Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Как быстро летит луна!
На неподвижных ветках
Повисли капли дождя.
Басё
jonik   / главы из ненаписанного романа "Танк из веника"
4.Танк из веника
Утешайся этим. Это самое опробованное утешение. Он опробовал его не раз за недолгую жизнь. Вот: когда вокруг тревожно и пули, (слышишь их свист сейчас, а они уже далеко), к плечу приклад и – очередью по холмам, а в голове – другой очередью: мама-мама-мамочка; или когда ты приходишь в себя в военном госпитале – видишь кружащийся белый потолок, будто в похмелье, и не можешь пошевелиться, но еще не совсем осознал и не успел испугаться, а только на подступе к страху, и, изображая равнодушие, думаешь, что ты не можешь пошевелиться лишь потому, что не очень хочешь, потому что полуспишь и видишь полусон о себе, искалеченном миной; или когда ты идешь с девушкой по развалинам (а в детстве ты так любил развалины), но это другое, это свежие развалины, сделанные твоим РПГ, – и вдруг...
Словом, в любой очень осознаваемый, трепещущий, как рыба в ведре, момент бытия, настолько осознаваемый и трепещущий оттого, что он вполне может оказаться последним, вспомни, прямо заучи сейчас эти три слова: танк из веника. Танк из веника. Заучи до автоматизма, как таблицу умножения, потому что, Серега, это поважнее, чем пятью пять, и даже, может статься, чем восемью девять.
Сползая по стене с последним "мама", глядя в карусельно кружащийся потолок, отталкивая девушку за разрушенную стену (а тебя уже медленно подбрасывает), думай-повторяй "танк из веника, танк-из-веника, танкизвеникатанкиз" сколько можешь раз, хоть даже бездумно, пока не появится, не проявится, пока к словам не притянется эта картинка, это воспоминание...
Ты (Серега) и твой папа – на ковре, на полу в вашей старой квартире, на Менжинского, 17. Идет 85 год. Пол так близко, что видна каждая соринка, каждая нитка, потому что вы на нем сидите, но даже если ты встанешь, он отдалится не намного – у тебя еще такие маленькие, крепкие короткие ножки. Если встанет папа, твой большой папа Толя, будет, конечно, по-другому, будет очень высоко – он иногда катает тебя на спине (а через год ты сорвешься и сломаешь руку).
На полу четыре стула, спинками сцепленные друг с другом, как молящиеся на коленях бабушки, сдвинувшие головы. На стулья накинуто одеяло – клетчатое байковое одеяло. Папа уходит и возвращается с раздерганным, соломенного цвета, веником.
– Бух! Пушка. Это, Серег, будет пушка в танке.
Ты серьезно смотришь, как папа пристраивает веник между стульями, и вдруг все это вместе, – одеяло, стулья, веник, – получается самый настоящий танк с пушкой!
– Иди сюда, – папа открывает люк (откидывает одеяло), и вы заползаете внутрь.
Внутри темно и уютно, и здорово, что ты рядом с папой, в надежном танке из веника...
– Огонь, – шепчет папа весело. – Серег, огонь! На нас идет Тигр!
А ты уже знаешь откуда-то, что Тигр – это не только большая полосатая кошка, ты откуда-то это смутно знаешь, как будто это уже когда-то было, и это было – страшно; но сейчас-то ты рядом с папой, в безопасности, и в темноте вам еще лучше, чем при свете; хотя когда-то, в темном окопе с Комбатом...
Или вот: вы едете с мамой в поезде на юг, в Сочи. Папа уже там, он ждет вас – как оказалось, что вы не вместе?.. Ехать на поезде так утомительно, и единственное развлечение – это когда выключают свет. Уже темно, почти ночь. Сначала, прежде чем потухнуть, свет становится тусклым. Мама закрывает книжку и вздыхает. У Сереги дома много книг, но он не видел, чтобы мама их читала – оказывается, она бережет их до того времени, когда будет скучно ехать в поезде в Сочи... С минуту едут при тусклом свете, и он уже подозревает, что свет не выключится, что система безопасности дала сбой.
"Выключайте, да выключа-айте, – шепчешь ты (он). – Сейчас попаду-ут! Выключа-айте!"
Клац! – послушавшись тебя, вагон погружается во мрак. Под стук колес ползут приятные мурашки, тебя обволакивает темный уют. "Не бойся, не бойся, – склоняется мамин шепот. – Это просто экономят свет. Чтобы не платить деньги. Сейчас включат".
Наивная. "Экономят свет". Ты-то знаешь, что это в небе над поездом появился поисковый вертолет с ракетами на борту, и вы с мамой только что спрятались, едва избежав смерти. Так хорошо, безопасно в темноте с мамой, – в этом танке из веника...
Через минуту свет включают – вертолет уже далеко... Вы долго и нудно едете в Сочи, иногда прячась темнотой от вертолетной ракеты, читая книжку. А то еще разносят чай.
...Ты теперешний – сползающий по стене, кружащийся в госпитале, отталкивающий девушку – лишь его воспоминание. Воспоминание-предсказание его, четырехлетнего, откуда-то знающего все, ежечасно придумывающего себе жизни и смерти.
Помни – танк из веника. Затверди. Утешайся этим.
И если через секунду ты перестанешь чувствовать, значит, мальчик в танке из веника в 85 году просто забыл тебя, увлекшись солдатиками.

