Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
И осенью хочется жить
Этой бабочке: пьёт торопливо
С хризантемы росу.
Басё
Открытое Сообщество Рецензенты Прозы Открытое Сообщество Лидер: В. И. Ульянов (Ленин)

Произведение: «Мир» - Хазар Хазаров
Рецензия: Grishkova Tatiana (Nina_Rotta), 0.417 а.л., 03 05 2007 // Все рецензии сообщества
Хазарский словарь Хазара Хазарова.

Рассказ Хазара Хазарова «Мир» отнесен автором к разделу «Экспериментальная проза». Эксперимент в его литературной деятельности? Или это, с точки зрения автора, эксперимент для литературы в целом?
Я же отнесла данное произведение к постмодернизму. Мне не чужда эта эстетика и посему читала «Мир» с интересом и даже удивлением, отмечая этапы пути, пройденные Хазаром за время его присутствия в литературном клубе.

Повествование в произведении ведется от первого лица. И автор рассказывает, что произошло якобы с ним, описывает чувства, мировосприятие ЛГ, смотрит на окружающую действительность его глазами. Это приемлемый фокальный взгляд, позволяющий читателю воспринимать события, ощущения, смену настроения ЛГ напрямую, вызывает яркую читательскую реакцию.

Развернутый сюжет рассказа - система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям – практически отсутствует. Автор смотрит на происходящее вокруг рассеянным взглядом, в его сознании всплывают случайные разрозненные эпизоды. Просто вспышки сознания, скорее образы, чем действия. Яркие, незаконченные, бессистемные, беспричинные. Присутствуют внесюжетные элементы (описания, авторские отступления).

Сами события, упомянутые в рассказе, протекают вне времени, отсутствуют причинно-следственные связи, нет относительной завершенности. То есть, элементы сюжета – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка – ослаблены или отсутствуют.

Плохо ли это? Не думаю. В данном жанре это типично. Ибо сейчас автор активно работает с нашими эмоциями, окунает в них почти малярную кисть, размазывает все грубыми мазками. Но читатели уже вовлечены: вызов принят, осмысление началось, рефлексия не за горами.

Тема произведения - основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание автор в своем произведении «Мир» - ностальгия по реальности, незаполненное временем и пространством полу-бытие, полу-существование.

Хазар описывает город:
«Автомобили продолжают нестись по этим автострадам, и сотни людей умирают от наркотиков, и люди пьют, умирают, женятся, лечатся и жалуются на жизнь, и провожают в последний путь, а кто-то бессмысленно шляется по ночным улицам в поисках пропитания или еще чего-нибудь похлестче. В общем, впереди только неопределенность, а потому, что все это происходит, по прежнему происходит, мне кажется, что все в порядке, и что все налаживается».

В городе все происходит одновременно, все взаимодействует. Но реальные встречи случайны, мимолетны, не становятся событием. ЛГ жаждет такой встречи, но это остается только стертым мыслеобразом. Глаза ЛГ не встретили взгляда другого человека. И такое долгожданное событие, как встреча, уже в который раз не заполнило смыслом время и пространство, осталось только точкой пересечения коммуникаций.

Действия практически не происходят. ЛГ движется вслепую от одного мыслеобраза к другому, бег по кругу, без ощущения человеческого тепла и участия. Жуткое одиночество в этом несущемся, догоняющем, реально-ирреальном мире:

«Над городом то ли дождь, то ли сумерки. Это время, когда кто-то догоняет кого-то на такси или бегом и, может быть, у него в кармане револьвер, а может быть скомканные листки или бутылка шампанского. Или, может быть, он догоняет ее в подъезде, и все становится ясным».

В самом пространстве рассказа: девочка, которая выросла и укрылась от взгляда ЛГ. И он только смотрел со стороны, сторонний наблюдатель, а не участник. Бана – призрачный пейзаж, туманное воспоминание. Пилоты не возвращаются, обреченные лежать на дне чужих океанов. Труп мужчины и женщина, в глазах которой непреодолимая печаль и равнодушие. Призрак, живущий в подворотне и ждущий кого-то.

Мир переполнен шумами:

«Сначала мне казалось, что где-то далеко грохочет гром. Но я прислушался, это ночные землекопы переворачивали землю. Или нет, шла музыка…»

«Жестокая, жестокая зима, в сопровождении языческих обрядов и бессмысленных выходок».

«В подвалах они изобретают новые звуки…»
Единственное теплое воспоминание в душе ЛГ: «Я мог бы рассказать вам про одну девушку или женщину. Мало что можно про нее рассказать, кроме того, что один раз я рыдал у нее на груди, словно был ее ребенком. Еще можно сказать, что, может быть, она была чудом, каких немного на нашей планете, и еще, что мы были странной парочкой. Но, в принципе, все это не важно».

