Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру.
Периандр
Аскорбинка
135 лет со дня рождения русского певца Федора Ивановича Шаляпина
Событие:
Аскорбинка, 13 02 2008 13:56
Метасообщество Люди
Календарь памятных дат
135 лет со дня рождения русского певца Федора Ивановича Шаляпина

Тех почестей и тех восторгов, которые выпали на долю гениального певца, не имел никто. Могучий бас, равного которому не было в мире, да и вряд ли когда-либо будет еще… Перед Шаляпиным склонялись все, и его имя горело яркой звездой на русской оперной сцене.
«Это просто великолепно! Гениально!» – леди Грей, почтенная дама с молодым лицом и седыми волосами, напоминавшая портреты Екатерины Великой, захлопала в ладоши, кивая одобрительно своим двум гостьям, – таким же тощим, разодетым леди. После она подошла к рослому светловолосому гиганту с голубыми глазами, стоящему у рояля, и протянула ему руку для приветствия.
– Ваша «Блоха» так замечательна, и это ваше громовое «ха-ха, ха-ха» – даже зазвенели хрустальные подвески в канделябрах…
И отдышавшись, сказала: «Завтра вам, мой дорогой Шаляпин, должно быть особенно в голосе, – и она многозначительно посмотрела певцу в глаза. – Ведь я собираюсь представить вас королеве!» У Шаляпина от этих слов непривычно защипало в глазах. Про себя он только довольно хмыкнул.
…В каких только театрах он не пел и какие только вельможи и сановные дамы его не слушали – от их бриллиантов сверкали ложи всех ярусов… Где только ему не приходилось бывать – и в гостиной премьер-министра, и в квартирах музыкантов оркестра, пить шампанское в посольствах и портер с театральными плотниками… Чей только слух ему не приходилось услаждать, а вот приглашение петь перед чопорными англичанами его растрогало до слез. Так же, как когда-то из него, совсем зеленого юноши, вышибло слезу при виде часов на серебряной цепочке, поднесенных кем-то из публики на первом его «бенефисе»…
Фёдор Иванович Шаляпин [1(13).2.1873 - 12. 4. 1938] - российский певец (бас), народный артист Республики (1918). Было это в Уфе, куда Федор примчался из Казани вместе с другом-хористом, – антрепренер Сергеев-Самарский для летнего сезона 1890 года набирал в театральную труппу статистов и хористов. Густой басистый голос худющего и высоченного, словно колокольня, Федора понравился антрепренеру и 17-летнего Шаляпина без раздумий зачислили хористом, по контракту и жалованьем. Так началась его карьера певца.
...А петь ему всегда хотелось, все его безрадостное полуголодное детство. Оно прошло в Суконной слободе под Казанью, где в хлипком деревянном домишке, почти сарае, жили его родители. Они были из простых и перебрались из деревни поближе к городу, спасаясь от жестокой нужды. Здесь, 12 апреля 1873 года, у Ивана Шаляпина, крестьянина из вятских, и Авдотьи Прозоровой, крепкой сбитой молодки, и родился их первенец – Федор.
Жили Шаляпины убого – отец был писарем в Присутствии и весь заработок постоянно пропивал в кабаке, а мать надрывалась на поденщине – стирала и мыла полы. Впрочем, так жили все обитатели Суконной слободы – сапожники, каретники, скорняки, и Федор подростком у каждого из них побывал в «науке». Правда, недолго, потому что их соседом был еще регент. Вот к нему-то 12-летний Федор, с неохотой посещавший приходское училище, как-то явился и храбро спросил – не возьмут ли его в певчие... Регент молча снял с гвоздя скрипку и строго сказал:
– Тяни за смычком!
Он и заронил в душе у Федора первую искру к пению и тягу к театру – другой, яркой жизни. С тех пор и пошло: всенощные, молебны, свадьбы, похороны – для певчих всегда находилась работа…
О том, сколь могуч и тембрист его окрепший после юношеской ломки голос, Шаляпин узнал позже, уже в Тифлисе, куда занесла его нелегкая судьба странствующего артиста. И она же свела крайне бедствующего парня с его добрым гением – Дмитрием Усатовым, бывшим артистом императорских театров. Тот не только много дал Федору в плане постановки речевого голоса, но и посвятил его в святая святых вокала – в тайну малого дыхания.