Или, что тоже вероятно, в поезде, мчащем вас в Сочи к папе, слишком поздно потушили свет.
Ноябрь 2008
Красноярск
©  jonik
Объём: 0.121 а.л.    Опубликовано: 30 11 2008    Рейтинг: 10.08    Просмотров: 1573    Голосов: 2    Раздел: Не определён
«2.Славик из Абакана»   Цикл:
главы из ненаписанного романа "Танк из веника"
 
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Мастерская (Для тех, кто хочет не просто писать, а писать лучше)
Добавить отзыв
NoName30-11-2008 16:17 №1
NoName
Автор
Группа: Passive
И опять прочитаны все четыре части на одном дыхании... Четыре части, и каждая - не просто отдельный кусочек жизни, каждая - момент формирования личности: первое ощущение ответственности за кого-то, своей значимости; первое ощущение, неясное и необъяснимое, тень любви-влюбленности, и желание заботиться, быть кому-то защитой; первая потеря, первое принятие по-настоящему взрослого решения, через и несмотря на детские страхи. И четвертая часть - личность, которая сложилась. Собственно, об этой личности мы получили минимум информации, но, если все части прочитаны - это и не нужно, достаточно только момента, когда ГГ отталкивает девушку. Единственно, если честно, я запуталась в "ты" - "он" в последней части. Я поняла смысл этого чредования. "Он" - маленький Сережа, но он же и "ты" - ГГ. Но мне все равно не сразу удалось в этом сориентироваться. И еще я не совсем поняла, на какое время указывается в главах о детстве. Вроде, СА - советское время. И рядом - сумки из Китая. Ну, это, может, я просто не совсем сообразительный читатель. )) А в целом, очень интересно, читается на одном дыхании, как всегда, находите настолько четкие и необычные сравнения и эпитеты - просто диву даешься Вашему запасу. И душевность, оживляющая рассказы, заставляющая им верить. Спасибо и удачи.
Да, наверное, Вам стоит объединить их одним названием, чтоб главы воспринимались как части одного произведения.

Сообщение правил NoName, 30-11-2008 16:50
Лишних людей больше не будет - не Фэн-Шуй
jonik30-11-2008 16:46 №2
jonik
Уснувший
Группа: Passive
добрый день. Спасибо за отзыв :) Вообще рад в вас найти вдумчивого и благодарного читателя.

