Критик Группа: Passive | 8-9 К сожалению, не читая промежуточных глав, нельзя полностью оценить связи, возникшие между персонажами. Но уже по первому абзацу чувствуется, что водоворот событий, созданный автором, твердость в намерении продолжать историю, привлекают внимание именно динамикой. Она сохранилась и в восьмой главе. Только строфы автора стали полнокровнее, что видно из первого абзаца. Теснота связей между предложениями обеспечивается теперь не только местоимениями, добавлением описаний (комментариев). Здесь появилась смысловая нагрузка, отражающая восприятие главного героя. Пример: «Темнота заползала в раскрытые окна» - «Велл мрачно сидел…, поджидая рассвет». Темнота связана с состоянием героя через «мрачно», а также, его ожиданием света. «Прогретые за день стены душили», «кондиционер… гудел, пока Велл не решил, что ему милее тишина». Ожидание событий, тишина, необходимая для раздумий – все связано опять же через настроение главного героя. «Стоило Веллу задуматься, как перед глазами вставала нитка зеленых мелких камней» - кульминация строфы, открывается истинная причина духоты, мрачности, усиленная нестерпимой погодой. «Но стоило присесть, расслабиться, как снова мерещилось зеленое сияние браслета». Через противопоставление в строфе должна была быть поставлена точка. Автор же продолжает абзац – «Он с укором глянул на часы», хотя «он» уже может не относиться к Веллу (к браслету), через связь местоимений. Стоило бы разделить эти два эпизода ведь даже время глагола меняется на совершенное. В дальнейших строфах автор придерживался композиции первой части: повествовательные фразы, связанные местоимениями (действие); вкрапление описаний (пауза на объяснения); возврат к действиям и описаниям, идущим параллельно (реакция на описания, как бы вывод по сцене). Однако авторские средства выражения пополнились. Появилась тесная увязка между переживаемым и окружающим миром; увиденным и чувствами и словами героя. Например: «Велл пригляделся и вздрогнул. Под тонкой простыней ясно вырисовывались очертания стройного женского тела. - «Если ты привел меня сюда, чтобы хвастать своими победами…- еле слышно прошипел он» Хотя композиционная структура строфы осталась той же, но предложения перекликаются не только через «движение сюжета вперед», но и через откат для осмысления, реакции героя на действия, события. Возможно, дело в настроении восьмой главы. Она посвящена браслету с демоном, но вокруг главной идеи четко прослеживается другой конфликт – любовная линия, которая возникла с появлениям Валери и друга Алиаса. Но у текста появился второй слой – чувственный. Он проявляется в расширении предложений, их усложнении вводными словами и оборотами, составляющими эмоциональный фон: «Зажав кольцо в руке, он спешил, чувствуя, как монстр в его кулаке начинает просыпаться» - часто встречаемый прием с «чувствовать». Глава, посвященная камню, заканчивается, как и начинался – борьбой с остатками ночи. Кульминация – усмирение демона из камня, ритуал, проведенный Ямой. Здесь отчетливо видно, что боги волей-неволей отступают на второй план, и руководят движением сюжета поступки Велла, то есть, учеников. Но без вмешательства богов не происходит ничего важного. В восьмой главе появляется рассуждение героя, Алиаса. Автор, проникая в его мысли (чего не было в первой части романа) задается вопросами, тревожащими героя: «Что он испытал, глядя на эту лежащую рядом девушку? Влечение или нечто большее?». Также в авторской речи выражается отношение Алиаса к девушке, к другу – «Алиас оценивал ее, как предмет…»; «доставит истинное удовольствие видеть кислую мину друга». Текстовые элементы становятся разнообразнее, ведь раньше героя размышляли и чувствовали только в диалогах. Действия следующего эпизода перенесены в другой город, да и страну. Об этом читателю узнают из реплики Алиаса: «О, Индия – страна слонов и тигров! Почему мы не остались там?» Потом вводится новое автором условие – отпуск. На этот раз из реплики Велла – «Но этот отпуск меня доконает». То есть, во втором (не основном) эпизоде восьмой главы пояснения к сюжету снова подаются с помощью диалогов. Текст же содержит повествования и описания. Для чего добавлен этот эпизод? Чтобы показать жизнь учеников богов и, заодно, укрепить представление о каждом из них. Велл предстает во всей своей доброте – сценка с мальчиком и лошадкой; для Алиаса разведывательные полеты становятся забавой – «Ну вот, вполне аферка по нашим мыслям!», видится циничным и резким. Основные эпизоды, развивающие сюжет (как о браслете) имеет кольцевое построение. Второй же (полет к гадалке) обрывается, только достигнув кульминации. «Ответвления» в сюжете необходимы для больше прорисовки персонажей, так сказать, «на практике», но данный эпизод выглядит незавершенным вдвойне, так он последний в восьмой главе. Только в начальных предложениях девятой главы становится понятно – ночная вахта завершилась благополучно. Вот только связаны ли эти два эпизода местом событий? «Внизу расстилался зеленый мир Альтеры» - не связаны. Значит, совершен скачок, и речь в этой главе пойдет совершенно об ином. О предательстве, к которому автор подготавливал читателя, наделяя Алиаса отрицательными чертами. В данных главах обозначился переход к выписыванию героев и обстановки, что делает эпизоды (обозначенные одним конкретным событием) объемные. В девятой главе описания несколько замедляют действия. Выглядят картинно. Например, когда во время полета над территорией богов, Велл любуется природой так, словно летает там впервые (и, естественно, появляется детальное описание флоры и фауны). Между главами и частями внутри глав иногда не находится связи, только с помощью действующих лиц, но теряется последовательность, словно что-то было спрятано и не хватает плавного перехода. Скачки еще подчеркиваются неуравновешенностью глав. В одной – нажим на действия и психологию, в другой – больше плавных описаний и разговоров, не сдвигающих сюжет с места. Но в целом, если сравнивать с первыми главами, восьмая и девятая звучат насыщенней.
|