В сезон 1893-1894 годов исполнил партии Мефистофеля ("Фауст" Гуно), Мельника ("Русалка" Даргомыжского) и многие др. В 1895 году был принят в труппу Мариинского театра, спел несколько партий, однако дирекция императорских театров не обратила внимания на его талант. В 1896 году по приглашению Мамонтова поступил в Московскую частную русскую оперу, где раскрылось его дарование. Особое значение для Шаляпина имели занятия и последующая творческая дружба с Рахманиновым. За годы работы в театре Шаляпин исполнил почти все основные партии своего репертуара: Сусанин ("Иван Сусанин" Глинки), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Борис Годунов, Варлаам и Досифей ("Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского), Иван Грозный и Сальери ("Псковитянка" и "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова), Олоферн ("Юдифь" Серова), Нилаканта ("Лакме" Делиба) и др. Большой успех имел Шаляпин во время гастролей Московской частной русской оперы в Петербурге в 1898 году. Известный всей Москве меценат и ценитель искусства Мамонтов давно мечтал заполучить талантливого юношу-самородка. Савва Иванович даже взялся покрыть за свой счет неустойку за разрыв контракта, недавно заключенного Федором в Петербурге… Вопрос, слава Богу, уладили, и в ближайшие дни Федор блистательно спел в партии Сусанина. Успех был огромный – молодой бас, высокий, статный, по-артистически импозантный, быстро завоевал признание московской публики и стал ее любимцем. А дальновидный Мамонтов уже размышлял о том, как удержать ему эту редкостную жар-птицу.
…Среди итальянских балерин, выписанных Саввой Мамонтовым из венецианского театра «Фениче» на летний сезон 1896-го, была одна рыженькая, которая страшно нравилась молодому Федору Шаляпину. Звали ее Иолой Ло-Прести, по сцене Торнаги, и, как оказалось, она приходилась внучкой самому Джузеппе Гарибальди. Порхающая, словно мотылек, синьорина всегда была грустна. Видимо, ей было не по себе в незнакомой России. И, встречаясь на общих репетициях, Федор участливо подходил к итальянке и в качестве приветствия неизменно произносил три магических слова: аллегро, анданте, модерато... Весь свой словарный запас на итальянском. И широко улыбался. Так и общались с полгода, заменяя недостающие слова жестами, смехом и… поцелуями. А на прогоне «Евгения Онегина», перед премьерой, разгоряченный, влюбленный до безумия Шаляпин признался своей Иоле в чувствах. И непросто так, с глазу на глаз, а во всеуслышание!
…В сцене на петербургском балу Шаляпин пел арию Гремина. Все шло своим чередом, и вдруг в знакомом месте известной арии отчетливо слышится:
– Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!..
Все сидевшие в зале засмеялись и как один повернули головы в сторону директорской ложи, где сидели Савва Иванович Мамонтов и смущенная Иола.
– Ну, поздравляю вас, Иолочка! – прошептал Мамонтов по-итальянски. – Ведь Феденька объяснился вам в любви…
А потом, посерьезнев, добавил:
– Посмотрите на этого мальчика, – он сам не знает, кто он!
…Когда летом в 1898 году молодые люди обвенчались в маленькой сельской церквушке близ Владимира, Иола не сомневалась, что в их жизни все будет так же, как у ее родителей и друзей: приличный заработок, собственный уютный дом, ну и, конечно, дети.
Сбылось почти все – уже через несколько лет у четы Шаляпиных подрастало шестеро детей: три мальчика и три девочки
Большое влияние на формирование идейно-художественных принципов Шаляпина имела его дружба с Максимом Горьким, начавшаяся в 1901 году. В значительной степени под ее благотворным влиянием артист был связан с прогрессивными общественными кругами, пел для рабочих, исполнял революционные песни.
После победы Октябрьской революции Шаляпин был художественным руководителем Мариинского театра (1918). В 1922 году уехав за границу на гастроли, Шаляпин не вернулся в Советский Союз (жил в Париже). Несравненный на сцене Федор Шаляпин был неотразимым и в жизни. Певца повсюду преследовали экзальтированные поклонницы. Обожатели не давали проходу на отдыхе, и певец страдал, не имея возможности просто пройтись по улице. А популярность его была неслыханной – в витринах магазинов красовались портреты Шаляпина, в кондитерских продавались шоколадные конфеты в обертках с его изображением, а в галантерейных лавках – гребенки с витиеватым именем певца. Пользовался спросом и одеколон «Шаляпин».
И, конечно же, о Шаляпине судачили на всех углах. Говорили о бесчисленных любовницах, ночных кутежах и дебошах… Будто он в приступе гнева бесчинствует и бьет прислугу самоваром, а сундуки вышвыривает в окно, что водку в рот не берет, а пьет только французские вина, с этикеткой «Специально для мсье Шаляпина», которые ему персонально присылают… Но больше всего ходило легенд о шаляпинских богатствах… И не беспочвенно.. Только на Императорской сцене, согласно контракту 1907 года, за 27 выступлений в сезон Шаляпин как «солист Его Императорского Величества» получал 50 000 рублей. Были у него и гонорары за заграничные гастроли, за сольные концерты. Помогал и чужим, по велению души, помня беспросветную нужду и унижения в юные годы.
