Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Жизнь коротка, искусство длинно, удача мимолётна
Гиппократ
ARD   / (без цикла)
Игры чужих богов
Это началось на вечерней заре, когда раскаленная пустыня выдыхала последний жар в высокое сухое небо, когда солнце еще красило мир, оставляя свои следы на горячих камнях, а в глубине песков уже рождался холод, крайне досадный солнцу, но наступающий каждую ночь.
А пока боролись жара и мороз, маленький, обессиленный их ударами караван шел среди зыбких движений песка; люди угадывали вдали синее расплывающееся пятно оазиса, потонувшее в слепящих кольцах от огненных колесниц, и, наверное, уже не могли думать ни о чем; медленный, затянутый, неторопливый шаг верблюдов и тихое скрипение песчинок выводили их умы за грань реальности, в муторную дрему и тупое молчание мысли. Копытца верблюдов вминали в пыль кости и колючки растений с нагими корнями; кустарничков таких в пустыне было неисчислимое множество, и они были печатью смерти на голых дюнах.

- Темно стало, - заметил хриплым от жажды голосом погонщик, Нил. – И Ше совсем не видать. А было словно бы рядом... Как бы не, упаси господи, заблудиться.
- Ох, Нил, Караванщик знает дорогу, у него компас и карты, - ответил после долгой паузы его друг, Саид. – Пускай ведет.
Оазис действительно исчез из виду – горизонт заволокла ночь.
Ше был остатком тех богатых рощ, что когда-то цвели на месте теперешней пустыни; близкие к воздуху вены земли не давали озеру пересохнуть, хотя дюны все больше, все чаще надвигались на него.
- Поскорей бы уже добраться, - раздалось в угасающем воздухе; и вновь – скрипел песок, мерно шагали верблюды; фляжка обронила последние капли в сухой рот Караванщика и исчезла в его одеждах. К черному запасу воды никто не смел прикоснуться – он отчасти избавлял от кошмара о заблудшем караване.

Пустыня холодела.
- Почему мы все еще не на месте?! – крикнул Нил. В голове каравана уже говорили; наконец верблюды остановились, и люди собрались подле Караванщика.
- Не может этого быть! – возвращаясь оттуда, зло плюнул Саид в ночь.
- Чего не может быть? – хмуро осведомился поджидавший его Нил.
- А ты еще не понял? Хозяин вел нас к миражу! Весь день!..
Нил сжал губы.
- Прощайте, - процедил он.
- Что? – не понял его друг, с досадой оправляя тюки.
- Ничего, - усмехнулся Нил.

***
В песках для человека всегда таился обман, коварство которого становилось ему понятным слишком поздно.
Черный запас подходил к концу. Компас был бесполезен, неточные карты потеряли значение; караван скитался от миража к миражу, от горизонта к горизонту. Когда люди спорили о направлении, один говорил о востоке, другой – о западе (а Караванщик, не улыбаясь над ними, вспоминал бескрайность Долины Смерти); когда встречались у бурдюка с черным запасом, они отталкивали друг друга, чтобы, если капли были последними, забрать их себе. Солнце, как и прежде, огнило из привычно голубого неба, заливая глаза солью. Ветер слабо путался в колючих кустарниках; Саид однажды, оставив все, принялся разрывать пальцами песок вокруг оснований их стеблей.
- Что ты делаешь? – спросили его.
- Откуда-то ведь они пьют воду!
- Их корни до центра земли, - равнодушно сказал Нил.
- Можно попробовать вырыть колодец...
- Нельзя, - оборвали его, - Долина Смерти выпита до сердца.
- Чертова Долина! Теперь мне кажется странным, что где-то – существуют леса и вода!
- Для нас – уже не существуют!
- Молчите!
Горящий ветер ударил по глазам; и собравшийся караван, звеня в такт шага привязанными котелками, двинулся дальше – с бархана на бархан.

А ночью караван прибыл к странному месту, где из песков обнажались каменные глыбы; они были похожи на стелы или изваяния, и люди поначалу приняли их за развалины города; шершавые, пористые, гладкие, разные по высоте, формы самой причудливой, ночью они показались Нилу пугающими, утром влекли его своей фантастической красотой.
Но утром началась песчаная буря. Небо побагровело от поднявшейся желтой тучи; Нил не стал с другими укрываться от песка; он смотрел на странные наклоненные камни и угадывал в них фигуры людей. Это занятие нравилось ему больше, чем паника – Нил устал бояться смерти, – и теперь он, пережидая последние минуты, брел среди наклоненных обломков скал. «Долина Кающихся», - вспомнил он внезапно легенду и рассмеялся. Налетел обжигающий ветер, взметнул песок; под ногами Нил увидел обнажившийся металл. Наклонившись и стерев пот с воспаленных глаз, он очистил пальцами тусклую поверхность и понял, что это старинной работы богато украшенный шлем, не пустой – с ветхим черепом внутри. Череп был раздроблен с лицевой части – словно человека рубанули мечом.
От каравана послышались почти звериные крики; Нил поднял голову, но увидел только блеск золота окружавшего его кладбища пустыни, наверное, целой армии, и – накатывающую тучу песка, оранжевые вихри над фигурами.
Пустыня накрыла человека и караван (молитва застряла в горле – она была обращена не к пустыне и потому истреблена); крики смолкли под ветром, и ад вернул себе власть над песками.


