( Александр Богаделин « Кикимора и другие» Издательство Юрайт, Москва 2008 год)
Прекрасная Кикимора моя! Да, да, я не оговорилась, и это не поэтическое преувеличение, хотя и вдохновения нам не занимать особенно в такие чудесные весенние дни. Богиня Лада спустилась с небес в тот самый день, а вернее ночь на 1 мая, который в ярости потом называли Шабашем ведьм, те, кто не хотел и слышать о язычестве, любви и гармонии. Но это было потом, а многие тысячелетия в этот день она спускалась из Ирия, проснувшись, как и в самом начале творения мира первой, и возвещала о том, что очнулась от чар Кощея -бога лютого холода природа, и вдохнула богиня любви жизнь во все, что ее окружало. С этого дня природа, встрепенувшись, оживала. И напрасно бесился грозный старик, ему приходилось отступить в мир мрака, называемый Пеклом. А вместе с Ладой просыпались и все Берегини - это были русалки, полевицы, озерные и лесные девы и кикиморы. Да, да и снова я не ошибалась, именно Кикиморы, которых мы с легкой руки все тех же злопыхателей привыкли считать вздорными, безобразными , вредными старухами ( такие , вероятно, только в людском племени и могли уродиться), первоначально они тоже были Берегинями. И не просто Берегинями, они ближе других стояли к прекрасной богине судьбы Мокаши, а потому много чего знали о судьбах тех людей, рядом с которыми жили, и они приносили в род, в семью , где обитали добрые и дурные вести. Чаще предупреждали о каких-то печальных событиях своих домочадцев. И все-таки они берегли, старались сохранить то, что было, не потому ли потом, как у нас это часто и случалось, в представлении людском стали они такими безобразными, что сильны и влиятельны были. И заменили их бездумно, холодными и бесполыми- равнодушными давно ко всему ангелами - хранителями. Я много лет изучала осколки славянских мифов, читала исследования Рыбакова - все, что ему и ученикам его удалось собрать и восстановить из разгромленного и наполовину уничтоженного наследства нашего. Но была очень удивлена, когда узнала, что писатель Александр Богаделин, задумавший написать свой вариант славянских сказок -притч именно Кикимору с самого начала сделал главной героиней своей книги, которая в итоге стала одной большой притчей о жизни и судьбах духов заповедного леса. Откуда и как это пришло к нему я не знаю. Намного проще было идти по проторенной тропинке от избушки Яги к Лешему и Водяному, к Русалкам. Не думаю, что он написал бы и эти истории хуже, не заметив Кикиморы, или дав ей лишь эпизодическую роль. Но это была бы совсем другая история. И вот перед нами изданная книга, которая так и называется «Кикимора и другие» Я так подозреваю, что он очень сильно озадачил замечательного художника Виктора Чайчука, который с огромным удовольствием создает иллюстрации к Русским народным сказкам. Его оригинальному взгляду на сказочный мир, чувству юмора может позавидовать любой из собратьев его по кисти. Образы Змея Горыныча, Водяного, Лешего ему были знакомы и до этой книги. Но думаю, что ему пришлось немало поразмышлять и потрудиться, чтобы изобразить такую Кикимору, облик которой меняется на глазах. Перед нами то хитрая лисичка, то стильная дама, шагнувшая в заповедный лес из ночного клуба или светской вечеринки. И она опирается на ту самую Книгу Судеб, в которую из всех берегинь только ей доводится заглядывать. Потому вполне резонно сказать, что Кикимора и на самом деле прекрасна. Но и на этом не успокаивается писатель. Перед нами «хождение по мукам» той самой деревенской девчонки, сбежавшей в заповедной лес и сделавшей счастье и собственную судьбу своими руками. Наверное, логично то, что та, которая отвечает за судьбы других , сначала собственную судьбу должна устроить, а потом уж и за людей приниматься. И мы убеждаемся в том, что не сразу и не вдруг, но это ей удается. Об особенном отношении автора к этой героине говорит и то, что ей посвящено пять из 28 глав в книге, наиболее последовательно и полно обозначен именно ее путь. И как замечено в одной из рецензий, она чаще всего совершает в повествовании не особенно красивые поступки, порой к своим целям идет узкой тропинкой, а не прямой дорогой, но при этом симпатии читательские все время остаются на ее стороне. И с этим утверждением писатель согласен. Это и подчеркивает, что закончилось время исключительно положительных и отрицательных героев в нашей литературе, вот и сам автор, рассуждая об этом , вкладывает в уста одного из своих героев такие слова: «– Нельзя, мечом добро от зла в душе человеческой отделить. – Отец на то отвечает. – У праведника тоже книга Черн-богова пустой не бывает. И нет смертного такого, Бел-бог которого стороной обошел».
