Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Бог есть душа мира
Энопид
Солнцу-нужны-окна   / Проза
Вспомнишь ли ты меня...
Глава I. На старт…внимание…

Расческа, бутылка холодного чая и набор ластиков. Я снова вернулась к машине и бросила покупки на заднее сиденье. Денег было еще полно. Я не была голодна, но поесть себя заставила. Не имею представления о человеке, который не знает, как кормят в придорожных чебуречных, ровно как и о том, из чего там они крутят свой «харощий фарщ, слющий». Я смеялась своим мыслям и уплетала гадкий чебурек.
Потом встала и зашла за кафе. Конечно, нужда быстро забылась – не очень хотелось осквернять своими человечьими позывами произвести самую ненужную из материй этот невыносимо прекрасный пейзаж. Настоящая вересковая пустошь. Так и несет кучерявым фолком, нежной мандолиной и живописными рваными ботинками. Да будет мир. Как танцевать хочется…
«Конечно, заставить себя поесть и минус-поесть – и даже неумно об этом рассуждать – вовсе не гадкое последствие нашего животного происхождения, и трудно согласовать это с не-свободностью любого человека. Каждый имеет эти черты, так что не сказать, что они ограничивают свободу… Господи, куда меня несет».
«Я свободна?… Свободна ли? Я владею свободой или свобода меня поработила?».
- Я ее раб! – и я дернулась на резкий голос за спиной. – Она помыкает мной, как хочет, эта девка. На шею села и хлыстик не забыла.
Характерный, весьма выразительный на рожу брюнет в уродливых, темных и теплых (жара же!) тренировочных штанах, протирал пластиковые столики с зонтиками «кока-кола» и шумно открывал душу девице в белой кафешной униформе – она стояла ко мне спиной.
Я села в машину, достала с заднего сиденья чайную бутылку, уже оставившую на обивке темный влажный след, почему то (вот глупость) наводивший на мысли об откровенном. Попила, расчесала волосы, нацепила темные очки (как отвратительно, когда нос под ними потеет) и дала газа. Моя машинка. Плоть и кровь (извините – сталь и бензин) моей моторной и легкой воли.
Можно отправиться куда-то, рисовать тот вереск, который не сторожат ни чебуречная, ни подкаблучники в синих штанишках.
«О, женщина! Кто же тебя лепил из этой гадко крошащейся на ладонях, липнущей к пальцам, пугающе нежной глины, кто подвязывал ее связки на все то, что она способна сказать (вопреки всем законом существования нашего мира – он и сам, как женщина, родился из взорванной звезды. Непознанный…)…
Мужчину уже знают. В нем хороша его стоическая, непревзойденная правда. В женщине такой правды нет.
Из чего же сделаны женщины… фигура, которая неизбежно похожа на музыкальный инструмент, будь то безупречно-отточенная скрипка или пухленькая мандолина. И гладкость, которая иногда превращается в гадкую скользкость, и черное кокетство, притягательное и бессмысленное, траурный тюльпан (не тронь…)… и эта почти мистическая жестокость, которая в считанные минуты превращается в самую изысканную - (но) самую неприхотливую нежность! Не затем ли тот «кто-то» тебя слепил, чтобы ты была такой, какая ты есть, о, женщина.»

Безусловно, он не был моим ключом к жизни, о которой я мечтала. Но в мои милые шестнадцать именно он стоял, поперечный и перечащий, зазубренной недвижной шестеренкой в моем молоденьком лебедином горлышке. У него было редкое эпическое имя, Артур. Он был джазмен, семьянин до кончиков фактурно высеребренных жизнестойкостью волос… и просто славный малый, чьи советы деликатно и ненавязчиво вращали мой кукольный мозг. Картина следующая: мечтательная амбициозная девочка, мечтающая дарить добро и свет, и Учитель от Бога, рожденный и живущий, дабы наставлять юных нахалок на путь истинный. Артура я любила без памяти, его уроки, его советы… наши отношения учителя и ученицы были прямо-таки кисельно-нежной идиллией, пока вдруг в конце учебного года он не заговорил о моем образовании. Мол, надо продолжать образование, школы мало, твои великолепные мозги пустуют почти полностью, в них столько еще можно ввести вакцин с информацией… Как же противны были мне сами эти беседы а-ля беседы по развитию речи в детсаде «Кем быть?». Когда гаденький мальчик, с которым заставляют писать в одном туалете (взрослые ведь так не
делают! возмущается моя детская душа…), мямлит картаво: «Пава'ником! Туфыть пава’ы», и сладкая девочка с самой дорогой барби надменно скрипит, проговаривая «Р», презирая «пожарника», что хочет быть «певицей и актрисой»… и вот кошмар повторяется. Дорогой Артур, мой сэнсей без кимоно, наставник без хлесткой линейки, вдруг распинает меня и приступает к пытке. «На кого же ты пойдешь учиться?».
- Где меня научат быть свободным человеком? – спросила я. Уж не могу сказать, что конкретного получила в ответ… а не конкретность меня и не занимает. Мир достаточно классифицирован, разделен на проводочки (какой бы отрезать, чтобы взрыва избежать?..), так что не конкретное почти лишено фактического права на существование. Этот провод обесточен, эта валюта обесценилась.
Разочарования я не испытывала, но с Артуром произошло что-то вроде раздвоение моего понимания его личности… просто-напросто того Артура, с которым у нас была большая учебная любовь, голова отказывалась помещать в один контейнер с тем Артуром, который заводил эти страшные беседы. Психологическая защита – однако. Артур был упорен, а я – непреклонное злое дитя. Ну как тут найдешь священный компромисс, если уж даже ради него я не желала начинать суетные поиски вуза, где все равно ни под каким соусом никто меня не захочет… аксиома же. Но Артур верил в меня в другом контексте, нежели я без упрека верила в себя. И сердце возмущалось: Но Я! Я, мое эго, вовсе не центровавшее вокруг скромной бусинки своего существа этот бренный мир… просто мечтающее… о… свободе...

Глава II.

«Углубляясь в еще более непостижимую котловину, в мое детство, я осознаю, что некоторые вещи, причинявшие мне боль, невероятную боль – сейчас разносятся мной в пух и прах, как придирчивым модным критиком. Каждый лоскутик, каждую пуговку того наряда, в который облачено мое прошлое, я холодно и беспристрастно подвергаю пытливому анализу. Если бы я делала что-то подобное не со своей жизнью, а с чьей-либо еще, это должно быть не менее унизительно и страшно, чем первый поход девочки к гинекологу. Я прощупываю злосчастные внутренности своим воспоминаниям и думаю… Черт возьми, Жизнь ты моя несуразная! Не могу понять, чем же ты так сложна, что я возомнила себя отличной от других.
И вроде бы действительно – история девочки, ничем не примечательная, как у всех, со школой, с первой щенячьей лизней и любовью, не желающей сопроводить на выпускной (о, ужас). НО!! есть, есть оно – это шумное и упрямое «но». Совершенно ни в чем не заключенное, отправленное в свободный полет опровержение всей моей стандартности и обычности. Ну совершенно не знаю, чем именно его объяснить… проще разбирать, долго разбирать по ребрышку всякое произошедшее в ту пору событие, чем подобрать обобщение и сказать: чем я… особенная.»

* * *

…Лучшая подруга моя в тринадцать с хвостиком (этот мой жиденьких хвостик, болтавшийся вечно косо, вылезавший дурацкой сосиской из толстой-толстой резинки) была настолько странной, что даже я ее не могла понять до конца. Странность ее главная была в том, что ей нравилось абсолютно все, что я говорила, делала или планировала. Любой мой случайный истерический выпад – лакмусовая бумажка, проявлявшая в ее глазах меня «уникальной личностью, задыхающейся в рамках системы» (не цитата – но характеризует ее мысли. И это ее манера речи. Мда…). Любая моя наиглупейшая фраза (обыкновенно таковыми являлись мысли вслух) лишний раз доказывала ей, что я фонтанирую творческими изысками и, господи мой боже, являюсь неподдельно гениальной. Меня это смешило бесконечно – я не просто не знала себе применения, я даже творчество оценивать не умела. Насчет последнего моего свойства у нее тоже была целая теория.
- Ты достаточно талантлива, чтобы считать себя равной им и иметь критическое суждение о них! – глаголила моя подруга.
Как-то я сидела за партой, ковыряя мягкое дерево стержнем шариковой ручки. Хоть убейте, не помню, о чем я думала, когда тихо вякнула:
- Я чувствую себя жуком.
Моя подруга, решившая, что у меня полет гениальной фантазии, нуждающийся в подпитке, тут же завела с потаенно-восторженной улыбкой:
- Расскажи!
- Че тут рассказывать? Просто жук. Я НАВОЗНЫЙ ЖУК. Ну, хорошо. Я НЕнавозный жук.
Все это выглядело как тихая истерика, но подруга, конечно же, была в восторге и требовала, чтобы я записывала «подобные мысли». Я подумала в тот момент о толстом ежедневнике, накачанном тупыми рассуждениями вроде «я НАВОЗНЫЙ Жук», и подумала, что если не позволю себе рассмеяться, то у меня что-нибудь порвется внутри, но все обошлось.
Более ранние воспоминания связаны, в числе прочего, с моей тетей. Особенно хорошо помню ее видной девушкой семнадцати лет, казавшейся мне воплощением женской тайны. Она писала стихи, и это стократ усиливало ее обаяние. Еще она пела. У нее было сочное и песочное грудное контральто, от которого было жутковато и сладко. Пела она иногда и мне свои замысловатые экспромты. Странно, когда в гостях у ближайших родственников пятилетняя девочка вместе с кефиром и печеньем перед сном принимает тягучие песни, после которых тревожно спится.
Она склонялась ко мне и шелестела:

Я привидение водной станицы,
Детям ночами шепчу небылицы,
Скользкая гадкая морская змея.

