Дорогой мой юный читатель, я тебе сейчас расскажу сказку, которая тебе объяснит одну до сих пор историей не объясненную историческую загадку, поэтому в начале сказки будет действительная история с исторической легендой, после сама сказка, а за тем историческая загадка, которую не исторически, а по сказочному и объясняет моя сказка. Это вступление. Ну,а теперь слушай. Татаро-монгольское иго на Киевскую Русь не сразу навалилось. В то время Киевская Русь делилась на ряд княжеств. Номинально они подчинялись Киевскому Великому князю, но плохо — Киевская власть была слаба. Русские князья были не объединены, не имели единого руководства, друг с другом ссорились, даже воевали и поэтому, когда впервые столкнулись с татаро монгольским войском в 1223 году на реке Калке, в Донецкой области, что сейчас называется Кальчик, потерпели сокрушительное поражение и полный разгром потому, что пока одни полки бились, другие стояли и смотрели на битву, и поэтому монголы разбили их всех по очереди. Однако после этой битвы монголы ушли. А русские князья не сделали выводов и продолжали воевать друг с другом тем самым ослабляя Киевскую Русь как государство. Среди русских земель кроме княжеств, где единолично правили князья, была республика, где тоже был князь, но было ещё и всенародное вече, которое могло и прогнать князя. Вече — это народное собрание, где правда не голосованием, а больше криком определялась воля новгородского народа. Новгородцы тогда свой город называли Господин Великий Новгород. Это был очень крупный, торговый и очень богатый город. Новгороду тогда подчинялся весь север современной европейской России и Новгороду шла дань пушниной со всего севера России. Новгородцы часто занимались разбоем не только на севере, а и на русских землях. Новгородские речные разбойники (-ушкуйники) нападали на своих ушкуях (речных ладьях). При этом свой город новгородцы очень любили чем бы они не занимались. Главный воевода над войском тогда назывался тысяцкий и в Новгороде, и в других русских княжествах. Так вот как раз перед нападением татаро-монгольских войск с ханом Батыем во главе на столицу Рязанского княжества город Рязань, племянник Новгородского тясяцкого дружинник и ушкуйник Дмитрий был послан дядей в Рязань с поручением к разанскому князю. Поручение Дмитрий выполнил, но нападение татар застало его ещё в Рязани. Началась кровавая осада Рязани монголотатарами в 1237 году. Рязань оборонялась твердо и отчаяно, но выстоять не могла — уж очень много было татар, а из соседних русских княжеств никто не пришел ей на помощь. Хан Батый следил за битвой и заметил среди сражения последнюю горстточку защитников Рязани, которые неутомимо бились и бились. Уже все погибли, а эти защитники всё бьются и бьются. Захотел хан на них посмотреть вблизи и приказал своим воинам схватить их живыми. С помощью арканов, которыми татарские воины владели блестяще, они обезоружили и связали этих оставшихся в живых нескольких защитников Рязани. Возглавлял их рязанский богатырь и боярин Евпатий Коловрат. Привели и поставили пленных перед ханом Батыем. Пленные смотрят гордо. Посмотрел на них хан и сказал своим воинам: «Учитесь у них быть стойкими в битве. Такие воины вызывают только уважение и восхищение. Поэтому я отпускаю их на волю за их доблесть», - татары развязали пленных и отпустили их идти куда они хотят. Среди них был и новгородский дружинник Дмитрий. Евпатий Коловрат пошёл собирать новую рать. Собрал отряд из 1700 воинов, напал на татар уже на территории Владимирско-Суздальского княжества, нанёс татарам в этом бою поражение, но и сам в этой битве погиб. Ну, а Дмитрий стал после того, как его отпустили татары, пробираться лесами в Новгород. Заходил по дороге в сёла и города, предупреждал о нашествии татар и рассказывал о судьбе Рязани. Но русские князья даже перед лицом всеобщей опасности не собирались объединяться и поэтому всех их порознь татары разбили, их города и сёла опустошили, разграбили и сожгли, а людей кого убили, кого пленили, то есть из-зи глупости князей была опустошена Русь. Дмитрий между тем, достав коня, всё ехал в Новгород впереди татарского нашествия и думал - как же спасти Новгород. На разум князей он уже не надеялся и поэтому не знал, что может спасти Новгород от татаро-монгольского нашествия. Наконец он доехал до Таржка, предупредил жителей о нашествии, а сам поехал дальше. Перед Новгородом есть место называется оно Игнач Крест. Так вот где-то за 100 вёрст до него и началась наша сказка. Леса тогда были густые, трудно проходимые и среди них было очень много болот. Дорог тогда было очень мало, больше тропы, а, если можно было по такой тропе проехать на коне, то такая «дорога» называлась сокма, а позднее - сакма уже вв XVI — XVII в.