Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Есть простую пищу, пить воду, спать, подложив руку под голову, в этом тоже есть удовольствие.
Конфуций
Открытое Сообщество Рецензенты Поэзии Открытое Сообщество Лидер: J Sunrin

Произведение: «Медовой каплей» - Карменсита
Рецензия: Andy, 0.0822 а.л., 24 10 2009 // Все рецензии сообщества
Стихотворение выполнено в классическом стиле, в жанре пейзажной зарисовки. Тема ее, говоря сухим языком, - воздействие природы на человеческую душу.

Форма
Автор фактически не делает разбивку на строфы, но логически подразумевает их, четко оформляя каждую как отдельное предложение. Отсюда строчные буквы в начале строк - не поэтический, а формальный прием.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, но автор часто (и вполне уместно) использует пропуск метрического ударения, что создает плавность, "волнообразную переливность" строки. Например, вот схема первой строфы.
Медовой каплей солнце растекалось
по замшевым коврам лесного мха,
его нуга по каплям расплескалась
и липкой лентой вдоль реки легла.
-!-!-!---!-
-!---!-!-!
-!-!-!---!-
-!-!-!-!-!
Строка "глотая терпкую сухую пыль" схематически выглядит вот так:
-!-!---!-!
Единственный раз автор делает ритмическую ошибку, допуская лишнюю стопу: строфа "таились шорохи в ромашках и лещинах".

Лексика
Состояние летней жары передается в стихотворении словами "солнце", (особенно) "раскаленными песками", "сухую пыль", "жаркий день", в "неприступном зное летнем", и антонимичным "ледяная тень". По сути, я вижу здесь противоборство природы и погоды, причем силы равны. И если явления природы вполне могут заставить душу "нестись к свободе", то сильная жара, на мой, губит это впечатление. Резюмирую: слишком много указаний на жару и зной.
Не могу связать лес, реку и ковыль. Посмотрел по словарям: ковыль - растение степное, причем злаковое. Лишь у Даля встречается "лесной ковыль, пырей". Хм, насторожило. Объясните?
нуга по каплям расплескалась

дальше автор поясняет: "липкой лентой". Снова не пойму: ни нуга, ни даже мед (если он свежий) каплями не расплескивается. Кроме того, здесь через строку повтор слова "капля" режет глаз.
Хотя в целом сравнение солнца с медовой каплей мне понравилось, оч образное. Находка.
рваными кусками
здесь мне не хватило пояснения: обычно если "кусками", то поясняется, кусками чего?
и в этом неприступном зное летнем
искали птицы ледяную тень.
По логике, птицы должны искать тень не в зное, а, например, в гуще дерева. "Зной" здесь - не как "жара", а как общее состояние, это понятно. Но построение предложения снова озадачило.
Опять же логически я бы переставил местами 4-е и 5-е предложение. После упоминания птиц уместно было бы сказать про дуб, а уже потом, как подготовка к завершению, - мысли ЛГ.
спала
- ударение по правилам должно стоять на последнем слоге.
таились шорохи в ромашках
как шуршит лещина, я могу себе представить. Но какие шорохи могут таиться в ромашках?
Концовка мне понравилась. Вполне логичный вывод, соответствующий авторской задумке. Однако о противоречии с жарой см. выше.

Рифмика
Рифмовка классическая, перекрестная. Большинство рифм точные и грамматические. Не понравлось: "мха - легла". "Слез - берез" (и др. подобные) - подходит по стилю, но не более того. "Муравьи - любви" - довольно необычно, хорошо. Отмечу как удачную последнюю рифму: "краев - её".

Общее
Пейзажная лирика редко радует новизной. Упоминание души сразу вызвало ассоциации с Рубцовым. Из преимуществ данного стихотворения могу отметить образность и эмоциональность. Плюс - отсутствие грамматических ошибок. Ритм не топорный, красивый и почти везде выдержан.

Рецензия, конечно, довольно сухая и неполная. Зато призывает к дискуссии.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 21 •