Мне совершенно не было страшно. Только если чуть-чуть – как если смотреть ужастик, где будет хороший конец, и тебе уже очень давно это известно.
В восьмом классе я особенно остро чувствовала, как мой пульс пережимают клещами. Систематически угнетают мои мозги – распластав по линиям в тетради. Засучив рукава, окунают меня в чернила. Я долго была в детском ступоре и не слишком хорошо понимала, что давит на меня так. Сначала мне казалось, что это была просто одна персона – моя физичка; Тетка, похожая на убогую тощую амфибию, улыбающаяся разве что из ехидства, она производила на своих питомцев впечатление похлеще жесткой порнографии или книжки про инквизиторов и ведьм. Но, как я уже сказала, классе в восьмом я поняла, что причина моего дискомфорта (тотального) зарыта поглубже… Школа. Само это сухое сладковатое слово – черствое и приторное слово, мучительно-жаркое греческое словцо, под которым скрывалась душная система. Вот она, какая причина… моего несогласия со всем окружавшим меня. Дисгармония была такой колючей, что раздражение мое пугало меня саму – перспективой превратиться в ненависть, ненависть ко всему миру в частностях и в общем монолите… И это была устрашающая реальная перспектива. Я считала диагноз «ненависть» проклятием… может, потому, что воспитывали меня в вере в бога Социума. Главной заповедью со времен трусов с утятами и предновогодних горчичников для меня было одно: человек неотделим от Мира и Людей.

Помню свои пятнадцать лет, они связаны с первым моим сексуальным опытом и первой любовью, которые друг с другом, по иронии судьбы, даже косвенно связаны не были. О первом рассказывать нечего, скучно это. О втором могу сказать, что это было нежное платоническое чувство к моей однокласснице, с которой я мечтала подружиться с первого дня пребывания в школе. В пятнадцать мое чувство носило уже вполне сформировавшийся характер – совершенно настоящая любовь, с достаточным сексуальным подтекстом, с бесформенной причиной и очень четким ощущением Смысла. Доступ к дружбе с этим восхитительным созданием с рыжими волосами едва ли не до колена, которое фантастически играло на флейте и великолепно ориентировалось в математике, я получила тогда же. Она заболела, а предстояла контрольная работа по новой истории. Так уж вышло, что придти к ней домой и помочь ей переписать и
понять многочисленные конспекты, поручили мне. В действительности это был мой добровольный порыв, лишь подпираемый столпом коллективного пожелания.
Помню, я шла к ней домой, с совершенно не нужной мне бумажкой с адресом, смятой и брошенной в карман. Шла через старый парк. Очень старый. Была холодная поздняя весна, похожая на зеленую осень, как сестра-близняшка. В парке пели скворцы, пели, как в последний раз… совсем все наоборот. Косые серые деревянные заборы со старыми родинками гнильцы нестройно теснили парковые тропинки, когда-то (мыслимо ли…) придуманные для украшения и лишь сейчас по-настоящему одушевляли этот парк. Тенистый парк под грубым, как мешковина, небом, затянутым слоистыми облаками. На этой картине было всего три действующих лица… первым было мутное озеро, промозгло и недоразвито зацветающее у восточного берега. Там сидел второй – седой рыбак, спавший со своими карасями из целлофанового пакета, как мертвый. Третий был на противоположном берегу мутной воды, у него был этюдник, и он рисовал растущие вкруг озера вязы. Пока я проходила этим берегом, молодой художник с крупными кистями рук и крупными кистями в руках опустил и те, и другие в воду, и аккуратно вымывал краску между каждым волосом кисти. Тогда я думала о… расскажу в другой раз…
В сонливом квартале, где сам бог велел болеть, был желтоватый дом, где жили на двух этажах две семьи, и как раз на втором – моя возлюбленная со своими родителями и маленькой сестричкой. Давила на глаза огненная грива, так роскошно раскиданная по постельному белью, и прожилки в ее глазах я с метрового расстояния видела как под микроскопом. Меня смущало, как блестели крылышки носам в ментоловой мази, и весь ее вид, маленькой (обычного роста, тонкая девочка, а я выше аж на голову), в белой детской майке… смущал почти до слез. Я объяснила ей удивительно спокойным и ответственным голосом (актриса??…) все пропущенные ей темы, не плавясь от ее доброго «спасибо», совершенно отключенная, я ушла и долго плакала, идя закоулками парка. Плакала без причины – безнадежность моей любви не грузила так, как просто ощущение привязанности. Неужели каждый должен быть привязан?.. К пескарям, к однокласснице, к картинам?…
Помню, что думала на обратной дороге: больная фантазия, пусть однажды какой-то безумный, привязанный художник, мечтающий написать миф, привяжет мою любимую к древнему вязу… и мысль: вспомнишь ли ты меня, когда поймешь, что такое быть привязанной, и лелеять это, как большой подарок, призванный сделать тебя «стоящей»?

* * *

…и еще много разных вещей из разряда «вспомню – расскажу». Пожалуй, есть тут некоторые расхождения с тем, что привычно, а?..

Глава III.

