскрешения.
Стоит отметить то, что удачно в композицию этого образа вписывается указания из ритуала:
«В час Мёртвых придёшь к древним костям, очертишь пеплом из этого туеска круг и положишь в нём жену свою и тварь чёрную...».
Показано, как речь ведуньи, оживая в памяти Чернава, вела его в сторону болот к старому кладбищу для свершения ритуала.
Здесь надо заметить еще одну пространственную связь, скрепляющую события. Где была воскрешена Серпника, там и происходили странные случаи: исчезала скотина деревенская, да и девочка Рада позже заблудилась именно там. Можно сказать, что данный момент вполне предсказуем: мертвая плоть идет туда, откуда взята она. Но я бы назвала его закономерным и логичный, подчеркивающим связанность композиции.
«- Кровь на руках моих, по воле Ярога или против неё. - Глухо прокатился над топью голос Чернава. - Беру на себя и вины Зарёны, дочери Ладны - и те, что были, и те, что будут. Не оставьте внука сыновей ваших, примите выкуп за жизнь её и передайте Жнецу» - с произнесенного заклинания и начались бедствия в деревне. Упоминается Жнец – фигура для поклонения, видимо, языческая. Как и Мертвое Око, и Огненное Око дополняет картину мира, видение мира персонажами рассказа. Также дополняет сюжет мистическими интонациями, так как образ Жнеца лишь упоминается, но не раскрывается полностью. Загадочностью подчеркивается страх.
Символично и то, что в ритуале была использована кровь собаки Ночки, верной помощницы охотника. Как убил он ночку, так пошло на спад его дело, так и начались его беды.
«А Зарёна в ладони, сложенные горстью, собирала горячий алый поток, к губам подносила... Потемнело в глазах у Чернава. Не видел он больше ни лютого пира, ни жертвы, сброшенной в топь, не слыхал слов, что сплетали уста окровавленные...» - кульминационный эпизод рассказа, конечно, предсказуем. Сразу видно, что из мертвой уже плоти живого человека не вернешь. «Автор дает подсказки: Исхудала разве, да всё никак румянец прежний не возвращался»; и о том, что раскраснелась и оживилась Зарёна после первого случая исчезновения козы.
Все детали ведут к кульминации, которая, отнюдь, не заставила Чернава поверить глазам. Не зря автор описывает недомогание главного героя, намекая на то, что могло увиденное им быть наваждением. Любовь Чернава к жене как раз и проявляется в том, что закрыл глаза он на ночные похождения. Да и речь ее: «Ведь чиста я перед людьми и Ярогом, нет на мне вины...» - остановила на время метания главного героя, так подчеркивается поклонения богам, важность веры.
И только когда пропала дочь у соседки, и в который раз обратились к Серпнику помощью, он увидел чужое горе и решился на важный поступок.
Последний эпизод – разговор с ведуньей.
«- Зарёнка, зоря моя ясная!.. Что ж она творит?.. Как же рука поднимается - просто так жизнь отнимать?!
- А не она это, - будто спокойно отозвалась старуха. - Ты и сам не знаешь, какую жуть ночную накликал. Да и мне неведомо, кто за обещанным приходит...» - развязкой рассказа служит объяснение. Но можно ли считать загадку разгаданной, кого винить? Человека, который прошел против смерти или смерть, которая пришла в облике его возрожденной жены.
Такой выбор предлагает автор. И выбор этот повисает в воздухе над главным героем.
«- А сам неужто не знаешь? - Булатом острым резанул душу пристальный взгляд ведуньи. - По своей воле Жнецу поперек дороги встал - и не ведаешь?» - только в этой реплике виден намек на печальный исход, и в том, что дети Чернава и Зарёны остались сиротами.
Можно ли назвать данную историю сказкой? Определенно, нет. Эта история, стилизованная основательно под мистическое сказание, наполненная страхом перед высшими силами и страхом отвечать за чужие грехи.
Рассказ выделяется, прежде всего, стилем и речевым рядом: «сердобольные», «ровен час», «чурались», «ведунья», «жилью человеческому». Построение фраз тоже подвержено стилизации – инверсии в каждой фразе.
Единственным недостатком, но, скорее, жанровой особенностью произведения, является то, что герои, как бы-то ни было, шаблонны. Серпник – отшельник, живущий своим ремеслом и любовью молодой жены. О его характере можно сказать мало, но, как и положено в таком сюжете, данный персонаж обладает силой и решимостью.
Ведунья – типично для подобных произведений и события. Чем запугана сама, тем и запугивает других. Не любят ее жители, что свойственно, за то она и обходит их стороной, не прощая обиды. Однако, добра, как и все люди.
Зарёна – хозяюшка, иначе не назовешь. Ее в рассказе мало, хоть и строится сюжет на ее судьбе.
Именно в выборе и ведении каждого персонажа проявилась мифичность истории. Они – загнанны в рамки мировоззрения и не отступают дальше, чем положено по сюжету, не видят и не размышляют о большем.
Вот так. Отзыв превратился в рецензию.
Nyerewen11-12-2007 20:17 №5
Nyerewen
Уснувший
Группа: Passive
Кайлин, спасибо! Замечательный отклик!.. И правда, не отзыв, а целая рецензия) И очень верно подмечено многое из задумывавшегося. Но есть, конечно, и то, с чем я как автор не согласна ;) Вот дождусь слова Протеза и отпишусь подробнее)
А вообще, есть задумка на небольшую повесть по миру Ярога... Не столь мифичная, конечно. Но пока в замысле слишком много логических нестыковок, к сожалению( Потому и стоит.
Истина в душе каждого из нас... (с) Кришнамурти
Nyerewen12-12-2007 21:02 №6
Nyerewen
Уснувший
Группа: Passive
Протез, благодарю! :) И принимаю практически все поправки) К сожалению, рассказ настолько устоялся, что переписывать его сейчас нет никакой возможности. Более того, есть смутное ощущение, что при переписывании он просто посыплется, и потому все недостатки (и обезличенность Заренки, и недостаточная прописанность мотивов старухи-ведуньи, и однозначность образа главгера) так и останутся)
Кстати, удивительно, что и Вы, и Кайлин оценили ведунью, скорее, отрицательно... На самом деле (то бишь по невоплощенной задумке автора :))) ), это самый неоднозначный персонаж) И - лицо самого автора в данном рассказе)

Еще раз - спасибо за рецензию! :)

Сообщение правил Nyerewen, 12-12-2007 21:23
Истина в душе каждого из нас... (с) Кришнамурти
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 36 •