Сухой остаток:

• Все проходит.
• Но, приходя сюда, чувствуешь себя воздушным шариком, крепко привязанным за синюю нитку, и не улетаешь.
• и падаешь на парапет, а рядом никого.
• Ему казалось, что он убежал от жизни. Но все еще впереди. Самое страшное за поворотом.
• Я выйду на улицу и найду мир. А мир не будет меня замечать.
• В твоем сердце тоска, и я не думаю, что это временно.
• В любом случае, я ухожу навсегда. Ты последний раз видишь меня таким. Уже ночь.
• он понимает, что это не повторится никогда.
• Снежные ветки и снег, накрывающий планету, и музыка. И ТАЙНА. ТАЙНА. ТАЙНА.

Тайна? Нет, не тайна, а - АД. Ад не вертикальный, а горизонтальный, на поверхности земли, в нашем городе, в душе ЛГ:

1. Святой Макарий Великий: В аду люди привязаны спинами и не могут видеть лиц друг друга.
2. Старец Силуан: Ад – это разлука.
3. Достоевский: Ад – невозможность возлюбить.
4. Румыно-французский философ Чоран: Ад – это крайнее удаление от растительной жизни, от ее ритмов, восхождения, роста, увядания. Ад – вне времени.
5. Наземный, плоский, горизонтальный Ад Босха. Каждый замкнут на себя, гротесково одинок.

Но где есть АД, там есть и РАЙ. И это воспоминание о чудной женщине с большой волнующей грудью. Ибо только на такой груди можно плакать, как дитя.

ЛГ не привязан спиной к другому грешнику, но тогда почему он «чувствует себя воздушным шариком, крепко привязанным за синюю нитку, и не улетаешь»?

А где есть АД, там есть и дьявол-искусситель: «Когда ОН предложил попробовать. И я попробовал. С тех пор я сплю. В полумраке танцуют. Научи меня танцевать. Но я так и не научился. Я такой скованный и неповоротливый. И все-таки это случилось. Хотя было хорошо и ему, и мне».

Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты рассказа.

1. Повествование ведется от первого лица. Однако в небольшом монолите текста начинаются метания от одного фокального персонажа к другому. Так называемое "прыгание по головам":
• БАНА склонилась тогда и смотрела на мокрый деревянный пол. Она не понимала как вести себя, поэтому так и замерла.
• Женщина сидела одна, за кухонным столом, а перед ней стояла зеленая бутылка. Ей показалось, что луна светит непривычно ласково, а земля уходит из-под ног, и будто она сама неудержимо запрокидывается назад, плывя вниз и раскачиваясь, будто на качелях, а в глазах непреодолимая печаль и равнодушие.
• И вот они летают над тем озером. Они хотели бы посмотреть в окно. Но не решиться. Что-то мешает. Удерживает. Манит. Заколдованы тоской. Постоянно возвращаются к началу. И не могут понять, как все это произошло.
• А когда я встречу первых людей, что будет? Как мне с ними разговаривать? Ты знаешь?
• О, Мама, если бы все было так просто…

В коротком произведении не должно быть такого количества фокальных персонажей. ЛГ не может знать, что творится в головах других персонажей. Это «глюк точки зрения».

Обратите внимание на некоторые моменты литературного языка повествования.

1. Описки: похлестче. Корче, это запутанная история.
2. Повторы слов в одном или близлежащих предложения. Повторы одних и тех же слов, рассыпанные по тексту:
• одна история
• Одна девочка
• одну девушку или женщину
• одного призрака
• в старом деревянном доме
• А за этим домом был двор. Во дворе росли кусты, дерево, светило солнце, и, вдобавок, в этом дворе жил пес. Не знаю, в чем тут было дело, но девочка любила приходить в этот двор и сидеть с псом.
• Может быть, в этом было что-то особенное
• Мало что можно про нее рассказать
• Еще можно сказать
• может быть, у него в кармане револьвер, а может быть скомканные листки или бутылка шампанского. Или, может быть, он догоняет ее в подъезде, и все становится ясным.
• Может быть, ждет кого-то.
• Может быть ничего, но это будет хоть что-то.
• ничего такого особенного не произошло
• в этом было что-то особенное или не особенное

3. Времена глаголов.
• Они хотели бы посмотреть в окно. Но не решиться. Что-то мешает. Удерживает. Манит. Заколдованы тоской. Постоянно возвращаются к началу. И не могут понять, как все это произошло.
Решиться? Мешает? Не могут понять? Все-таки описание дано в прошедшем времени.
4. шла музыка. ???????
5. Многочисленные «а», «и», «но».

Милорад Павич в предисловии к книге Хазарский словарь пишет, что читатель может ею пользоваться, «как ему покажется удобным. Одни, как в любом словаре, будут искать имя или слова, которое интересует их в данный момент, другие могут считать этот словарь книгой, которую следует прочесть целиком, от начала до конца, в один присест...»

Так и с рассказом Хазара Хазарова «Мир» мы можем поступать согласно нашему пониманию: читать, принимать, дописывать в своем воображении недостающие звенья сюжета, дорисовывать образы мелькнувших героев повествования. То есть, рассказ живет, дышит и жаждет нашего участия.

Ничего личного. Желаю Вам только успеха. Я теперь не пропущу Ваши произведения.

С интересом, Татьяна.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 21 •