Итак, мои покупки: расческа, бутылка холодного чая, набор ластиков. С бутылкой я расправилась быстро. С расческой пришлось обращаться аккуратно, потому что предыдущая серьезно пострадала, заблудившись в моем стоге витого русого сена. Терпеть не могу церемониться с вещами. Презираю, глубоко презираю их хрупкость… и Платон, умный мужик, еще рассуждал о каких-то божественных шаблонах.
Даже с вещами, к которым испытываю чувства – это бумага, новые ластики, перочинный ножик и карандаш – я не привыкла работать аккуратно, как то подразумевает профессионализм. Рискну описать, что видел бы человек, наблюдающий мою работу:
«Любой портрет начинает без наметок, рисует даже не начиная с лица. Вопиющее невежество. Карандаш ей использует всего три сорта – Н, В, НВ. В основном – третий, использовать другие в нужный момент – похоже, ленится. Нужно сделать жирную линию – нещадно давит на несчастный НВ, как будто трудно взять В, и малюет с энтузиазмом первоклассницы и остервенением фашиста. Когда нужно сделать линию тонкой, скорей будет пятнадцать минут вырисовывать кончиком НВ одну злосчастную линию, чем возьмет твердый карандаш. Если что-то не получается, без пощады к бумаге, раскрашивая ластик, трет рисунок так, что кажется, он сейчас кровью будет истекать. О, ужас, невежество так режет глаз…».
Вот какая я. Приготовились? Ныряйте…
Покупка была предназначена для удаления лишнего вереска с листа бумаги, где все происходит так, как Я хочу. Там этой травки будет ровно столько, сколько мне надо для того, чтобы моя пустошь была совершенна. Я буду клонить тенистые волны трав так, как мне хочется, на усмотрение ветра, который дует в сторону моего дыхания и не посмеет отклониться без моего ведома. Эгоизм? Нет. Скорей, безотчетная любовь к тому, что ко мне не требовательно. Природа, Дорога. Я их люблю и стремлюсь утопически воссоздать точеным куском графита. Скажете, бесполезно? Но здесь я богиня и царица. Богиня куска резинки, королевна грифеля и фея бумажки.
Я и моя нахально-красивая машина, которая летает так, что не успевает покрываться пылью, - отправились в дорогу.
Мой вереск нашелся не так далеко от паршивой чебуречной, и я расположилась на капоте с альбомом, планшетом и карандашом. Сидела по-турецки и смотрела вдаль. Смотрела долго, прежде чем приступить к работе. И, конечно же, все, что вмещали мои глаза, я была просто обязана не уместить, а раскинуть на этом А4. И, конечно же, начала я рисовать этот пейзаж уж точно не с линии горизонта, а с канавной травы на первом плане. Почему рисунок так непластичен, у него такая маленькая емкость… Весь мир на нем уместить еще сложнее, чем пропихнуть его, скатав трубочкой, в очко камеры. Какая несправедливость… одинаково тесно и на салфетке, и на А4, и на ватмане, и на блокнотной бумажонке.
Помнится, когда я жила дома, я сгребла весь запас ватмана, какой был затеян для живописи в стиле Джексона Поллока (люблю его…), но не получилось разбрызгать абстрактные лилейные поля на этих листах – я завалила ими комнату, и, ползая на карачках, склеивала их скотчем в единое целое, затем перевернула и стала чиркать углем невероятный портрет в полный рост. Это был довольно призрачный персонаж, вроде бы мужского пола, почти неопределенного возраста, совершенно невероятной расовой принадлежности и невменяемой красоты. Я мазала его лицо в натуральную величину с таким любовным усердием, что папочка запаниковал, что дочура вздумала творить себе кумира и бог весть чем заниматься по вечерам возле этого иконостаса эстетики. Я так нежно тушевала его кожу, что она наверняка была способна осязать – и уж точно этот так испугавший отца «идол» прекрасно видел меня с той самой секунды, как в его зрачки упало по капле белой краски светлых бликов. Я почти в них отражалась. Я мечтала только об одном – перегрызть пассатижами своего усердия все предрассудки, каковыми считала великие законы физики, и создать не просто Человека в натуральную величину, реально важного своими размерами, чтобы это создание существовало наравне со мной, коварной физичкой-амфибией, создателями ее хреновых законов, моим щепетильным отцом, ненаглядной рыжей одноклассницей, глупой подругой… Мечта ударила мне в голову плотной безрассудной струей. Я расчесывала кистью волосы моего Новшества, Открытия, Героя, Воплощения – в полной уверенности, что сухую реальность я перешагнула.
Закончив свой запальчивый, но сверхъестественно одухотворенный труд, я с некоторыми трудностями и при участии булавок прижала Человека к стене и отошла как можно дальше, чтобы воспринять полностью поглотившую меня масштабность четырех ватманов и человеческого существа, восставшего из них.
И я ужаснулась.
Прекрасный, удивительный человек и почти инопланетный пейзаж за его красивой спиной… они были размером точь-в-точь реальные, можно было спутать, но картина была увеличенным вариантом обыкновенной. На блокнотный рисунок, виртуозно исполненный, бухнули большое увеличительное стекло. И никаких изменений… мой человек стоял в дверном проеме, наличником были края моего рисунка… Края. Моя работа, нацеленная на бескрайность, была закована в рамки, и перспектива, объем и прочие идиотские приемы не спасали моего человека.
Я порвала его в клочки, плача от жалости – убивала бесполезного человека за его бесполезность, и не понимала, справедлива ли я. До сих пор предпочитаю не думать об этом, кстати – не уверена, что вообще когда-нибудь себе на это отвечу.
Я порвала его в клочки, и оставила только глаз. Прекрасный пронзительный глаз черного угля, чуть крупнее моего. Оставила, потому что человек мой был красив, но оставить его я не могла. А глаз – потому что оставлять нос как-то глупо, а ухо – странно. Я вожу его с собой, этот глаз… оберег? забавно…
Итак, я продолжала свой поиск. Я сидела на капоте своей машинки и рисовала окрестный пейзаж, опоясанный солнечным светом. Когда трава пропускает сквозь себя солнечные лучи, кажется, что свет идет от земли. Это безумно красиво. Нарисовать сложно – только если очень хорошо намутить с акварелью. Я в художественном смысле безграмотна, не по правилам мешаю краски, с кистями обращаюсь неаккуратно, и как правило мне лень писать красками. Так что я обращалась к этой форме работы редко… но любила, когда горизонты моих работ начинали светиться.
Моя работа расцветала серебряной штриховкой, растушеванная по белому дымка зеркально передразнивала пустошь, которую я рисовала. Мир так непередаваем… Каждому ли это мешает до конца быть удовлетворенным проделанной работой… Должно быть, это зависит исключительно от амбиций. Да, конечно, проще достичь цели, если она простенькая. Но я не знаю, стоит ли считать простенькой работу лишь потому, что она не направлена на преодоление грани естественного… Мой труд над угольным человеком был космически амбициозен, но не всякая работа должна быть такой… и иногда меня посещает мысль о том… что это вообще глупо… Но что есть произведение искусства, если не то, что способно переломить законы природы. Перемена! Ввести ее, как вакцину от всех пошлостей и плоскостей, в свою работу… Кому-то это дается проще, как мне. Потому что для меня эта задача принципиальна… и добровольна… кому-то это в тягость, это ломает. Слом, необходимый ветке, чтобы дать новый побег. Тяжело, конечно. А вы как хотели?..
Слой за слоем я снимала кожистый покров со своего воображения, чтобы заставить рисунок преодолеть рамки листа. Экстремальная точка, где воображение становилось обнаженным нервом, неизолированным проводом – это та чертовщина, которой грозит любой творческий процесс, и острота этого ощущения повышается с ростом потребности и способности творить. В минуту достижения этой экстремальной точки (все, все в мире можно свести до точки!!.. даже творчество..) этого компактного бога, художника, лучше не трогать. Он может ударить током или заразиться извне чем-то очень вредным для его голых внутренностей. В свое время это была очень мучившая меня мысль… о том, можно ли вообще художнику вообще жить не в одиночестве и не в изоляции, если любой художник обладает подобной профессиональной патологией. Я не воспринимаю это мой образ жизни как одинокий или отшельнический, мне не по душе поэтические сравнения моей души с неупокоенным призраком, принцессой в пустом запертом замке, изгнанным степным волком и прочей мурой. Пусть этим занимаются те, кто пишет одиночество на картине.
Я не одинока… я больна, больна естественной и оттого совершенно не пугающей меня болезнью художника, и мое так называемое «одиночество» – оно, может, микстура, которую я принимаю регулярно, а может, диета, которой я аккуратно и непринужденно придерживаюсь; или лечебная мазь, которую я таким жирным слоем втираю в кожу, что так или иначе я живу под заметной поволокой ее запаха. Как постоянно хватающий бронхит ребенок всю зиму излучает горчичный душок…И ведь он привыкает. Как я. К этому, знаете ли, нужно трезво относиться.
Моя изоляционная ветрянка хорошо предохраняет меня от всякого дерьма, которого можно нахвататься людям вроде меня, неаккуратно контактируя с человечеством.
Это мой путь, я не переношу левых дорожек. Если я вижу распутье, я еду по той дороге, над которой висит солнце в эту минуту, но не по той, над которой блекло тычется в воздух дорожный указатель.

- Когда же ты переменишься?! – вопрошала мать, и я ничего не могла ей ответить. Что же, она сразу увидела мою перемену… перемена унесла меня из дома без надежды на возвращение. Мамочка.
Иногда со мной случается что-то странное… я живая. Поэтому я иногда – очень редко – плачу по ночам. Я специально спускаю на тормоза, когда чувствую ком в горле, съезжаю на обочину, и моя машина ждет, когда я, влезая с ногами на сиденье, утыкаюсь в его спинку, как в мамину, и реву, безумно и не щадя глазных сосудов, к утру краснеющих, как у плененного детьми дикого крольчонка. Если попутчик спрашивает меня утром, что с моими глазами, я ссылаюсь на дорожную пыль. А ночью я плачу – всласть нарыдавшись, я вырубаюсь, как дитя, и вспоминаю зелено-оранжевые бантики, нарисованные на фланелевой простынке. Я любила спать в маминой ночнушке, не отдавая ее маме, потому что она часто стирала ее. А я любила
занашивать ее почти до псивости. Как раз тогда мой запах впитывался в хлопок, и наши с мамой запахи смешивались.
И я рыдаю… Это не священно для меня, так что смейтесь, если хотите. Можете посочувствовать… разрешаю. Только пусть это не касается меня. И мы договорились…
Рисовать было приятно. Карандаш шел легко. Я с удовольствием прорисовывала травинки, но они все равно выходили единым целым. Моя Вересковая Пустошь, утопия той вересковой пустоши, что простиралась передо мной.
Мелкие драчки мыслей в моей голове, обычно одолевавшие меня по вечерам, уже перестали швыряться перьями и комками бумаги, наполняя беспорядками мою черепушку. И это был первый сигнал к тому, что пора спать. О том же говорило и солнце, сползавшее к горизонту… Я люблю спать на закате. В это время обычно спят дети, и это делает меня предметом света. Людям повезло однажды побывать детьми. Воображение у них есть… А это очень, очень ценная вещь… Потому что она украшает действительность. Значит, дети воспринимают мир во многом эстетичнее, целостнее, богаче взрослых. У них одно неоспоримое, в отличие от невинности и беспечности, преимущество перед Большими – их действительность не отретуширована теми шероховатыми цветами, какими во взрослый мир вторгаются следы пережитых горестей… Он более первозданен, значит, способен в юношеском запале подарить этим людям больше.
И, как то ни банально, я уважаю в людях способность сохранять в себе детскую сердцевину. Я даже не способна до конца оценить это качество для себя. Лучшие люди на моем пути были детьми в совершенно приспособленном к жизни взрослом теле. Готова поспорить, если в них не бывало при этом божественного дара, то они достигали этого… росли до умения быть детьми. В противном случае падали до инфантильности – нелепым прикрытием неумения чувствовать сердцем… Решили вы так: рассуждает тут, а сама… О, не думайте так… Я – ребенок. В своем роде.
Но больно путаная моя жизнь. Казалось бы – как легко. Дорога, прямая, повороты. Белая черта, разделяющая два движения, выбирай на вкус, считайся только с одной-единственной чертой – с этой белой полоской. Но здесь есть в чем запутаться… нужно помнить о распутьях. Нужно помнить о границах… Нужно помнить о горючем. Такая жизнь, когда, как у всякого обывателя, к каким я, такая «гордая птица», себя – ну конечно же – не отношу, - но отличие заключено в очень и очень… многом. Вроде бы, все так же подвержено сомнению, так же ограничено мерами дозволенности и территориальными предрассудками, все так же исчерпаемо и упирается рылом в купюру. Но есть то, что меня отделяет от той трухлявой муки принадлежать чему-то, от которой не избавиться обывателю. Я свободна, и я люблю свободу, я не вижу ей предела и дорожу свободой. Я не из дикого леса дикая тварь… мне, как видите, есть что любить и в моей ровной щебнево-асфальтированной жизни есть чему радоваться, у меня есть кумир и есть любовь и счастье. Все это заключено в моей свободе – от привязанностей, от обязательств, от социального. От всего, что мне с малолетства так омерзительно.
Рисунок был готов. Я слезла со своей многострадальной машинки и открыла багажник. Множество папок, которые, в свою очередь, битком набиты файлами. И в каждом из них – рисунок, вырезка из моей истории, самый лестные ее элемент: я рисую.
Папка, что лежала сверху, еще не была забита битком. Я картинно расписалась в углу нового рисунка, поставила год, число (хотя не помнила точно – девятое сегодня или десятое, благо, еще не совсем с ума не сошла – помнила, что июнь). Потом вложила младенца в колыбельку и закрыла на ключ. Поехать… дальше…

