В своё время этот рассказ моего отца поверг меня в шок. Он у своих родителей был восьмым ребёнком. В тридцатые годы для многих семей в советских деревнях, в большинстве которых свирепствовал голод, многодетность была настоящим бедствием. И потому от некоторых детишек пытались избавиться – в первую очередь, от более хилых по сравнению со своими братишками и сестрёнками (семье нужны были физически сильные работники). Как избавиться? По-разному. Например, моего отца, тогда ещё младенца, клали к распахнутому окну – в осенний холод и зимнюю стужу, чтобы он простудился и умер. Но умер не он, а его близнец, коего считали более крепким и здоровым и всячески оберегали. Отец же вырос на редкость выносливым и почти никогда не болел. Обо всём этом ему рассказала его мама за несколько дней до своей смерти. Рассказала со слезами на глазах, попросив у сына прощения. - Не мне судить родителей, – сказал отец, – ещё неизвестно, как бы на их месте поступил я…
Историю эту я вспомнил в связи с заметкой, напечатанной в одной из центральных газет. В ней сообщалось, что некий гражданин США подал в суд на своих отца и мать за то, что, когда он был ребёнком, они не согласились определить его в музыкальную школу. Из-за чего, по его мнению, в нём не состоялись по меньшей мере Бетховен или Моцарт. И в качестве компенсации за потерянные “гонорары” и “славу” этот человек потребовал со своих родителей довольно крупную сумму. Не правда ли, эти две истории разительно отличаются друг от друга. Первая говорит о “вопиющей несправедливости”, даже “дикости”, а вторая – об уважении к “правам личности”. Попробую прокомментировать данную проблему с позиции христианина. Возможно, для многих из нас это будет услышать неприятно, но Бог поставил перед человечеством задачу, не имеющую ничего общего с построением на Земле уютной и комфортной жизни (“Не собирайте себе сокровищ на Земле” (Мф. 6, 19)). Согласно Священному Писанию, смысл существования человека состоит в его духовно-нравственном совершенствовании (Мф. 5, 48). Главные элементы которого - научиться прощать людей (Мф. 6, 14-15), сопереживать им (Мф. 22, 39), ощущать их “нужды и печали” как свои собственные. А для этого каждому из нас необходимо испытать определённую долю скорбей и страданий, как говорится, на собственной шкуре. Что неизбежно влечёт за собой ограничение человека как в материальных благах, так и в его “правах и свободах”. Однако в своём большинстве люди выбрали совершенно иную цель: “стяжание” не “Духа Святого”, а исключительно земных, “желудочных” благ. Причём на сегодняшний день их количество и качество превысило пределы необходимого уровня для нормального существования человека в десятки, а у иных и в сотни раз! То есть многие из нас уже трудятся не ради “хлеба насущного”, как и заповедовал Господь (1 Тим. 6, 8-10), а с целью получения всевозможных удовольствий и развлечений, то бишь “КАЙФА” (затягивающего людей в пучину греха, словно трясина). Так возник “эгоизм” – нравственное состояние человека, поставившего в центр своего внимания и забот САМОГО СЕБЯ! И напрочь утратившего понимание того, как в этот самый центр можно поместить кого-то иного. А затем началась цепная реакция: эгоизм подавил сострадание ближнему, соответственно исчезло внимание к нему – особенно к его душевному состоянию; отгороженность людей друг от друга породила неискренность в отношениях между ними, всяческую ложь; которая, в свою очередь, вызвала недоверие к окружающим, подозрительность и, что неизбежно, стремление поставить возможным “притязаниям” ближнего заслон. А отсюда – создание соответствующей нормативной базы. Скажем, отношения супругов между собой во многих случаях стали регламентироваться так называемым “брачным контрактом”. И конечно, нормами “Семейного Кодекса”. Который также предписывает проявлять заботу и о своих престарелых родителях. А если на Вашем пути встретится человек, например, вывихнувший ногу, то оказать ему помощь (хотя бы вызвав “скорую”) Вас может подтолкнуть соответствующая статья аж “Уголовного Кодекса”, предусматривающая лишение свободы. И т.д. и т.п. Иными словами, люди дошли до того, что просто ОБЯЗАЛИ самих себя – под страхом ответственности! - выполнять определённые внешние действия по отношению друг к другу, ранее вызываемые естественными чувствами любви и сострадания – очевидно, на сегодняшний день у многих из нас утраченными. Так вот именно эгоизм (выпячивание своего “я”) стал питательной почвой для расцвета так называемого либерализма, признавшего непререкаемым авторитетом “права человека”. Причём за последние десятилетия поклонение этому идолу стало принимать поистине карикатурные формы. Чего только стоят “табачные” процессы – при которых курильщики за своё подорванное здоровье в результате пагубного пристрастия предъявляют судебные иски предприятиям, производящим папиросы и сигареты. Или случаи, когда ученики подают в суд на своих педагогов якобы за проявление к ним “излишней требовательности” или “необъективности в оценке их способностей”. Дальше, я думаю, будет ещё интересней: наступили мне в троллейбусе на ногу – подаю на своего обидчика в суд. Пересолила жена яичницу – к ответу её за доставленный мне этим “дискомфорт”. Да что там: родили меня отец с матерью, скажем, евреем в Германии в период нацизма или в Хиросиме сразу после её ядерной бомбардировки (что отрицательно сказалось на моём здоровье и моей судьбе) – пусть впоследствии компенсируют мне это материально. В конце концов, я своего согласия на появление на свет именно в таких условиях и в такую эпоху НЕ ДАВАЛ! И моё неотъемлемое “право” здесь явно НАРУШЕНО. Маразм, скажете вы. Однако я уверен, со временем дойдёт и до подобного: поле деятельности для либералов в этом смысле широкое. Но главное: согласно высказываниям некоторых христианских подвижников, недалеко то время, когда прощение человека станет считаться в обществе одним из НЕПРИЛИЧНЫХ, а затем и УГОЛОВНО НАКАЗУЕМЫХ поступков (скажем, с формулировкой “за потакание преступному деянию…”). И для такого утверждения есть все основания: известно, что общественные явления, достигнув определённого количественного показателя, неизбежно переходят сначала в моральную, а затем и юридическую норму. Иными словами, скоро вся наша жизнь будет пропитана сплошной подозрительностью в отношении окружающих людей и предъявлении им судебных исков по малейшему поводу – из себялюбия и гордыни или с целью лёгкой наживы (возможности получения компенсации “материального и морального вреда”). И тогда человеческое общество уподобится паукам, находящимся в одной банке и грызущим друг друга. Что, по слову апостола Павла (2 Тим. 3, 1-5), и явится преддверием апокалипсиса… |