Время в каждом рассказе разное. "Сержант" - это год, наверное, 85, и в "танке из веника" тоже, там ЛГ 4-5 лет. Славик из Абакана, с китайскими сумками - сразу после развала Союза, когда появились челноки... Хотя там могут быть накладки, наверное, я еще не подгонял, выложил свежак только написанный. По идее, там еще немало глав до конца должно написаться, но это как бог даст и время позволит.

"Он" и "ты" в "танке из веника" - да, я сам сомневался. Понимаете, тут он вроде бы обращается к себе, маленькому (или маленький обращается к себе, повзрослевшему?) непонятно, - в этом и суть рассказа, в относительности, мистичности... Но и в то же время он обращается к любому другому парню, попавшему на войну, к любому, который может оказаться на его месте, и тогда "ты" и "он" - в принципе оправдано. Но "ты" и "он" на самом деле - едины. Это еще одна из мыслей. Это и Человек, и Человечество сразу. Не знаю, убедительно ли мое объяснение :)

Часть про бабушку - тут не только и не столько наверное "первая потеря, первое принятие по-настоящему взрослого решения, через и несмотря на детские страхи". Тут нечто вроде искупления, очищения через что-то не совсем приятное и приличное, общепринятое... Жена сказала: "какие ужасы ты пишешь" :) А по мне, это все таки светлый рассказ, несмотря на трэшевость его. Они же дети там совсем... но не такие уже и дети, они видны. Хотя можно этот рассказ прочитать и как иносказание, и как чернуху... как угодно, на вкус читателя.

Собственно, об этой личности мы получили минимум информации
надеюсь, в будущем все таки удастся допроявить эту личность в других главах. Очень бы мне хотелось.
NoName30-11-2008 20:28 №3
NoName
Автор
Группа: Passive
И все-таки. Развал - это 91-й, если не ошибаюсь. Десять - одиннадцать лет. Плюс все эти поездки - они же не сразу начались, это уже через год-два, когда все начали ездить. Тогда психология у него, на мой взгляд, немного более детская, чем в этом возрасте. В той части, где речь идет бабушке - там вот верится, что ему лет 12, не меньше. Ну, это так, это мой личный взгляд, который может быть ошибочным, конечно. :)
В главе о бабушке... Это, опять же, на мой взгляд, наиболее сильная и наиболее реалистичная часть. Я помню свою бабушку, и эту слабость, беспомощность, это цепляние руками за гладкие стены... В общем, здесь я Вам абсолютно верю.
А насчет "ты"-"он" я так и поняла, в принципе. Но это не сразу понятно. И немного неорганично, я не знаю, как выразиться, это имеет право быть, но тогда нужно, чтоб воспринималось читателем, как данность, не удивляло. Без скобок, потому что воспринимается как-то, как будто сам автор боится, что его не поймут. Это ход, возможно, даже удачный, но он недоработан. Хочу оговориться еще раз, это мое, во многом интуитивное, восприятие. Может, ошибаюсь. Но если уж такое ощущение есть, значит, может возникнуть у кого-то еще.
С нетерпением жду продолжения, Автор. )

Сообщение правил NoName, 30-11-2008 20:33
Лишних людей больше не будет - не Фэн-Шуй
jonik01-12-2008 06:37 №4
jonik
Уснувший
Группа: Passive
да я не спорю, говорю же - свел все приблизительно по годам, еще доработаю :)

По моему ощущению, первая любовь это лет 5-7. Бабушка - 10-12.

Ты - он - тоже доработаю наверное так или иначе. Но нужно чтобы рассказ отлежался, чтобы понять КАК это сделать, а вот ведь не терпится выложить :) тем более, когда еще закончу полностью... Но есть и польза - читатели сразу указывают на промахи. Спасибо, вы один из самых лучших читателей, которых можно пожелать.

Тоже с нетерпением жду продолжения. Будем ждать вместе.
captain09-12-2008 21:49 №5
captain
Автор
Группа: Passive
Меня впечатлила идея времени. Именно - идея времени такова:

То, что мы в детстве ближе к смерти,
Чем в наши зрелые года.