Вечер был голубой и звездный. Я знала, что он будет коротким, и потом наступит ночь, когда нет никаких рейсовых автобусов на трассе. А это значит – все ночные путники мои. Катать потерянных в ночи гуляк – основной способ моего заработка.
Я неслась по трассе, и пока никого не видела вдалеке… но это только пока. Скоро начнется.
Я чувствовала невероятный кайф от бешеного ветра и движения, но если бы в тот момент меня спросили, что мне нужно для абсолютного экстаза, я бы сказала, что мне позарез нужно: денег, объятий, вина (красного), хорошей бумаги на завтрашние рисунки. Это, конечно,
был бред и каприз… но ведь никому он не был помехой, даже мне самой.
А все-таки, не помешало бы сейчас кагора.
Вот. Один стоит и голосует. Мужчина с минимумом багажа – топчется на обочине, ловит меня.
Я остановилась и в сумерках позволила себе довольно нахально его оглядеть.
- Здравствуй, крошка…
Но он мне однозначно не был по душе.
- Крошки у мышки-норушки в дырушке. Туда и поезжай. У меня маршрут другой.
- Простите, - быстро ответил тот и с довольно глупым мимическим вывертом указал узловатыми пальцами на свой пухлый рюкзачок.
- Садись.
И сел.
- Сколько?
Я, конечно, загнула, но он дал.
Мы ехали. Он назвал место… ехали молча. Не меньше часа – потом остановились, я решила организовать «перекуш». Я достала какой-то хрустящей дребуды вроде сухариков, печенье и сок. Пока я сидела и хомячила это все единолично, не предлагая попутчику, он смотрел мне в рот, и я про себя посмеивалась хамству каждого. Так я закончила есть, облизнула пальцы, смахнула с губ крошки и завела машину. И мы молчали.
- Меня зовут Квинта, - заявил он. Я едва не подавилась, так распирал смех от его выпендра. И это, по-видимому, только начало…

Щеколда, дом. Дом родной, щегольские обои, искусственные деревья в горшках с грунтом по углам, небольшое количество фотографий – архивы в этом клане не имели ценности, и бережное отношение к себе снискали разве что из-за мещанского желания обитателей квартиры казаться не менее мещанским соседям благополучной семьей. Какой, возможно, мы и были. Папа был не последним человеком на не последнем заводе, и его манило в этом мире все, что связано с чистыми зубами, машинами семейного класса и перспективами. Он был первый и последний маразматик на моей памяти, имевший при себе консервативную зубную нить. Он был столь же помешанный на недорогих и солидных авто, как и любой средних лет, роста и достатка мужчина при семье и даче. Дачу я помню очень хорошо – эти очертания крыльца, стройные и ароматные после покраски, и не уважаемые мамой щитовые стены.
Мой папа любил все, что обещало ему продвижение в карьере. При этом он с парадоксальной для человека разумного непосредственностью опускал тот факт, что его стабильное продвижение по карьерной лестнице однажды приведет его к той самой заплеванной и прокуренной лестничной площадке, разговоры о которой пускали отряды мурашек под чистой волосней на его руках… о начальстве… Возможно, сейчас он большой начальник, но, в таком случае, это уже точно не тот папа, которого я знала, как облупленного, над которым смеялась и которому с таким удовольствием мешала заниматься важными делами. «Я прошу тебя, дочь, ну выйди на пять минут, дай мне поработать…» - терпеливо, устало. Щеколда закрывается. Ковер, дверь, щелк – кухня.
Моя мама любила все, что показывало ей, как она молода, и не выносила всего прочего. Это, конечно, очень потаенная ее суть, не особо фигурировавшая во внешней ее жизни. Она любила готовить, чем новее и необычнее блюдо – тем лучше. На самом деле это было связано с ее желанием ощущать свою память (в том числе – на уникальные рецепты) свежей и юной. И это ей давалось уже не навыком, а образом жизни. Она любила макияж ровно до тех пор, пока не упоминались выщипанные в ниточку брови, ядовито-розовая помада и лазоревые тени до бровей. Ибо все это прочно ассоциировалось у нее (да и у меня) со старухами. Она, конечно, читала современную литературу, которой могла бы увлекаться интеллигентная молодежь. Конечно, не красилась, как молодящаяся кондукторша, в желтковую цыпу-блондинку, ни в рискованный и демонстративный рыжий, ни в общепринято считающийся старящим черный. Разумеется, она была каштановая, как мисс Венесуэла, и берегла зубки, пусть и не так тщательно, как отец. Она любила меня. Я была очень ранним ребенком, и, как и все в ее жизни, счастливой случайностью подчеркивала ее юность. Но я ушла, и мы не увидимся больше.
Не встретимся… но вспомнишь ли ты меня, если увидишь однажды девушку, похожую на ту, что уходила десять лет назад из твоего дома? Щеколда надежно заперта.
И вот, мы едем, и он говорит: меня зовут Квинта. Мне даже не смешно. Я просто вспоминаю о родителях, слежу за дорогой и мечтаю рыгнуть, как злостный мужичина, но я не одна, а себя уважать приходится, ибо я весьма заносчивая персона, требующая к себе уважения.
Мой вечерний попутчик оказался настолько потешным, насколько я того ожидала от его колченогости, от его неуклюже-крупных ладоней и уморительной клички, которую он ввернул совершенно некстати.
- Просто мне везет на число пять. Как ни посмотрю на часы – вечно пять или без пяти, то бишь пятьдесят пять, две пятерки…
- Ну, все, все, можешь не разжевывать, - добродушно гикнула я, но при скрипичной терпкости моего голоса прозвучало это как не слишком приятная ирония. Но, конечно, меня не больно это волновало. Да и попутчик мой уже, кажется, собрал свое естественное впечатление обо мне.
- А как тебя зовут?
- А также возраст, номер телефона, адрес и группу крови?
- О, ну я пока не собирался становиться твоим донором…
- А ты что, хоть кем-то мне быть собираешься?
Было видно, что бедняга окончательно скис. Форменный спаниель. Мне даже показалось, что у него уши осели. Хорошие, кстати, уши. Я такие люблю, крупные, красивые. Брови тоже. Вообще, выразительное лицо у него, когда не делает эту постную обиженную мину. Нет, ну ей-богу, как же это не мужественно!..
Итак, мой Пятерня загрузился и молчал. Я решила нарушить тишину – добить его или ободрить, уж как то выйдет.
- Чтоб ты знал, я – без определенного места жительства, надеюсь, это охладит тебя, а так же я безработна, что должно тебя утешить, и, наконец, у меня нет телефона, что не может тебя не поразить. И, наконец, не менее безымянная, чем ты, уважаемый Пятница, Пятак или как там тебя.
Закончила я, пожалуй, неустойчивой ступенью, но я люблю авангард, так что не добавила ничего к тому, что вроде бы нуждалось в логическом продолжении.
- Однако, - только и сказал «Пятница», и я не ответила ему. Потом он закурил, и я требовательно протянула ладошку. Дал прикурить, и мы ехали, курили, иногда Квинта осторожно поддерживал беседу. Удивительно, но что-то выходило из этого, более или менее путное. Хотя сам он все еще был непутев и непонятен для меня, как и его левое имя.

Глава IV. Пять баллов.