А у него уже не просили, а требовали! Пролетарский писатель Максим Горький без стеснения постоянно выпрашивал у друга «мятежной юности» деньги, и немалые – то на оборудование для подпольной типографии, то для организации курсов пропагандистов, то для субсидирования некоего прогорающего издательства… И это не считая мелких сумм персонально для Пешкова и бесчисленных благотворительных концертов с участием.
За нескончаемой чередой репетиций и спектаклей, за семейными хлопотами и длительными гастрольными поездками Шаляпин сразу как-то не заметил тех революционных перемен, которые произошли. А, ощутив, призадумался. С началом Гражданской войны для него, как и многих других его близких друзей, жизнь в тогдашней России, опьяневшей от крови и бессмысленной жажды все уничтожать – что судьбы человеческие, что храмы, библиотеки, памятники, – стала невыносимой. Кошмарный сон наяву. За это время у певца появились и морщины, и первые седины.
В доме, славившемся достатком и уютом, мгновенно исчезли элементарный комфорт и необходимые бытовые мелочи. С продуктами становилось все хуже, все тяжелее. Спасибо, что хоть изредка выручали «продуктовые» гонорары. Но и с ними бывали курьезы. …Однажды привезенный Шаляпиным на дачу под Сестрорецком драгоценный фунт масла, которым расплатились за концерт моряки-кронштадцы, бессовестно сожрал пудель Булька, пока они с соседом Корнеем Чуковским гудели о последних новостях…
Смертельно уставший от всего этого хаоса, Шаляпин стал подумывать об эмиграции, вслед уже покинувшим страну Рахманинову и Бунину. «Из этой страны надо удирать», – писал он в Москву старшей дочери Ирине. Не грело душу и не спасало и звание «народного артиста Советской республики» – представители новой власти часто вламывались к нему в дом посреди ночи и уносили все, что им приглянулось, не гнушаясь ложками и вилками, и даже требовали с вальяжного и ненадежного барина контрибуцию в пять миллионов рублей. А сами, не моргнув глазом, сняли с его банковского счета в Ялте двести тысяч… Федор Иванович постоянно испытывал страх за жизнь детей, опасаясь, что семьи, и в Москве, и в Петербурге, останутся без дров и еды.
…Все решили последние гастроли за границей, устроенные весной 1922 года, не без содействия наркома по культуре Луначарского. Певцу удалось выхлопотать разрешение взять с собой в длительную поездку все свое семейство. Это помогло Шаляпину прийти в себя: Рига, Лондон, Хельсинки, Копенгаген… И теперь, отплывая на «Адриатике» от английских берегов и направляясь в Америку, он, стоя на палубе первого класса среди нарядной публики, мучительно размышлял… Мысли крутились об оставшихся в Москве пятерых старших детях, об Иоле Игнатьевне –- она так и не дала ему согласия на развод… Ну да ладно, даст Бог, со временем и это уладится, а ребятню при первой же возможности он обязательно перетянет к себе. Были бы только силы работать, да голос звучал все так же... И петь не пропала охота!.. Как-никак, а ведь уже с ярмарки едет... И Шаляпин шумно вздохнул, глядя на волну за кормой парохода. Мысленно он снова и снова выходил на сцену – не ради себя, а ради того, чтобы волновать слушателей так, как никто другой...
В июне 1937 года в Париже состоялся последний выход великого певца на сцену, в его коронном образе Бориса Годунова. Он волновался так, как никогда. После концерта ушел за кулисы бледный, потный, с дрожащими руками. Ему сильно не здоровилось. А весной 1938 года у Шаляпина обнаружили грозную болезнь – лейкемию, и за полгода его не стало.
-----13-02-2008 21:09 #1
-----
Автор
Группа: Passive
я был в музее шаляпина в казани и видел вилку, которой он ел ))
Desafinado13-02-2008 22:06 #2
Desafinado
Уснувший
Группа: Passive
Спасибо за интересную статью!
Женщина - лучший друг человека
patriot14-02-2008 10:48 #3
patriot
Уснувший
Группа: Passive
А еще была такая хохма, что Горького взяли певчим в церковный хор, а Шаляпина - нет. И они потом всю жизнь потешались над этим.
Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа.
Холодок14-02-2008 11:12 #4
Холодок
Автор
Группа: Passive
Зато Горький не умел стаканы "гласом лопать"!
Аскорбинка - молодец!
В следующей жизни я ни за что не буду писать чего либо
Аскорбинка14-02-2008 15:13 #5
Аскорбинка
Уснувший
Группа: Passive
:)
Спокойствие, только спокойствие! Сейчас я Вас настигну - вот тогда-то мы и похохочем...
patriot14-02-2008 15:18 #6
patriot
Уснувший
Группа: Passive
Дык вся фишка в том, что Фёдора Ивановича не взяли за БЕЗГОЛОСОСТЬ!!! Гы...
Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа.
Холодок14-02-2008 15:31 #7
Холодок
Автор
Группа: Passive
Просто у жюри не было стаканов... :))))))))))))))
В следующей жизни я ни за что не буду писать чего либо
patriot14-02-2008 17:26 #8
patriot
Уснувший
Группа: Passive
(Вложение #10724 удалено)