Вероятно, и для нас наступило время, когда мы начинаем понимать, что и мир и любой герой не может быть только черным или белым, во всем намешено много и того и другого, да и иных красок немало примешено. Ни один из героев в книге не ответит вам на вечный вопрос, что такое хорошо и что такое плохо однозначно. Для тех, кому требуются такие именно ответы, вероятно, придется обратиться совсем к другим книгам. А вот если вы хотите порассуждать, узнать разные точки зрения, прикоснуться к мифам разных народов и востока и запада, а самое главное узнать максимально много о славянских мифах, мировоззрении и «преданиях старины глубокой» - тогда эта книга для вас. А самое главное, вместе с любимой героиней мы возвращаемся в заповедный лес- место, где и происходили все самые важные события в жизни наших предков. Там был Перепутный камень со знаменитыми надписями, когда герой должен был выбирать одну из дорог, там были капища - языческие храмы, проходили все самые важные праздники и обитали духи- хранители природы и человеческих душ. Потому и автор, и героиня, узнав эту истину, и нас ведут именно туда - в центр славянского мира. Заповедный лес - это наш таинственный остров, последнее пристанище света и духовности. Не случайно и в христианские времена туда несли язычники своих поверженных кумиров, и тайно собирались там, когда пустыми оставались новые огромные храмы. Кикимора понимает, что там все заканчивалось когда-то, и там, на новом этапе и на новом витке и начинаться должно снова. Думаю, рано или поздно эта истина откроется и для тех, кто не просто прочитает , но и полюбит, и сделает своей настольной эту удивительную книгу. Такие произведения появляются очень редко, при всем том обилии изданных сегодня творений, может быть один раз в сто лет, а то и реже. С первых страниц становится ясно даже неискушенному читателю, что главными героями здесь и станут вместе с Кикиморой духи заповедного леса, а люди появятся только в эпизодах. И в этом тоже есть свой резон. Мы привыкли себя считать венцом творения, но ведь в мире мы появились самым последними и самыми неудачными творениями Рода. Не потому ли и мир, и леса наши и природа вообще, и душа человеческая превратилась постепенно в что-то очень страшное, и может погибнуть вообще, если мы не остановимся и не опомнимся, если не вспомним про свое прошлое и свои мифы. Мы все время повторяем , как страшно быть Иванами, не помнящими родства. Но для тех, кому неведомы не только судьбы, а даже имена прабабушек и прадедушек, очень трудно вернуться на тысячу лет назад, чтобы к тому миру по-настоящему приобщиться. Но не к этому призывает нас мыслитель и пытливый философ, написавший книгу, он смотрит скорее в будущее, пытаясь восстановить и принять ту гармонию, тот образ жизни, тогда и мы в реальности нашей можем двинуться дальше. Ведь недаром несколько лет назад так яростно стали говорить об экологическом мышлении, экология, как обязательный предмет появилась в некоторых школах и гимназиях. Но теоретический и даже практический материал по сохранению и природы и души ( а они тесно связаны) останется только интересными исследованиями, если мы не сможем его воплотить в литературные образы, не найдем героев, которые смогут олицетворять их собой. Помочь в этом нам в первую очередь, и может родная славянская мифология, призванная ответить на вопрос кто мы такие, куда идем и чего хотим от этого мира. А она отражается и живет в первую очередь в литературе, сказках , преданиях, мифах. Сколько скептиков вчера , да и сегодня твердят о том, что это невозможно, что кроме стеба , где очень хорошо вписываются наши персонажи в текст, ничего у нас не получится и получиться не может. «Кикимора и другие» - является уже фактом совсем другой теории, о том, что не так страшен черт , как его малюют, и если серьезно взяться за дело, то все получится. Мы восстанавливаем взорванные храмы, вероятно, это кому-то нужно, пересказать славянские мифы, не проще, а еще сложнее, но это нужно всем, кто считает себя славянами и русскими. Какими бы грандиозными не были достижения в экономике и производстве, как бы не отстранялись мы от духовной основы общества, от славянской ее составляющей, без нее еще труднее обойтись. И это понимают если не многие, то самые яркие и продвинутые, как сегодня говорят, личности. Это видно по их реакции на книгу. Мы шагнули в 21 век, но разве мы забыли о том, что Домовой живет в каждом доме, а Леший в лесу, что в озере есть Водяной и русалки. Но если память их упорно хранит, хотя забылось все ненужное и чужое, то имеет право быть и повествование о них, и желательно не одно. Недаром сегодня в наш мир ворвались и духи иных миров - эльфы, феи, гоблины стали не только действующими лицами в литературе и искусстве, но в Ирландии например, есть министр по связи с эльфами , который не принимает ни одного важного решения, с ними не посоветовавшись. Если мы вернем нашим духам их владения, сделаем их полноправным, а не стебными героями литературных произведений, то, возможно, что-то изменится и уж точно не в худшую сторону. Писатель А.