Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Ударил я топором
И замер... Каким ароматом
Повеяло в зимнем лесу!
Бусон
Открытое Сообщество Рецензенты Прозы Открытое Сообщество Лидер: В. И. Ульянов (Ленин)

Произведение: «Марта» - Маська
Рецензия: В. И. Ульянов (Ленин), 0.418 а.л., 25 04 2007 // Все рецензии сообщества
Несомненно, это история любви, только странной любви, обреченной быть разрушенной о жестокие реалии жизни. О неожиданном чувстве, которое пришло вместе с героиней из ее собственного мирка – из провинциального городка – в Москву, к обычному семьянину.
Сюжет типичен для романтических историй. Девушка-одиночка делит маленькую квартирку и судьбу с любимым котом, работает в кафе, случайно знакомится с первым и единственным мужчиной в своей юной жизни, и он становится для нее смыслом бытия.
С первого абзаца автор старательно вырисовывает мировоззрение главной героини. Она сравнивается с необычной снежной весной. Сумасшедшие снежинки это словно мысли в голове у девушки с символичным именем. Снег в марте, и замерзшая Марта – с такого эпизода начинается рассказ о ее застывшей жизни.
Впрочем, такую судьбу героиня выбрала сама. «Марта всегда была «белой вороной» - так объясняются в рассказе странности девушки, но, не потому что она была отверженной своими одноклассниками, а потому что «ненавидела что-то делать только потому, что «надо» и «все это делают». Марта представляется безразличной к окружающему ее миру, событиям, инакомыслящей. Не зря приводится описание внешности героини – «большие зеленые глаза в сочетании с длинными рыжими волосами смотрятся действительно по-дьявольски» и «в средние века ее, наверное, приняли бы за ведьму». Вот эта мысль и становится главной в дальнейшем развитии сюжета. Потому что девушка не выглядит «белой вороной» в традиционном понимании. Она красива и дерзка – «всегда относилась с презрением к, каким бы то ни было, обязанностям». Дальше автор пытается раскрыть характер в поступках героини, отойдя от созерцания ее. Так, она: бросила музыкальную школу, «не стала поступать в институт, как все ее одноклассники, а просто собрала вещи и уехала в Москву». На данном этапе героиня выглядит отрицательной, несмотря на то, что первый эпизод должен был вызвать сострадание к девушке, одиноко сидящей на перроне вокзала.
Переездом в Москву завершается вступительная часть рассказ, начинается, собственно завязка сюжета, для которой в судьбе героини появляется мужчина.
«Ее размеренную одинокую жизнь нарушил Андрей» - так зарождалось их чувство. Само сочетание определений «размеренная» и «одинокая» настраивает на противоречивость этих отношений. «Размеренная» - значит, героиня была довольно своей устоявшейся судьбой, и к чему-то тут резко звучит глагол – «нарушил». Но в то же время она оставалась «одинокой». Так говорит автор, приписывая ей в друзья только рыжего кота. Однако никаких доказательств того, что жизнь в одиночестве приносила Марте страдания. Эпизод встречи будущих влюбленных разбавлен описанием весны. Вероятно, погода так подействовала на нелюдимую девушку, и «внутри нее сразу же зародилась какая-то необъяснимая нежность...».
Автор, как хороший рассказчик, смакуя каждую деталь, приводит описание Андрея. Только не с той позиции, с которой рассматривала бы его главная героиня – хватило бы слов о глубоких карих глазах. Андрей становится отдельным персонажем, когда читателю раскрывается судьба несчастного в браке мужчины. Только проблема «среднего возраста» подается очень романтично – «он ничего и не видел, кроме работы, постоянных упреков жены и усталости». При этом, оказывается, что у него есть любимая дочь – «Рада была единственным лучиком солнца в этой серой жизни».
Несмотря на глубокое погружение в мысли и проблемы Андрея, такой герой не выглядит несчастным. По сути, он искал замену своей дочери – «он поднял голову, чтобы посмотреть в лицо той, чьи руки были густо усыпаны веснушками, он невольно зажмурился, словно посмотрел на солнце». И у него появился второй лучик в жизни. Идеальным он мог показаться Марте, и уместнее было бы раскрыть его личную трагедию после их знакомства.
Влюбленная Марта отказывается от устоявшейся жизни ради ненадежной и хрупкой любви. Следуя своим принципам, она полностью отдается чувству, считая что Андрей – это недостающая часть в мозаике ее судьбы. «Марта знала о жене и любимой дочери Андрея, но не воспринимала их всерьез» - автор показывает ее увлеченной и легкомысленной, но до этого в ее поступках не было воодушевления (взять, хотя бы, ее безразличие к дружбе).
«Они понимали всю ненадежность и хрупкость их любви...» и «ей казалось, что он не может существовать отдельно от нее, и вечером не уходит к Инге и Раде, а просто растворяется в воздухе» - в этих фразах приведены два разных взгляда на отношения, которые приписываются главной героине.