в.. Вот и ехал по такой дороге дружинник Дмитрий в Новгород к себе домой. Когда Дмитрий был ещё в Рязани он купил красивую шапку для дяди и красивый платок для тёти. Татары не заметили, что у него что-то было за пазухой и поэтому не отобрали. Едет он, едет и вдруг замечает, что блудит — уже третий раз на одни и теже медвежьи кости попадает. Остановился, задумался и как-будто слышит чьё-то тихое хихиканье. Что это может быть? Подумал и понял, что встретился с самим лесным Блудом. И сразу же шальная мысль: «Так вот как я спасу тебя Господин Великий Новгород от татарского нашествия!» - Спешивается Дмитрий, кланяется в пояс в ту сторону откуда якобы раздалось хихиканье и говорит: «Спасибо тебе, лесной Блуд, что встретил меня. Я ведь тебя и искал. Здравствуй гой еси, лесной Блуд. Не побрезгуй, покажись мне пожалуйста» - Интересно стало Блуду: все его ругают, а этот дружинник не ругает и о чем-то очень вежливо просит. И решил Блуд узнать что же этому путнику от него нужно. И в том месте, куда как раз и смотрел Дмитрий появился странный мухомор: шляпка от мухомора красная в белых точках, а под шляпкой как под шапкой небольшой человечек. Дмитрий понял, что это и есть сам лесной Блуд. Не растерялся, опустился перед ним на колени, чтобы лучше видеть лицо Блуда, и говорит: «Я тебя, Блуд, уже не одну сотню вёрст ищу, а вот только сейчас встретил. Поговорить надо мне с тобой очень» - «А что меня искать? Переступил через мертвый череп, разбудил меня и я здесь. Я всегда отдыхаю в черепах мертвых животных или птиц. Кто переступит через череп, где я отдыхаю, тот меня и потревожит в мой дневной отдых. Вот я и начинаю блудить людей для своего развлечения. Вот и всё объяснение. Так что же тебе от меня надо, путник? Говори. Разрешаю» - ответил Блуд. А Дмитрий, стоя попрежнему на коленях, достаёт из-за пазухи красивую, красного бархата, богатую, с собольей оторочкой шапку, что дяде купил, и говорит: «Хочу тебе, уважаемый Блуд, подарить эту шапку за одну услугу» - Протягивает эту шапку Блуду и добавляет: «А если у тебя подруга есть, то и ей платок красивый у меня для неё найдётся» - Берет Блуд шапку. Она как-то быстро уменьшилась. Блуд снимает свою шапку из шляпки мухомора и надевает подаренную шапку. И что самое удивительное шапка Дмитрия пришлась Блуду как раз в пору. Засмеялся Блуд. Понравилась ему шапка. Он её снял, внимательно рассмотрел и довольный опят надел, а потом и говорит: «Есть у меня подруга закадычная кикимора Блудница всех окрестных болот владелица. Мне все в округе Новгорода леса подвласны, а ей все болота, реки и озёра. Позвать?» - «Позови обязательно. Сделай милость». - отвечает Дмитрий и достаёт из-за пазухи платок, что тёте купил. А платок то восточной работы с красивым парчовым узором так и переливается от лесных бликов. «Блудница, моя милая, иди сюда побыстрей. Дело есть», - позвал свою подругу Блуд громко. «Ну чего тебе среди дня от меня надобно?» - раздаётся женский голос и рядом с Блудом появляется кикимора Блудница такая некрасивая, мокрая тьфу да и только. Но Дмитрий не показал виду, что она ему не понравилась, а наклоняет голову в знак уважения, протягивает ей платок и говорит: «Это тебе, кикимора Блудница в знак моего к тебе уважения и с просьбой», - а сам всё ещё на коленях стоит; не поднимается; ждет вежливо разрешения подняться; коня левой рукой держит за уздечку, чтобы не убежал со страха,а тот всё пофыркивает да пофыркивает. Взяла кикимора платок, он опять уменьшился, разглядывает, примеряет. Даже Блуд видит, что понравился ей подарок. Усмехнулся и говорит: «Взяли мы твои подарки так что теперь ты наш свой, хватит тебе на коленях стоять перед нами, поднимайся». - «А как же я тогда ваши лица увижу? - спрашивает