- В чем смысл твоей жизни?
- О, ну знаешь… сейчас… Я еду заработать денег.
- На достижение цели?
- Ну, можно сказать и так… Мечта у меня, в принципе, есть.
- Мечта есть в принципе? – перефразировала я (как обычно). Пятак проигнорировал:
- Мечтаю заработать денег и жить в свое удовольствие… - сказал он не очень мечтательно, но вполне гордо.
- Какое же удовольствие ты имеешь ввиду? Дороговизна приторной клиторной жизни?
- Ничего не делать, наконец, в этой жизни… О, господи, как я устал.
- Приляг на заднее, обещаю не приставать, - выдала я с комичной серьезностью.
О, да, я не пристала бы к нему теперь уже ни за что… с этой секунды этот Пятачок уже не существовал для меня как мужчина. Мужчина – то создание с бешеной закваской творца, которому необходимо быть деятельным, любящим, понимаемым и необходимым. Которому должно быть отвратительно две вещи – одиночество и бездействие.
…Был один такой на моей памяти. Мне было тогда пятнадцать, я еще не потеряла своей невинности (физически), я уже знала, как целоваться и как придуриваться и чувствовать себя
великолепно. А он проводил меня до дома по темным улицам. Он был такой, какие мне нравились – крупные уши и брови, высокий и веселый, - НО.
Пока мы дошли до моего двора (где после благополучно зависли в двухчасовом поцелуе, площадь которого была от ушей до бюста включая губы) – я успела понять, что это существо уже непонятного для меня пола имеет планы в каких угодно муках как можно быстрей заработать денег, чтобы «от него все отстали и дали провести все оставшееся время на диване в ничегонеделании». Ну-ну, думала я, выкуривая его сигарету, а про себя подумала, как справедливо было бы со стороны Господа забрать к себе этот тюфяк, как только он ляжет на свой диван, и пусть Обломов обломается, ибо бесполезным нечего болтаться на свете, продавливать своим телом (единственным половым признаком в их существе) диван. Нет пользы – нет смысла… он же, черт возьми, мужчина!
Конечно, это черт-те что уже категорически не смогло бы меня возбудить, разве что мне было приятно такое внимание к моей шее – никогда не считала ее привлекательной. И, разумеется, он очень расстроился, когда его хлопоты надо мной в течение двух часов не привели ни к чему. Я не ощущала особого прилива моральных сил, но удовлетворилась тем, что была его стараниями в хорошей физической форме, и меня очень смешило како он огорчился, что его оставили без секса. Лицо его было, как у обиженного щенка. Очень неумного щенка, очень.
А утром мне было дьявольски тоскливо от того, что я потратило на него два часа… была у меня в годы домашней жизни такая привычка, о наличии которой сейчас не могу судить точно – при нынешнем моем стиле жизни не проявляется она – эта привычка искать смысл и знак во всякой мелочи или драме или колоссальной радости в моей жизни. От и до – всякий мой поступок и всякая мысль, на каких случайно останавливалось сознание, подвергались скрупулезному анализу… если смысла не находилось – я начинала страдать, пока не искупала чем-то содержательным зря отрезанный от жизни лоскуток. Некоторые удавалось даже присобачить на место суровыми нитками самолюбия и крепкими швами надежды. Так и жизнь моя превращалась в развеселый воображаемый печ-ворк…
И вот, я, прикрыв засосы (порядочно алые, чтобы показаться непорядочной) невозможно красивой косынкой, для которой мне нужен был повод, больно красива (не я - косынка), надушилась и поехала в школу… глядя на свежее облепиховое солнце из окна автобуса я вдруг подумала… что-то есть в том, чтобы прятать за ароматной шейной косынкой следы поцелуев.
Я = Женщина!.. …все уныние как рукой сняло…
А если сейчас взять да попользоваться этим «мужчиной» – не откажется же он, в конце концов, такие не садятся в машины с девицей за рулем, если не настроены опробовать с ней заднее сиденье (хотя чем переднее не вариант…)… вот просто взять да и дать. И что изменится?
Ничего… никогда… не изменится…
…подумала я и сказала:
- Давай потрахаемся?
Квинта прямо-таки ошалел от восторга. Я была тронута его выражением лица, когда он чуть ли не в шепот срываясь, тявкнул:
- Ты что… серьезно?..
- Нет, вру безбожно.
- А… сколько? – растерялся балбес. «Обычное дело… ну, а что, куплю хорошие карандашики…».
- Четыреста. – («…Ох и ни хера себе карандашики – вот я оборзела-то»…)
- Это со стоимостью проезда? – совсем выбила я его из колеи, но он держался вполне сносно – я еще не умерла от смеха.
- Без, - ласково улыбнулась я.
- Ок… - сказал он. – Деньги тебе вперед?..
- Нет, дурень, зарплатой на карточку в конце месяца! – расхохоталась я, ждала-то этого уже давно, а вот для Квинты было неожиданностью мое веселье, и я сочла нужным пояснить: - Пятница, или как там тебя… я не проститутка, а ты никуда не убежишь, деньги я взять успею, в противном случае ты выйдешь дальше пункта назначения…
И снова улыбнулась ему. Так, что аж представила мультипликационный блеск на своем клычке, сопровождающийся типичным «дзыньк».
Потом я закинула согнутую ногу на руль и выжидающе посмотрела на звезды, мне тогда показалось, они должны сейчас почувствовать себя некомфортно. И что со мной делало ощущение власти над не слишком даже стоящим существом – я распоясывалась. Если мне и приходилось ощущать власть над человеком, которого я уважала, меня несколько стесняла такая честь. Я бывала в таких случаях довольно безынициативна и даже скромна.
Я аккуратно припоминала про себя эти случаи, пока Пятак нацепил презерватив на свой возрадовавшийся аппарат, когда он приступил к делу, я перешла к мыслям о настоящем. Ночь была хороша, меня возбуждала мысль о множестве жизней в траве за обочиной дороги, о том, как хорош птичий саундтрек со стороны лесополосы – в эротических фильмах единственный возможный соловей носит красивое имя Элвис или что-то вроде, что, конечно, изысканней, но не так экзотично, как… шум пылинок в воздухе – я слышала даже их… Луна была прямо над моим лицом и напоминала мне шляпку бледной поганки. А у меня сейчас будет как раз замечательный цвет лица. Замечательный контраст этот тоже меня возбуждал, потому что я теперь себе нравилась. Меня возбуждало и увлекало все, кроме Пятерки и его пятерни на моей груди. Но мне вполне хватило той энергии, что я получила от того «вокруг».
- Ты обалденная… - пробормотал Квинта, отползая на свое сиденье и застегивая штаны. - …а тебе хоть как?.. понравилось?..
О, господи, вот уж бездарный вопрос для мужчины!
- Ну… на пятерку. – сострила я, ибо мне лень было объяснять ему, как немужественен этот вопрос – маркер неуверенности, разочарованности, уязвимости…
В ответ на мое заявление пятерочник не постеснялся облегченно вздохнуть и сказал:
- Волосы у тебя очень красивые…
Я так остолбенела от этой фразы, что даже спросила:
- В каком месте??…
Квинта устало посмеялся и сказал:
- Обычные волосы, на голове… они у тебя охристого цвета и очень мягкие. Очень красивые волосы…
- Спасибо, - сказала я, пожав плечами. Потянулась в направлении кармана его джинсов – он собирался обрадоваться, подумав, видимо, что я собираюсь расстегнуть ему ширинку, но я лишь выудила из его кармана кошелек, отсчитала то, что мне причиталось, показала ему – пусть не думает, что я жулик – и, отправив зеленые в свой карман (какие деньги этот пятак с собой таскает, мельком подумала я!), завела машину, как ни в чем не бывало.

- Мне тоскливо, - с горечью сказал он через пару часов пути.
- От того, что почти приехал? – спросила я, не слишком заинтересованно.
- От того, что еду, как ты, в никуда, и ни черта не помню, откуда и от кого.
В духе этого в целом банального типа было бы сказать «откуда и от кого бегу» – ведь это куда более пафосно и провокационно, но он не сказал, и тем привлек к себе мое внимание.
- Однако, с какой же стати ты делаешь обо мне выводы? Я помню, откуда еду, и от кого, тоже помню. Я могу назвать тебе адрес и имена, от меня не убудет. И не знаю, сколько ты на своем пути выпил, что забыл эти факты…
- Быть может… не сомневаюсь, что ты помнешь адрес и имена, но не уверен, что помнишь рисунок на кружке у себя дома, какой у тебя был матрас, насколько сильно отличался запах домашней кухни от придорожных чебуречных. И вряд ли помнишь чувство, которое ложится вместе с тобой под привычное одеяло в твоей комнате и пахнет водой из-под обычного твоего душа.
И даже бесполые создания ведь могут сказать мудрые, действительно мудрые вещи. О, человек, ты неоднозначен…
И я промолчала, я буду рада, если Квинта будет блистать дальше… Я уже давно не испытывала потребности в постоянном поиске смысла, он и теперь сам меня нашел.
- …я уже давно не помню. Мне грустно вспоминать мое имя, мою фамилию, ведь я ушел от дома очень, очень далеко. Я очень одинок и мечтаю о покое, мечтаю о глупой мягкости дивана и терпеливой женщины.
Пожалуй, мне все же понравился этот Квинта. Хотя это, в общем-то, ничего не значит. Я не то чтобы была исполнена доверия к нему… Я знала, что такое доверие. Мне приходилось узнавать его с одного взгляда.
Я ехала в метро однажды, давно – в вагоне было полно народу; я стояла, а еще стоял один мужчина, красивый, средних лет, невысокий… миловидная рыжая женщина, не старше, чем я теперь, сидела на корточках и завязывала ему шнурки… получилось это вполне просто. Она сказала: «У тебя развязан шнурок». Он собирался нагнуться и завязать, а она просто его остановила, улыбнулась и быстро опустилась на корточки. Он доверял ей настолько, что не сомневался в том, что выглядят они совсем не нелепо – мужчина не моложе тридцати, явно умеющий завязывать шнурки сам, и его спутница, сидящая на корточках в полном народу вагоне метро. Он доверял ей настолько, что понимал, как они очаровательны в своей свободе, в своей заботе без предрассудков. Я завидовала этой паре, я обожала их, я прислонилась к двери, к которой нельзя прислоняться, и плакала общественном транспорте, доверяя разве что себе – настолько, чтобы понять, что и я не выгляжу нелепо… я просто бледна и чуть-чуть потекла моя тушь.

Глава V.