Postscriptum:
- Ты еще не знаешь, что этот путь приведет тебя к смерти.
- Как к смерти? Когда? Почему? Насколько неизбежно?! ©
Май 2008
©  ARD
Объём: 0.124 а.л.    Опубликовано: 08 06 2008    Рейтинг: 10.05    Просмотров: 6143    Голосов: 2    Раздел: Миниатюры
«Икона»   Цикл:
(без цикла)
 
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
   В сообществах: Открытое Сообщество Рецензенты Прозы
Добавить отзыв
dokont09-06-2008 10:41 №1
dokont
Уснувший
Группа: Passive
Напоминает набор отрывков из чего-то большего. Может, так и есть? Потому что, из приведенных фрагментов, не увидел связи с названием.
Замечания по тексту:
Верблюд - парнокопытное. Копыта, правда, маленькие, и при ходьбе он опирается на лапу, но когти... Лучше, всё-таки, пальцы...
А эта фраза меня оставила в недоумении:
Череп был раздроблен с лицевой части – словно человека рубанули мечом, и от чего он умер, было неясно – песком ли задушен был воин, или убит братом.
Язык неплохой, но Вы можете, я думаю, писать лучше. Успехов в творчествн.

Сообщение правил dokont, 09-06-2008 10:41
ARD09-06-2008 13:17 №2
ARD
Уснувший
Группа: Passive
dokont, нет, это не набор отрывков. Название мне предложил друг, увидевший в миниатюре игру богов жизни с богами смерти, я согласилась с ним, потому что лучшего заголовка придумать не могла.
Странно, однако никто не смог пояснить мне с ясностью, что же на ногах у верблюдов. Они относятся к отряду мозоленогих, и их маленькие копыта похожи на когти...
Словом, сомнительные слова лучше убрать.

Во фразе троекратно использовано одно и то же слово(

Благодарю Вас.

Сообщение правил ARD, 09-06-2008 13:30
dokont09-06-2008 14:41 №3
dokont
Уснувший
Группа: Passive
Советую пользоваться этим файлом
http://encycl.yandex.ru/?ref=all
если у Вас есть доступ.
У верблюдов нет когтей.

Сообщение правил dokont, 09-06-2008 19:00
Колючкина10-06-2008 11:39 №4
Колючкина
Ёжик :)
Группа: Passive
Начало немного напрягает. Описание такое... Слисшком много нагроможденности слов... Незнаю, поймете ли вы, о чем я...

"Куски" мне не показались оторванными, но сама тема рассказа мне почему-то не кажется удачной. Хотя сама таким грешна. И найти название, чтому что написала, бывает ого-го как сложно...

В общем и целом неплохо...
А теперь надо дунуть. Если не дунуть, чуда не получится. (Амаяк Акопян)
Мария Гринберг10-06-2008 13:22 №5
Мария Гринберг
Автор
Группа: Passive
Как-то на сей раз осталась для меня недоступной третья сторона.
Вполне реалистичное, насколько могу судить, описание.
Любой путь приведёт к смерти, совершенно неизбежно, - да и если никуда не идти, всё равно мы к ней движемся со скоростью 60 секунд в минуту.
И при чём тут игры богов?
Только в конце возникает некий элемент мистики: молитва была обращена не к пустыне и потому истреблена, ад вернул себе власть... наоборот, выглядит излишним, на мой взгляд.

Сообщение правил Мария Гринберг, 10-06-2008 13:22
ARD12-06-2008 12:56 №6
ARD
Уснувший
Группа: Passive
dokont, благодарю.

Колючкина, Вы имеете в виду многоэтажные предложения? или я не так понимаю? Страдаю ими, страдаю...

Мария Гринберг, может быть, удачней будет заголовок "Игра"? Первые-то слова - "это началось..." и далее по сценарию. Этакая партия.

Признаюсь, я не люблю этот текст, потому решилась попросить рецензию, ибо писалось так, что сердцу дорого и выбрасывать жалко... Помощи, так сказать, прошу
Мишель12-06-2008 19:24 №7
Мишель
Победитель конкурса к Дню Победы
Группа: Passive
Рецензия в Открытое Сообщество Рецензенты Прозы
- Ты еще не знаешь, что этот путь приведет тебя к смерти.
- Как к смерти? Когда? Почему? Насколько неизбежно?