Но точно у Мандельштама не сказано (его волнует иная мысль, мысль стиха - отправная), что в детстве и правда бывают такие моменты, когда ясно видишь будущее, а в будущем переносишься в те обратные моменты, из которых свое будущее вроде как наблюдал. На мой взгляд, таким образом описан самый интересный феномен в рассказе, во всех частях, хотя местами и довольно туманно он изображается: даже вчитываясь, не всегда понятно, что же там стряслось в прошлом-будущем. Смелость автора, решившегося изобразить факт путешествия во времени, о котором мы все предпочитаем позже позабыть (чем меньше метафизики в жизни, тем легче как-то и понятнее живется), смелость автора заслуживает всяческого уважения и товарщеского признания:

О, как мы любим лицемерить
И забываем без труда
То, что мы в детстве ближе к смерти,
Чем в наши зрелые года.

Феномен одновременного времени разобран вдумчиво Воннегутом в его поразительной Бойне № 5 ( далее несколько не хилых отрывков), где героя весь роман предательски болтает, то в его обеспеченное будущее,то зашвыривает в обезображенное войной прошлое или прямо - в детство, откуда, как выясняется, все чему должно было произойти, превосходно просматривалось:

"Послушайте:
Билли Пилигрим отключился от времени.
Билли лег спать пожилым вдовцом, а проснулся в день свадьбы. Он вошел в
дверь в 1955 году, а вышел из другой двери в 1941-м. Потом вернулся через ту
же дверь и очутился в 1964 году. Он говорит, что много раз видел и свое
рождение, и свою смерть и то и дело попадал в разные другие события своей
жизни между рождением и смертью.
Так говорил Билли.
Его перебрасывает во времени рывками, и он не властен, над тем, куда
сейчас попадет, да и не всегда это приятно. Он постоянно нервничает, как
актер перед выступлением, потому что не знает, какую часть своей жизни ему
сейчас придется сыграть...

Самое важное, что я узнал на Тральфамадоре,- это то, что, когда
человек умирает, нам это только кажется. Он все еще жив в прошлом, так что
очень глупо плакать на его похоронах. Все моменты прошлого, настоящего и
будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Тральфамадорцы
умеют видеть разные моменты совершенно так же, как мы можем видеть всю цепь
Скалистых гор. Они видят, насколько все эти моменты постоянны, и могут
рассматривать тот момент, который их сейчас интересует. Только у нас, на
Земле, существует иллюзия, что моменты идут один за другим, как бусы на
нитке, и что если мгновение прошло, оно прошло бесповоротно.
Когда тральфамадорец видит мертвое тело, он думает, что этот человек в
данный момент просто о плохом виде, но он же вполне благополучен во многие
другие моменты. Теперь, когда я слышу, что кто-то умер, я только пожимаю
плечами и говорю, как сами тральфамадорцы говорят о покойниках: "Такие
дела".

- У нас только тральфамадорские романы, но я боюсь, что вы их не
поймете,- сказал динамик на стенке.
- Дайте мне хотя бы взглянуть на них.
Ему подали несколько штук. Они были совсем маленькие, понадобилось бы
штук двенадцать, чтобы вышла книга толщиной с "Долину кукол" со всеми ее
удачами и неудачами: то - удачами, а то - неудачами.