Я думала немного о том, вспомню ли я его однажды. Я привезла Квинту туда, куда он просил, и была рада проститься с ним с улыбкой, не вызванной спазмами сдерживаемого хохота, ни даже снисхождением. Я улыбнулась, он улыбнулся, и ушел в неизвестном направлении, а я сделала в том поселке у дороги, куда завезла его, некоторые незначительные покупки на незначительную часть полученных от Квинты долларов, и решила заработать еще, когда увидела объявление на баре, где собралась поужинать и, возможно, выпить немного текилы, о том, что нужны артистки на постоянную и временную работу.
Пою я неплохо, у меня достаточно хороший слух, прекрасный диапазон и вполне смазливый тембр, то есть все, чего более чем достаточно для пения в кабаке – вкупе с длинными моими ногами, уверенностью в себе (откуда что берется) и, как выяснилось, «красивыми охристыми волосами».
Хозяин заведения был рад рассмотреть мою кандидатуру на работу. Условия его были просты – без наркотиков, минимальный срок для временной работы – три ночи, основной репертуар диктуется заведением, а туалет в моем случае он решил не менять на казенный, сказал, что мои драные джинсики «вери секси», что еще для денег надо. Он заплатил мне вперед за три ночи на его сцене и предложил выпить.
- Я выпил бы коньяк, - с улыбкой сказал он, - Что ты будешь?
Эх, и как же хотелось мне текилы. Ненавижу коньяк, но знаю, что совпадение вкусов с собеседником придает уверенности, а я люблю, когда дружелюбным людям со мной комфортно. И я сказала:
- Я очень люблю коньяк, вы не бы ли бы так любезны?..
Он обрадовался, и бы приятно побеседовали за гадким напитком, я осмотрелась, беря на заметку, какова публика, как стоит держаться на сцене, чем дополнить репертуар, если в том будет нужда; присмотрелась к сцене и музыкантам, что работали на ней.
В тот момент худой парень в трогательных очках, приятного роста, возможно, лет двадцати семи, пел вполне выразительный поп-рок, ударник, как и принято, открывал рот и закрывал глаза, самозабвенно моча установку. Мне казалось примечательным, что чуть оскаленные лица барабанщиков и иноземный прищур делали их лица схожими с черепами, что символично, потому что они трудились над скелетом песни.
Басист был грустный мужчина с вялыми чертами лица и фигуры, примечательны в нем были лишь глаза – нежные, блестящие, как жемчуг. Его некрасивые руки держали гитару так, что его женщина (а на руке у него было кольцо), могла бы заревновать к такому нежному взаимопониманию. Басисты – вообще самые отрешенные персонажи, лид-гитарист больше ощущает присутствие коллег и публики, а бас даже звучит наименее зависимым от общей фактуры звука. Может, в силу своей незаметной незаменимости.
Лид-гитарист, правда, в этом ансамбле, не был столь же стереотипен, как ударник и басист, а был довольно отшибленный и явно не был выучен рисоваться не то что на уровне легендарной проходки AC/DC, а даже минимально выгибать спину и неудобно, но эффектно задирать повыше гриф.
В общем, самый адекватный из всех был вокалист – вроде бы, он хоть понимал, что он на работе, и работа его – лишь в недорогом баре, и что он – дополнение к пиву (да пусть даже и к вермуту)… НО еще этот молодой человек явно понимал, что его голос пусть и важен ему самому больше, чем публике, он подчеркивал для себя, что все же он ему важен. Что он у него есть, что эта публика его не то чтобы стоит его вкусного тенора, да и зарплата тоже его не стоит. От понимания последних двух несправедливостей, возможно, он и казался таким открытым для атаки, незащищенным – а вовсе не от худобы, не сказать, что он был тощ. И не от очков, они не были «ботанические». Но еще ведь было сознание своего умения, которое и оценить-то мало кому хватает способностей… Словом, от паренька веяло умопомрачительным достоинством. Я заметила, что переключилась на него с прочих мыслей и довольно глубоко закопалась, малюя его психологический портрет (грубо – поверх еще свежего воспоминания о Пятнице, гуру глупости. И даже заезжала мазками на присутствие угостившего меня коньяком работодателя).
- Мне нравятся ваши музыканты, - сказала я вежливо.
- Уверен, ты им тоже понравишься, - улыбнулся хозяин бара. – Начнешь через пару часов? Вечером красивая девушка на сцене уместнее всего.
Я поблагодарила за комплимент и за коньяк и решила пройтись по городу.
Выйдя, я посмотрела на свою машинку, припаркованную неподалеку, на ходивших мимо нее людей. Мне захотелось сесть за руль и унестись очень далеко, не возвращаясь через два часа. Не стала – вроде как расхотелось.
За рулем мне неудобно рассуждать. А сейчас я была в раздумье… И думала я о том, как сейчас в моем городе. Какая там погода и насколько растворены в воздухе призраки моих прежних дней. Может. Они сами считают себя чуть ли не плотью и кровью, да на костяке, а, появись я сейчас в городе, они приняли бы меня саму за призрака. Итак, я – белокожий фантом в драных джинсах, с собранными волосами. Если я сниму резинку с них и выстрелю ей в собственное колено, мне будет больно. Если я вырву один «охристый» волос (ох, Пятачок, и чем ты так рассмешил меня – этим даже не смешным эпитетом…) – он не растает на моей ладони, да и сквозь ладонь (у меня прозрачные линии жизни и любви, и очень устойчивая интеллектуальная. Денежная – дерганная и едва ли не тройная) не будет просвечиваться пыльный нищий тротуар. Однако если я появлюсь однажды в родном городке, совершенно невесомые духи моего прошлого примут меня за фантома и не придадут мне значения.
Еще я думала о стереотипности понятия «дом»… можно, можно не тосковать по своему дому, не испытывая при этом к нему ненависти! И можно всей душой стремиться бежать душой и телом дальше от дома отчего, да только убиваться по нему каждой вибрацией своей мысли. Как все субъективно – должно быть, о жизни действительно мог бы знать лишь тот, кто знаком с каждым сознательным существом на планете. Мы получили однажды целый рынок мировоззрений, всего не купишь… а каждый уверен – его товар достоин попасть на чей-то стол, в чей-то шкаф, на чью-то полку.

Мой текст на вечер был уморительный. Просто песенка, на английском, мотив я запомнила сходу, попса. Смысловая начинка – что-то смертельно банальное, типа "закрыв глаза, ты попадешь в мой мир, ты увидишь меня"… господи, прости. …Будь я чуть более одухотворенная персона, мне было бы продаваться проходимцу Квинте счастьем рядом с исполнением этой дребедени, но я спокойно отношусь к любому делу, за которое получу деньги, потому что деньги – наперсток, не дающий мне ощущать уколы, когда я вышиваю свою свободу.
Я познакомилась с музыкантами. Басист, судя по всему, плотно на траве, и мозги его разварились до такой степени, что кроме аккордов, ничего происходящего вокруг толком не понимает. Зато аккорды его сильны… Но говорить с ним, конечно же, не получилось.
Главная гитара мной не сильно заинтересовалась, и слава богу, потому что он очень сильно пах потом, а я не люблю смотреть на людей с жалостью.
Ударник, в общем-то, оказался приземленнее, чем выглядел за работой, и довольно эрудированный. Мы поговорили о роке. Он оказался большим поклонником «Лед Зеппелин», которые постоянно жгли из моей магнитолы. Мне понравилось его склонное к метаморфозам
лицо, я нарисовала с него быстрый потрет, который потом, однажды, доработала.
С вокалистом у нас не вышло столь проникновенной беседы, зато мне нравился его взгляд – очень уютный, с такими людьми, наверное, комфортно даже посреди Сахары, и даже если издохнет верблюд, и даже если кончится еда – по крайней мере, он будет так мягко смотреть, что, погибая от солнечных ожогов, его спутник не будет страдать, а уснет, как рыба. Такие были у меня странные ассоциации с этим парнем. Впрочем, в этом лоскуте моей жизни, который был цвета стоячих вод, я обо всем судила несколько непривычно для себя самой. Оседлые часы склоняли к рассуждениям, которые в конечном итоге сильно утомляли. Поэтому я общалась с музыкантами (познакомилась еще с несколькими, что сменяли сегодняшний ансамбль – только певец обычно не менялся, разве что в ночную смену пели девушки), и так избавилась от угнетающей задумчивости.
Я вышла на сцену, и мне очень хорошо, ладно зааплодировали. Я включила рубильник и засветилась шармом. Раскланялась, представилась. Новенькой тут были рады, теперь ждали от меня перцу. Я завязала концы рубашки над животом, перемигнулась с кем-то с ближнего столика и кивнула ребятам. Они заиграли что-то популярное, текст и мотив чего я разучила примерно за час до. Я не ожидала от себя некоторых изысков, которые, войдя в образ, ввернула в свой вокал, и песенка немного заискрилась. Звучало все сносно, мне нравилось, как укуренный басист самозабвенно тоскует на гитаре где-то поодаль, и что из-за «кулис» за мной посматривают, улыбаясь, хозяин кафе и худой певец.
Еще некоторое время я вполне недурно пела, потом юноша с первого столика протянул мне стакан вина, и многие аплодировали и подзуживали меня выпить. Пить я умею, так что показала им класс дерзким залпом и спела еще одну песенку, потом меня раззадорили аплодисменты, и я рассказывала шутки, которых наслушалась и запомнила предостаточно во всякой долгой дороге, когда подвозила какого-нибудь особенно разговорчивого типа.
В общем, мое выступление прошло с успехом, и хозяин, довольный, заявил, что на следующий день здесь возможен аншлаг, и что в этом случае он кое-что добавит к выплаченной сумме.
- Ты интересная девушка, - дружелюбно улыбнулся тенор и кивнул мне на выход во внутренний двор, где мы вечером сидели с барабанщиком. Планировка двора была такой, что происходящее там было видно если только желающим прогулять по пустырю, а тот пустырь, от которого двор отделялся забором и деревьями и живой изгородью, не слишком располагал к прогулкам.
Во дворе, кроме нас никого не было. Я почему-то очень хотела что-нибудь ему рассказать, но получилось только:
- Я приехала из *.
А я никогда никому об этом не говорю, и себе – тоже…
А он снял очки, но за ними не обнаружилось явного близорукого прищура. Он повертел очки в руках, потом заговорил о погоде, и так со мной не говорили о погоде.
- Когда такая сухая луна, мне противно, что я живу на этой планете, где бывает такая похода. Воздух пресный, небо обезвоженное.
- У него воды отошли, оно скоро родит до черта много звезд, - ляпнула я. Последний раз я очень давно ляпала глупости.
А он - улыбнулся:
- Я каждый вечер на это надеюсь, но звезды очень скудные выходят. Ты путешествуешь?
- Не то чтобы. Мне кажется, путешествие – это событие, а мой случай – это образ жизни.
- В таком случае, можно сказать, что ты странствуешь.
- Это чрезмерно романтично для меня, - рассмеялась я.
- А я думаю, в самый раз. Ты о чем-то мечтаешь?
И я замолчала. Я не задумывалась над этим – ни разу прежде я не задумывалась над тем, мечтаю ли я… Я свободна. Я берегу свою свободу, моя цель – не в мечте, а в сохранении достигнутой уже десять лет назад мечты. С тех пор, как у меня появились права на вождение, меня не видели в родном городке, а мне сейчас двадцать шесть лет. Мечтаю ли я? не помню…
Но, выходит, он задел меня за живое.
- Я мечтаю, что однажды мой мир переломится. Мне хочется что-то переломить, как иногда до изнеможения хочется хрустнуть суставами, чтобы не ныли. Он говорил примерно как я.
А мне захотелось тоже задать какой-то бешеный вопрос, чтобы не остаться в долгу. Тем более, что у меня был точный, и очень неоднозначный, дерзкий и непостыдный ответ «Нет!» на этот вопрос:
- Ты любишь?
Он курил, поглядывал на небо в ожидании хоть одной толковой звезды.
- Мне кажется, я могу серьезно полюбить тебя.
Я…
Оторопела?
…да нет. Просто я вдруг захотела ответить на собственный вопрос иначе, чем собиралась минуту назад. И эта мысль меня едва не убила…
А ответ от меня ожидался. Но я никогда, никогда так не скажу.
Мы слонялись, как овечки на выгуле, по этому дворику, потом он вытянул меня оттуда, за руку потащил к моей машине, взял у меня ключи, сел за руль. Я с удивлением обнаружила, что мне нравится, что он ведет мою машину…
Я прижалась к плечу. Неуклюже ткнулась в него носом и шумно вдохнула. Он смеялся, но я не вполне слышала. Я слышала запах – соленость, обычная мужская соленость. И именно он напоминал не просто вяленого в поту плотника, а просоленные морем шероховатые темные камни. И в ту минуту была необыкновенно, почти противоестественно доверчива. И доверяла я исключительно ему – этому возвышенному запаху тела.
Мы приехали к нему домой, в однокомнатную квартиру, где был странный кавардак. Занимались сексом, пока мышцы от наших эмоций не отказались. Целовались, засыпая, засыпали и пытались друг друга разбудить, крепко прижимаясь губами. И так продолжалось, пока мы не вырубились одновременно, к большой нашей удаче.
- Давай «странствовать» один день за пределами города? – предложила я утром, и он сказал:
- Я не согласен на день…
- Мы вернемся вечером и там поглядим, хорошо?
Он улыбался, и это было просто блаженством. Потом я показала ему полный багажник рисунков.
Глава VI.