У смерти есть глаза.
Боги Смерти способны, глядя человеку в глаза, видеть его имя и продолжительность его жизни. Поэтому, совершая любой путь, славный ли , бесславный ли, смерть неизбежна, ибо так построена цепочка человеческого бытия.
Данный рассказ не кажется фантастическим, так как картины достаточно реалистичные, полные и яркие по изображению : «... на вечерней заре, когда раскаленная пустыня выдыхала последний жар в высокое сухое небо, когда солнце еще красило мир, оставляя свои следы на горячих камнях, а в глубине песков уже рождался холод, крайне досадный солнцу, но наступающий каждую ночь» или «синее расплывающееся пятно оазиса, потонувшее в слепящих кольцах от огненных колесниц», «медленный, затянутый, неторопливый шаг верблюдов и тихое скрипение песчинок выводили их умы за грань реальности, в муторную дрему и молчание мысли. Тупые когти верблюдов вминали в пыль кости и колючки растений с нагими корнями..».
На первый взгляд , это рассказ о заблудившимся в пустыне караване, о людях, сходящих с ума от жажды, медленно и мучительно, отчего обман, притаившийся в песках, « коварство которого становилось понятным слишком поздно», кажется точкой отсчета. Точкой отсчета – началом и концом, финалом- песчаной бурей, в вихрях которой восстают воины мертвых Богов, пожирающие и разум людей, и их души.
« Небо побагровело от поднявшейся желтой тучи....» , « от каравана послышались почти звериные крики..».
Здесь смешались и страх, и не страх, страх перед смертью и не страх перед неизбежностью, ведь пропавшие в пустыне всегда обречены.
Мне даже показалось, что все произведение пропитано именно этой вот обреченностью, а потому и не является по своей сути фантастикой, а скорее уж философским произведением. Поэтому философия неизбежной смерти и обреченности и есть главная проблема данного рассказа.
Эмоционально- оценочное отношение самого автора к произведению , скорее всего, утверждающее, выявляющее трагико- драматический ракурс написанного. Где- то даже сострадание к попавшим в беду, чья жизнь оказывается под угрозой. Отчаяние перед жизнью, которая оказалась слишком короткой, так как смерть была обозначена как главный фактор еще изначально.
Правда, я не отметила еще концентричность сюжета, его причинно- следственные связи, так как они слишком размыты: не известно, почему караван оказался в пустыне, почему их вели к миражу, почему и отчего Нил- главный персонаж рассказа- перестал бояться смерти, почему он устал от жизни.
Хотя, возможно, это не является основным стержнем произведения, так как упор дается на богов смерти. На встречу с ними , когда встречаются глаза гибнущих и глаза встречающих их смерть.
Встречаются в рассказе и недочеты, некоторая недосказанность, невычитанность повествуемого.
Но , в целом, рассказ интересный и предполагает даже зачатки чего- то более маштабного.

Желаю успеха!

Сообщение правил Мишель, 12-06-2008 19:25
Литература- не прокуратура. Писать надо о том, от чего не спится по ночам....
ARD12-06-2008 20:29 №8
ARD
Уснувший
Группа: Passive
Мишель, благодарю Вас.

Но я могу даже ответить на некоторые вопросы. "почему и отчего Нил- главный персонаж рассказа - перестал бояться смерти, почему он устал от жизни" - я полагала, он устал бояться, бояться страха и бояться неизбежного. Мне показалось это нормальным процессом, что, в общем-то, не факт.
"почему их вели к миражу" - их вел к миражу Караванщик со своими догмами - компасом и картой. Мираж - плод солнца, божественных олицетворений огненных колесниц и подобного, то есть обещание загробной райской жизни и т.д. и т.п.
А что за караван это, откуда он шел и к чему должен был прийти короме оазиса, честно, не определяла. Хотя, наверное, стоило?
Мишель12-06-2008 20:48 №9
Мишель
Победитель конкурса к Дню Победы
Группа: Passive
Если вы когда- нибудь решите переработать этот сюжет, то стоит.
Просто он заслуживает лучшей участи, чем просто рассказ.
Литература- не прокуратура. Писать надо о том, от чего не спится по ночам....
ARD13-06-2008 09:46 №10
ARD
Уснувший
Группа: Passive
Спасибо за совет, но я очень сомневаюсь, что у меня получится...
levitatcia13-04-2009 22:41 №11
levitatcia
Автор
Группа: Passive
напевно, красиво, ритмично.
очень много штампов: пустыня раскаленная, верблюды неторопливые, небо высокое.
как может небо багроветь от желтой тучи, для меня осталось загадкой. при смешении синего и желтого получается зеленый цвет.
попадаются очень странные фразы, вроде:
Это занятие нравилось ему больше, чем паника
или вот:
От каравана послышались почти звериные крики;

сюжет отсутствует. смысловую нагрузку несет название, последняя фраза и постскриптум.
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.03 сек / 36 •