Почему-то, в маскараде двойственности побеждает именно первый образ – девушка не выглядела наивной и знала на что идет. Ей было удобно с Андреем, именно там, в тишине, на диване. Завладевать им целиком она не намеревалась, потому что его визиты вписывались в прежний лад ее жизни («в жизни Марты практически ничего не изменилось с появлением в ней Андрея»).
Развязка сюжета – убийство, совершенное героиней. Но можно ли поверить, что девушка, верная своим принципам и жизненным устоям, способна на такой опрометчивый поступок? Либо она продумала все, когда украла пистолет, либо, настолько увлеклась мечтами, что не смогла отпустить и убила вместе со своей любовью?
Для таких вариантов не хватает убедительности. Должна была быть страсть, но ей мало уделено внимание. Женщина преображается в любви, и это нужно было показать. Больше психологии, больше обновленного взгляда героини на жизнь. Или, наоборот, погружения в мир ее сумасшествие (хотя таков исход маловероятен).
«Андрей привел Марту в свою квартиру, но, тем самым, он нарушил ее иллюзию...» - на этом этапе героиня представляется жертвой обманчивых отношений. Она плохо спит, плачет и боится потерять Андрея. Автор «подготавливает» ее к нервному срыву, нанизывая новые обстоятельства, которые бы пошатнули моральное состояние.
«С этого дня Марта стала…» и «В тот день Марта очень устала» - такие обороты ускоряют бег времени в рассказе. Словно между первым и вторым днем прошло много событий, в которых как раз и должны быть показаны душевные терзания героини. Но вместо этого автор вскользь затрагивает события (ограбление в кафе), которые как раз и стали первопричиной совершенного ею преступления, для которого нужен был огромный стресс. Но эмоции не показаны – «потратила очень много нервов», и все.
«- Но... но моя жизнь, это ты, и я никогда тебя не отпущу, я клянусь, ты всегда будешь со мной, я не отпущу тебя...» - так звучит мотив убийства. Однако, после слов о том, что Марта и Андрей понимали ненадежность таких отношений, такие слова кажутся неубедительными.
В рассказе очень хорошо показана странность героини, отрешенность от мира. Но показать то, как любовь изменила ее – получилось слабо. Хотя это и было целью рассказа – странная любовь и трагические последствия.
В рассказе очень странным образом сочетается своенравный характер героини и ее подчинение сюжету. Иногда, автор, объясняя те или иные поступки героев, противоречит тому, что говорил о них раньше.
Марта в начале истории кажется отрицательной, а под конец – становится жертвой, доведенной до сумасшествия.
Андрей описывается как страдающий и несчастный человек, но эти черты не опровергаются его поступками, и, в конце концов, он выглядит жалким и трусом.
Абстрагироваться от своих героев автору не удалось, потому что о многих важных чертах и событиях сказано, но действиями они не подтверждаются. И наоборот.
Сюжет ясен, построен прямолинейно. Поведение героев подчинено идее рокового чувства. Но в некоторых местах стоило бы правильно расставить акценты, вырисовывая восприятие героев.
Автор – хороший рассказчик. Вся история выглядит хорошо рассказанной, а где надо, описанной, чтобы можно было представить читателю картину.
Есть (и довольно много) хороших фраз нагнетающих психологизм, вроде – «Андрей уходил от нее каждый вечер, все еще храня тепло ее рук...». Но попадаются и слабые места, как раз в судьбоносных эпизодах.
«У нее не покрыта голова и на ее рыжие» - повтор местоимения
«Марта, словно не слышит их, она будто ослепла и оглохла и не реагирует ни на что, а полностью погружена в свои мысли» - перебор с усилением (словно и будто). На мой взгляд лишнее «а», как противопоставление.
«По обочинам дорог оседали серые…» - «на обочинах», «у обочин», вернее, а так – будто они пересели откуда-то.
«просиживая вечера в фитнесс-клубах и у подруг» - невозможно и бесполезно «просиживать в фитнесс-клубах»
«Марта улыбнулась ему, хотя никогда не улыбалась посетителям, а просто молча обслуживала их». «Хотя» - лишнее, потому что улыбаться - не означает молчать.
«Он грубо воткнул в ее мир свою реальность» - имхо, здесь получился бы очень хороший образ, если бы добавить слово «нож» (к реальности) для сравнения.
«- Я боюсь тебе говорить это... – Андрей начал говорить» - повтор глагола.
Рассказ написан с глубоким погружением в мир героев, что видно из старательного выписывания их внешности и чувств. С первых строк ощущается трагичность, к которой должна привести эта история, поэтому поведение героев воспринимается тут как главный фактор развития событий. История завершилась, замкнувшись на станции, с которой началось путешествие главной героини. Но, чтобы герои были живее, а их чувства пронзительнее нужно подробнее прописать моменты, затронутые бегло и общими фразами.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 20 •