Разумеется, Билли не умел читать по-тральфамадорски, но он хотя бы
увидел, как эти книги напечатаны небольшие группы знаков отделялись
звездочками. Билли предположил, что эти группы знаков - телеграммы.
- Точно,- сказал голос.
- Значит, это действительно телеграммы?
- У нас на Тральфамадоре телеграмм нет. Но в одном вы правы: каждая
группа знаков содержит краткое и важное сообщение - описание какого-нибудь
положения или события. Мы, тральфамадорцы, никогда не читаем их все сразу,
подряд. Между этими сообщениями нет особой связи, кроме того, что автор
тщательно отобрал их так, что в совокупности они дают общую картину жизни,
прекрасной, неожиданной, глубокой. Там нет ни начала, ни конца, ни
напряженности сюжета, ни морали, ни причин, ни следствий. Мы любим в наших
книгах главным образом глубину многих чудесных моментов, увиденных сразу, в
одно и то же время.
В следующий миг летающее блюдце сделало виток во времени, и Билли был
отброшен назад, в детство. Ему было двенадцать лет, и он стоял, трясясь от
страха, рядом с отцом и матерью на самом краю Большого каньона - на выступе
Брайт-Эйнджел. Маленькое человеческое семейство глядело вниз, на дно каньона
в милю глубиной....

Но многое, что говорил Билли, было бредом для тральфамадорцев. Они не
могли понять, как он воспринимает время. Билли бросил всякие попытки
объяснить им это.
Пришлось экскурсоводу зоопарка своими силами взяться за объяснение.
И экскурсовод предложил слушателям вообразить, что они глядят через
пустыню на горную цепь в озаренный солнцем ясный день. Они могут смотреть на
вершину горы, на птицу или на облако, на скалу перед ними или даже на дно
пропасти позади себя. Но среди них находится несчастный этот землянин, и
голова его заключена в стальной шар, который он не может снять. И в этом
шаре есть один-единственный глазок, через который он может глядеть, да еще к
этому глазку приварена шестифутовая трубка.
И это было только предварительное метафорическое описание всех бед
Билли. Будто бы он еще был привязан к стальной решетке, привинченной к
платформе на рельсах, и никак не мог повернуть голову или сдвинуть трубку.
Дальний конец трубки лежал на треноге, тоже привинченной к платформе. Билли
только мог видеть крошечный просвет в конце трубки. Он не знал, что привязан
к платформе, и даже не понимал, в каком странном положении он находится.
А платформа то ползла очень медленно, то неслась по рельсам, подымалась
в гору, катилась вниз, заворачивала; ехала напрямик. И только про то, что
бедный Билли видел сквозь дырочку в трубке, он и мог говорить: "Это жизнь"."

Ваше преимущество перед Воннегутом, Джон, в том, что Вы пытаетесь взглянуть на одновременное время с позиций неколебимой реальности, И Воннегут делает так, но он вынужден подтягивать героя к изображаемой одновременности времен, он отсылает его на другую планету, отправляет в раскуроченный союзниками Дрезден, где побывал сам, он смещает сознание героя так, чтобы ему поверили.

Сообщение правил captain, 09-12-2008 21:56
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
jonik15-12-2008 05:56 №6
jonik
Уснувший
Группа: Passive
спасибо. мне, кстати, нравится Воннегут, из коего я прочитал Колыбель и Сирены Титана - удалось купить такую книжку... И судя по всему Бойня тоже отличная вещь. Надо ознакомиться. Отрывки хорошие приведены тут :)
captain17-12-2008 19:34 №7
captain
Автор
Группа: Passive
Мне жаль, Джон, что я как-то не учел, что Вы - автор, и привел в таких объемах другого автора, что было крайне с моей стороны нелюбезно, прошу меня извинить. Славик из Абакана и Сержант - тоже очень ничего. В бабушке много чернухи и мало мысли, на мой вкус. Т.е. к концу рассказа бабку хочется кремировать собственными руками:) Кхмм... простите меня еще.
Бойню Вы легко найдете в интернете в качественном переводе. Пожалуй, я бы даже сказал, что Славик из Абакана самая понятная вещь из четырех. Обратно - мне самая понятная.:)

Сообщение правил captain, 17-12-2008 19:34
Сойдя вниз к капитану, так как мне нужно было с ним поговорить, я имел несчастье застать его как раз в ту минуту, когда он торопливо откупоривал бутылку.
jonik21-12-2008 11:00 №8
jonik
Уснувший
Группа: Passive
да какая нелюбезность :) все ок.
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.10 сек / 35 •