Богаделин понял это одним из первых, иначе бы книга не увидела свет в конце марта 2008 года. И вот уже пару месяцев первые счастливцы, успевшие получить книгу, шагают в заповедный лес, где радушно встречают их духи и с удивлением видят, как преобразились они под пером этого автора. Нам только кажется на первый взгляд, что это еще одна встреча со старыми и добрыми знакомыми нашими. Но какой любопытный и плутоватый здесь кот Баюн, он не только «песни заводит и сказки говорит», но остается верным помощником Яги, какой то веселый , то печальный Змей Горыныч, и семейство у него большое и разнообразное. А что случилось с Огненным Змеем, когда служил он в чертогах Велеса, и почему вдруг был изгнан с небес? Уверена, что такой истории вы никогда прежде не слышали Мы впервые узнаем с вами о происхождении Соловья Разбойника, того самого, который сражался с Ильей Муромцем, и своим свистом чуть князя Владимира не сразил. Правда, и смерть его здесь совсем по-другому выглядит, чем в былине. А Бабу Ягу так и вовсе не узнать, ничего не осталось от той жутковатой и злобной старухи в этих сказках. А вот какая она и чем занята, кроме того, что охраняет границы между миром живых и мертвых, это вам и предстоит узнать, открыв книгу сказок. И как я уже отмечала выше, главной героиней повествования станет Прекрасная Кикимора. Она сотворит свою судьбу к финалу книги, и возможно, чем черт не шутит, как-то изменит и наши тоже, ведь Книга Судеб да и Нити жизни, которые прядут пряхи на небесах остаются в ее руках. И неожиданно любая из них может оборваться или на ней появится незаметно узел, как знак сурового испытания , которое человеку желательно пройти достойно. В этой книге пока только легкими тенями обозначены боги - два вечных соперника Ний- повелитель подземного мира, именуемого Пеклом, и властелин всего живого на земле - мудрый Велес. Они часто неузнанными проносятся по заповедному лесу и исчезают, но ведь это только начало славянского цикла, а противоборство их вечно. Если наступило время новых сказок, то просто необходимо выпустить в свет и вариант детских волшебных сказок с красочными иллюстрациями, да и мало ли еще чего предстоит сделать автору, и тем, кому близка и дорога эта идея, такое отношение к миру и к нашему прошлому. Но начало положено. У нас есть прекрасная Кикимора, и она уже пришла к нам, и вряд ли нам так просто будет от нее отмахнуться, не такой у нее характер, да и стоит ли снова повторять те же ошибки? Время требует новых сказок. Основа положена. Новая сказка начинается, Кикимора идет сегодня к вам. Пусть это знакомство будет приятным.
Книга Александра Богаделина «Кикимора и другие…» имеет подзаголовок – «сказки-притчи», как бы с первой страницы предупреждая читателя об их «многослойности», неоднозначности. Жанр притчи в наши дни переживает своеобразный Ренессанс: Пауло Коэльо, Ричард Бах, Хорхе Букай… «Кикимора» продолжает этот ряд. Можно сказать, что не книга состоит из притч, а скорее одна большая притча имеет формат книги. Повествования, на первый взгляд кажущиеся сказками для детей, переполнены деталями славянского быта и в полной мере воссоздают по кусочкам когда-то почти уничтоженную языческую мифологию. Однако цель автора – это не попытка вернуться к язычеству, а взять от него всё лучшее и гармонично встроить в нынешнюю реальность. Автор ненавязчиво, в форме захватывающей истории, преподносит знания, которые некогда человек впитывал с молоком матери. Знания, которые формировали образ мышления и образ жизни. Отзывы на "Кикимора и другие... Сказки-притчи"
Книга Александра Богаделина «Кикимора и другие….» - это некий аналог «Легенд и мифов Древней Греции» Н.Куна, но написанный на основе славянской мифологии. В первых двух частях в увлекательной сказочной форме приводятся «биографии» славянских богов (Велес, Баба Яга, Змий Огненный), духов (лешие, водяные, кикиморы, черти, домовые), мифических животных (Кот Баюн) и героев (Илья Муромец). Третья часть – это современный пересказ известных русских и мировых сказок («Курочка Ряба», «Царевна-Несмеяна», «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах»). А четвертая – написанный с юмором и иронией комментарий, тем не менее, содержащий много малоизвестных фактов из жизни и верований славян. Вместе с тем книга имеет подзаголовок «сказки-притчи» и будет не менее интересна и взрослым. В ней затрагиваются вполне реальные проблемы – воспитание детей, любовь и брак по расчету, преодоление жизненных неурядиц и многое другое. Рекомендуется читателям, которым нравятся книги: Н.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»; П.Колум «Дети Одина» (скандинавская мифология); Туве Янссон – цикл о Муми-Троллях; Э. Успенский «Вниз по волшебной реке»; М. Семенова «Поединок со Змеем», «Волкодав»; романы Пауло Коэльо и Ричарда Баха «Кикимора и другие…» также может использоваться в качестве дополнительного учебного пособия по литературе (славянская мифология, сказки) и курсу Мировая художественная культура.
Postscriptum:Это попытка написать рецензию на удивительную книгу о мире славянских мифов и сказаний. Это первая ласточка, и книга получилась славной
|