Это был знойный день. Самый знойный, что я могла припомнить.
Он вел машину, я положила ноги на бардачок и рассматривала его плечо. И иногда дорогу впереди, которая плыла от жары, что стояла в воздухе. Зной и ветер были готовы обратить в воздушную серость нас обоих. Мне нравилась механика молчания, в котором проходил наш путь.
То и дело он облизывал губы. Держал рот открытым, как заморенный пес, и такими же, как у пса, большими темными глазами смотрел на опостылевшую дорогу. Высыхал на глазах.
- Давай остановимся, - выдохнул он, и поежился – должно быть, горячий воздух обжег ему глотку.
- Давай, - согласилась я.
Стояла на обочине замученная машина, мы сидели, в мокрых майках, совершенно не имея самообладания, чтобы оторвать спины от сидений… воздух раздражал меня, как мельтешащая перед глазами красная птица.
Он уже так уморился, что даже перестал облизывать губы. Я собрала всю волю в кулак и, опершись на ладони, поднялась к нему и промокнула его губы языком. Он благодарно моргнул, и я перебралась к нему на грудь, откуда удобно было хотя бы раз в минуту приподниматься и давать ему чуть-чуть прохлады.
Мы проторчали на обочине несколько часов, разделись до пояса и прилипли друг к другу намертво мокрой мягкой кожей, разморенной пеклом. Солнце изливалось на пустошь солоно и резко.
Полночи я пела в баре, и он не стал меня дожидаться, поехал к себе домой спать…
Я спела программу и, придя во двор, шаталась там одна с баночкой пива, из которой почти не пила. Никто меня не побеспокоил, потому что все уже разошлись – басист в какой-то угрюмый квартал, где продавали травку, хозяин – домой, высыпаться, барабанщик – на ночное рандеву (теперь ясно, что силы для ночи, которой хочется – найти в себе можно. Их ищешь стремительно и со всей возможной тщательностью…).
Я уже успела перенять эту повадку с прищуром смотреть на скупое небо. Я уже так же держу банку, как он, и если бы у меня были очки, я бы так же вертела их в руках… а линия любви на моей руке мне теперь будто бы виделась куда более четкой. Когда что-то тебя не интересует – не видно его сути в упор. Все неинтересное, но присутствующее – тяжеловесный намек…
«Вспомнишь ли ты меня, когда уже давно простишь мне мой непонятный выбор…».
Новизна. А еще боль. А еще самоотдача… а еще…
Как много страшных слов. Теперь-то я поняла, что призраки моего прошлого могли бы разве что звенеть мне по ночам серебряной цепочкой с крошечным зодиакальным медальоном, который мне подарила мама. А призраки будущего – они-то способны и грохотать тяжеленными цепями, и выть, и пугать меня. Я боялась. ДА, я боялась!…
«Я зачаточно люблю, и еще отдаю себе отчет в том, что любовь и свобода в дисбалансе. Я хочу его, и быть, и любить, и гордиться, и общую песню и картину и кровь»… и еще я так люблю свои картины, свою волю. «Хочу… что же… без желаний можно сдохнуть. Нужно чего-то хотеть, и нет, нет ничего страшного, если то невыполнимо»…
Я села в машину, повернула ключ так туго, что подумала – заклинило. Я бы заорала, заскрипела как ржавчина, да, признаю, и такая вышла мечта… теперь я мечтала. «Доволен?!»…
Пыльная дорога… мне было весело, как от вина, гитарные рифы катились колесом из магнитолы, я переливалась в них, радовалась себе и подмигивала солнцу, а пейзаж был почему-то несколько восточным. Я хотела написать что-то, но не позволила себе остановиться – внутри моей искренне ликовавшей оболочки стоял отчаянный визг: «Не останавливайся!!! Будет больно!!!!»…
И я не остановилась: Чувствую я в те минуты глупую, странную, бескрайнюю эйфорию. Я не знаю, что через минуты она пройдет, и я отупею от боли, и едва не врежусь в дорожный столб, который свидетельствует о том, что я выезжаю из этого злополучного района, где этот городишко, где тот бар…
Что я ударюсь лбом в руль и заплачу, потому что больно, только не там, где ударилась, а больно везде. Я не знаю, что спустя минуту я едва не рехнусь, потому что до меня дойдет, что ради своей свободы я отказала себе в чем-то… отказалась от неких свобод ради свободы же… я владею свободой – или свобода поработила… я еду, не зная, что спрошу это у себя, и Ты, оставленный мной позади – знаешь ли ты, что я едва не умру в одну секунду, когда не пойму уже разницы между свободой и полной ей противоположности, и в магнитоле все еще будет греметь гитарами Риччи песня о вечном пути в мифический город, но мне уже придется быть с самой собой совсем иначе… и вспомнишь ли ты меня, когда однажды, быть может, ошибешься и испугаешься так же сильно, как я, когда стало боязно менять и потому и пришлось поменяться… я знаю, что вспомню…
11 июня - 3 августа 2007
Москва-Краснодар-Нальчик-Москва
©  Солнцу-нужны-окна
Объём: 1.548 а.л.    Опубликовано: 07 07 2008    Рейтинг: 10.16    Просмотров: 3068    Голосов: 4    Раздел: Экспериментальная проза
  Цикл:
Проза
 