(Вложение #10719 удалено)
1892 г.
(Вложение #10722 удалено)
1892г.
(Вложение #10723 удалено)
1893 г.

(Вложение #10716 удалено)

(Вложение #10717 удалено)

(Вложение #10725 удалено)
студийный портрет

(Вложение #10718 удалено)

Знаменитый портрет...

(Вложение #10728 удалено)
His Master's voice :)

(Вложение #10729 удалено)
в 1937 г. (одна из последних фотографий)

(Вложение #10730 удалено)
Федор Шаляпин и Максим Пешков (Горький)

(Вложение #10732 удалено)
Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов

shal_repin.jpg (102 kb)
в "Пенатах" у Репина

(Вложение #10715 удалено)
"Вражья сила" А.Н.Серова.
Опера Зимина.
Фотография М.Сахарова и П.Орлова в Москве. 1916 г.

(Вложение #10733 удалено)
и
(Вложение #10734 удалено)
в роли Дон Кихота

(Вложение #10735 удалено)
в роли Олоферна

(Вложение #10737 удалено)
в роли Демона

(Вложение #10738 удалено)
в роли Мефистофеля

normal_shal_melnik.jpg (21 kb)
в роли Мельника

(Вложение #10741 удалено)
в роли Дона Базилио

использованы фотографии с сайтов
Фотогалерея Призрак Оперы
Российская Портретная Галлерея
Музеи России
Biografija.ru

Сообщение правил patriot, 14-02-2008 17:50
Да ну, какие там гламурные подонки! Так... комбедовцы духа.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 47 •