Дмитрий. «Увидишь, увидишь. Поднимайся», - отвечает Блуд. И как только Дмитрий встал с колен Блуд и Блудница стали расти и стали ростом с Дмитрия, причём Блуд в своей новой шапке превратился в молодого красавца, а Блудница в платке превратилась в такую красивую молодуху, что только смотреть на них да смотреть. Не пара, а загляденье. А Блудница при этом ещё и Дмитрию глазки строит, кокетничает. Блуд усмехнулся да и говорит подруге: «Ты свои штучки брось да смотри, когда он женится, его жену не охмуряй, пускай ему верной будет. Он нам теперь как родственник». - «А я его жену соблазнять на измену и не буду. Я чужих жён для него на измену соблазнять буду и помогать так, что всё будет шито-крыто. Многим он мужьям рога наставит. Парень то видишь какой красивый». - «Ну, ладно». - говоит Блуд и объясняет Дмитрию. Моя подруга часто бывает в Новгороде и развлекается тем, что помогает красивым и молодым жёнам натавлять рога своим старым и нелюбимым мужьям. Ты этого хотел от нас Дмитрий?» - «Нет, не этого». - отвечает Дмитрий. «Я еду из под Рязани, за мной идут татары и жгут, и палят, и разоряют землю Русскую, уничтожают народ наш. Тех, куда они дошли, уже не спасти, так спаси хоть Новгород. В этом и есть моя большая просьба». - Удивился Блуд и спрашивает: «А как же я спасу Новгород? Я здесь, а Новгород за сто вёрст». - «А очень просто», - отвечает Дмитрий. «Пускай татары всё время в твоих лесах будут блудить, тогда и не смогут добратся до Новгорода. Ну а, если попадут в болото, то там им и погибель». Засмеялись Блуд с Блудницей и спрашивают: «И только то». - «Да». - говорит Дмитрий. «Только татар очень много, так что и работа вам предстоит оень большая». - «Ладно, согласны», - отвечает за обоих Блуд. «А теперь езжай домой. Да не забудь: захочешь меня увидеть — переступи через мёртвый череп животного или птицы, и тут же увидишь. Но покажусь я тебе только когда будешь один. «Прощавай. До встречи». - сказал Блуд. «А меня и в Новгороде увидешь рядом с приглянувшейся тебе красавицей, обязательно помогу тебе», - добавила и замеялась Блудница. Только прозвучали последние слова Блудницы как Блуд с ней сразу же исчезли — как-будто их и небыло. Сел Дмитрий на своего коня и без приключений добрался до Новгорода, но никому не сказал о своей встрече в лесу. Предупредил дядю о татарском нашествии на Русь, рассказал о судьбе Рязани и новгородцы стали готовиться к битве. А татары тем временем спалили Таржок и пошли на Новгород. Вот только странное дело: те, что забрели в болото, там и остаются, а те, что едут лесом, всё время блудят и друг на друга натыкаются. Доложили Батыю об этом. Хан сперва не поверил, а как увидел, что месяц его войска по кругу бродят по лесам и ели-ели из леса выбираются, то отдал приказ войскам идти на юг на Киев. Так что дошли татары до Игнач креста, что под Новгородом, и дальше не пошли, хотя совсем недалеко был очень богатый, большой, торговый город Господин Великий Новгород. И вот эту историческую загадку: почему хан Батый увёл свои войска из под Новгорода, когда был практически рядом с ним — историки объяснить не могут до сих пор. А Дмитрий потом никогда не блуждал в лесу и в Новгороде до женитьбы ни одному старику рога наставил. Так что видимо он ещё не раз встречался и с лесным Блудом, и с кикиморой Блудницей, но уже как свои им человек. Было замечано, за ним, что иногда он покупал что-то очень красивое для мужчины и для женщины одновременно, но кому дарил никто узнать не мог. Известно было, что часто Дмитрий ездил в район Игнач Креста до самой своей смерти и только всегда один. А, когда Дмитрий женился, то жена его любила так, что и после его смерти оставалась верна только ему, правда и он ей не изменял пока был жив. Татары же после похода на новгород боялись далеко углубляться в лес и наши предки от татарских набегов спасались именно в лесах. Вот и вся сказка. От себя скажу, что я блудил в лесу несколько раз. Первые разы не помню, а два последних раза, блудил как раз тогда, когда переступал через кости мёртвых животных. Один раз лисы, а другой раз птицы. Я это заметил и после всегда обходил кости мертвых животных и птиц стороной зато больше не блудил в лесу ни разу даже без компаса. И вот это — правда. |