  Рекомендации: Ambidexter, Lexx, Мишель, Кицунэ Ли   Клубная оценка: Отлично
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
Ambidexter07-07-2008 17:11 №1
Ambidexter
Автор
Группа: Passive
Мне стало любопытно, поэтому отмечаюсь: прочитаю непременно, только чуть позже, с лэптопа (бедные мои глаза потому что), но предупредить счел необходимым.
Кстати, любопытно - откройте секрет: почему стирательные резинки фигурируют наборами? Первое, что заинтриговало.
Язык непохожий, что ценно.
Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало"
В. И. Ульянов (Ленин)08-07-2008 13:41 №2
В. И. Ульянов (Ленин)
Критик
Группа: Passive
Все как и было обещано в начале пути… Сперва история может показаться банальной, но она дополняется, получает уникальные черты, как и героя, когда та пускается в воспоминания, будто рисует. Каждый абзац – наблюдение себя, со стороны и изнутри, доводы, пересекаемые незаурядными метафорами, четкие черты увиденного на жизненном пути.
Портреты персонажей – особые и яркие, в них несомненное достоинство произведение, плюс смелость героини, умение находить своевременное и верное определение всем и вся.
Пусть ясно, что история о свободе, и вопрос в названии опять приведут героиню на дорогу от и к… все равно исповедь звучит. Живо и искренне, самобытно, полноценно, хоть и оставляет многоточия.
Мишель09-07-2008 15:58 №3
Мишель
Победитель конкурса к Дню Победы
Группа: Passive
и я обязательно отзовусь.
распечатала и унесла. Не могу с экрана читать.
Литература- не прокуратура. Писать надо о том, от чего не спится по ночам....
Солнцу-нужны-окна10-07-2008 15:59 №4
Солнцу-нужны-окна
Автор
Группа: Passive
Ambidexter, удивительно, что вас прикалывает это, но резинки иногда продаются наборами - жесткие-мягкие-средние, примерно как и карандаши. 0_о

На добром слове спасибо - я очень, очень рада, что кто-то не жалеет времени на то, чтобы прочесть это!

Kailyn, спасибо!! знаете... особенно рада я двум вещам) что прочли, потому что просто лениво бывает читать такой объем. И что заметили, что она смелая))) никто прежде не говорил) Спасибо!)

Мишель, понимаю. С экрана очень тяжко. Я вам уже очень, очень признательна за внимание.

Всем огромное спасибо за то, что пояснили, что значит доминанта "теплота". :)
Ambidexter10-07-2008 16:57 №5
Ambidexter
Автор
Группа: Passive
Честно, не знал про резинки! )) Времени не жалею, открыть секрет, почему? Потому что интересно. Разбиратель-рецензор (или рецензист? ааа!!! рецензент, во!) из меня никудышный, поэтому предоставлю такую возможность Мишель, ибо она умеет.
Единственно, на что обратил внимание, это упомянутая уже В. И. Ульянов (Ленин) самобытность. Свой язык, это важно, правда?
Читай только то, что подчеркнуто красным карандашом. У нас мало времени. © Тарковский, "Зеркало"
Солнцу-нужны-окна10-07-2008 17:06 №6
Солнцу-нужны-окна
Автор
Группа: Passive
Конечно, важно) Уже очень жду, что скажет Мишель.) вам спасибо большущее еще раз)))))
Мишель10-07-2008 17:49 №7
Мишель
Победитель конкурса к Дню Победы
Группа: Passive
А Мишель, т. е. я, скажет, что мне очень понравилось.
Знаете, я честно признаюсь, что пришла сюда по рекомендации пана Амби. ( Уж пан Амби никогда не ошибается в рекомендованном).
я прочитала вот только что.., буквально полчаса назад.
Отличная проза. Отличное произведение. ( Кое- где только опечатки встречаются, но это мелочь. Не это в произведении важно)
Важно то, как вы его сделали. Потому что это произведение можно прочитать и с конца. Прочитать конец и упереться в начало. Сильно сделано. Эффект недосказанности. Мне страшно захотелось прочитать еще...
Не знаю, при прочтении мне многое вспомнилось... очень многое. И даже свой давний романчик( нигде не опубликованный) " Роман о Романе". и детство вспомнилось. И отец, и Мама, такая, какой я ее представляла.
Многое... вспомнилось.
Хорошая вещь.
Уже давно- давно я не читала такого, от чего мне бы хотелось и плакать, и думать, и писать одновременно.
Героиня даже на меня чем- то похожа. ( Вот и примерила на себя образ)
спасибо!
Вы очень талантливый автор! Рекомендация вам!

Сообщение правил Мишель, 10-07-2008 17:51
Литература- не прокуратура. Писать надо о том, от чего не спится по ночам....
Кицунэ Ли10-07-2008 18:20 №8
Кицунэ Ли
Автор
Группа: Passive
Восхитительно.
Я выделила несколько деталей, чтобы процитировать, - но потом поняла, что это ни к чему. Так можно переписать весть текст в отзыв... ну, почти весь.

Восхитительно!
Любить людей трудно, а не любить - страшно (с) Flame.
Солнцу-нужны-окна10-07-2008 20:10 №9
Солнцу-нужны-окна
Автор
Группа: Passive
Лисица Ли, спасибо огромное.. очень, очень ценно, если хочется применить что-то прочитанное, потому что это значит, что написала не клюкву, я так признательна, что вы читаете и понимаете это, для меня просто ничего дороже нет..))))))

Мишель, спасибо, что прочли и оценили - кажется, вы поняли все так, как я хотела сказать. Простите меня за очепятничество, я их, гадов, не замечаю, когда написанное, любимое, свеженькое читаю на предмет обнаружения помарок.. Обязательно прочешу еще раз и все исправлю, а вас снова благодарю за понимание!!! *)
Apriori15-07-2008 10:56 №10
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
:): - смайл Шрёдингера
Lexx06-08-2008 20:35 №11
Lexx
Уснувший
Группа: Passive
Начало очень распологающее. Думаю, каждый, кто читает, вспомнит кого-нибудь с похожей манерой письма (мне оно напомнило Эмилию Галаган - есть у нас в Гомеле такая девчушка): лёгкой, доверительной - и обломается, так как здесь проскакивают сторонние нотки. Это не фальшь ... это как форшлаги, или что-то вроде того. Не дают расслабляться. Вот оно, непрямое проявление характера героя - через манеру изложения от первого лица.
А потом, с места, где подсаживается Квинта, вдруг начинается хардкор, и каждое слово приходится осмысливать. (И ведь не всё доступно для осмысления!) Не знаю, возможно, такова авторская задумка, но этот порог в изложении, думаю, многих смутит, и пусть они даже дочитают до конца, но не факт, что будут так внимательны, как в начале, и получат такое же удовольствие. По-моему, нельзя так менять темп произведения, ведь очень многие люди читают произведение в одном ключе, и если ты настроился на "скольжение" по тексту, то обрывки фраз и прочий "арт-хаус" пройдут в сознании поверхностно. Эффект от второй части при таком сочетании смазывается.
Всё это верно если только ты не пишешь книгу для "избранных".
Композиция - оригинальна. Не скажу что это такой уж перевёртыш о двух концах, но поветствование действительно имеет варианты изложения. И, как любое рассуждение, в этот рассказ даже располагает к тому, чтобы его читать, заглядывая сразу в несколько страниц, сравнивая, делая выводы. Рисуя картину.
Это было сказано не мной.
Сюжет... отсутствует. Или почти отсутствует. Интересно, что сразу этого не поймёшь. Сюжетную линию каждый строит в своём воображении сам (смотри выше). Сильный ход. А полное отсутствие конкретики в событиях (только действия, никакого антуража) умело маскируется и расчищает поле для воображения (смотри чуть выше). Это вообще дар. (Знаю, какие будут отговорки, вот и упреждаю.)
Что в итоге: небольшой начальный литературный опыт весьма одарённой личности. Неожиданно зрелый язык и композиционное мышление соседствует с неровностями в изложении. Возможно, сказалось то, что писался опус частями. Молодость, только и всего. Как почерк первокласника.
Сказать честно, что меня лично смутило? Началось Москвой, кончилось Вегасом. Понимаешь?

Всё будет. Долго ждать не придётся.

Сообщение правил Lexx, 06-08-2008 20:38
Солнцу-нужны-окна07-08-2008 10:20 №12
Солнцу-нужны-окна
Автор
Группа: Passive
Лекс! Очень рада, что ты ко мне зашел, вообще рада здесь тебя видеть). Спасибо тебе за критику! Поясни про Москву-Вегас, пожалуйста.
Lexx16-08-2008 01:43 №13
Lexx
Уснувший
Группа: Passive
Начинается рассказ, и создаётся антураж средней полосы России. Чебуреки, лужки, рыбаки, склеенный ватман, рисование на партах и т. д. Потом вылазит автомобиль внушительных размеров и с внушительным пробегом, бары с танцовщицами в небольших посёлках, доллары, хозяин с сигарой в зубах и прочий Дикий Запад. Это несвязно.

Зря ты писала об ЭТОМ.
Солнцу-нужны-окна16-08-2008 10:57 №14
Солнцу-нужны-окна
Автор
Группа: Passive
Я старалась пейзаж создать как раз невнятным.. Рисование на партах живо везде. Сигары в зубах я видела, не выезжая на запад, а "доллар" ввела как независимый интернационал, который давал бы минимум намека на место. Не исключено, что итог вышел не тот, к которому я стремилась - но на то я и плевала на место, в котором были мои герои. они-то меня волновали.
Что до "зряшности" - считаю, что "зря" писать вообще нереально, и уж тем более я не написала зря ничего, я писала все с подсмыслом и через личный фильтр, и что бы ни получилось - оно не зря.
Солнцу-нужны-окна02-09-2008 16:20 №15
Солнцу-нужны-окна
Автор
Группа: Passive
niquetamere, спасибо вам, что заинтересовались и прочли!
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 40 •