Не очень люблю критиковать, просто не люблю... "Человек критикующий" - жалкое зрелище, особенно критикующий по-нашему, по-пролетарски, бессмысленно и беспощадно. Без толку и всё что попадается под разгорячённый ум. Надо видеть позитив. Будем стараться. Но. Фильм Алексея Учителя "Край" я сел смотреть с предвкушением большого события. В моём конкретном дне моей конкретной жизни, более того, конкретно для меня и вот сейчас... Слышал о нём не очень хорошее, но не от особо уважаемых мной людей, что интриги добавляло. А ну-тка!) Машков и Гармаш врать не будут. Поехали. Выдержан фильм в стиле сугубой чернухи про сталинские времена. Впрочем, радоваться там особо нечему, на экране жизнь в колонии-поселении во времена тов. Сталина, а точнее, сразу после войны. Приезжает герой В. Машкова в этот посёлок на работу машинистом паровоза, его, как я понял, что нетрудно по ходу, направили туда официальные органы. Устраивается он там быстро, дают ему паровоз с топкой, понимаешь. Вот... Игнат (В. Машков) сильно контуженный на войне, но и до неё у него была контузия, "неделю с врачом пил, чтобы на фронт взяли", у него периодически возникают дикие приступы головной боли, выглядит очень реалистично. Сразу встречает простую русскую бабу и значит любовная линия, минуте на 18-й. Она с мальчиком лет 7-ми, но в итоге оказывается он не её сын, а подобранный во время войны, но это неважно. Важно другое: игра Владимира Машкова. Неуклюжий мат сваливается с его губ как кирпичи в котельной (если они там есть), поминутно и при этом вымученно и показно-похабно. Нельзя без мата лазить по канату... Ну, понимаем, нельзя. Но неорганично сие выглядит. Угрюмый взгляд исподлобья, дикая речь, междометья. Эдакий Гозман наоборот, точнее говоря, в продолжение. Короче, картина не для слабонервных. Устроил Игнат какие-то зачем-то гонки на паровозах в самом начале фильма, грозились у него отобрать паровоз да не отобрали. Ну, тут типа стычки с прошлым ухажером этой бабы, в общем наш Игнат круче. И вдруг откуда не возьмись, герой Машкова попадает в тайгу, причём прям на паровозе, да... Находит он там немку, которая жила там и не знала, что была война. Немка красивая, хорошая, добрая девушка и абсолютно ей непонятно почему её ненавидят все, когда Игнат её забрал из леса на эту станцию, на которую он скоро приехал опять, из тайги прямо так вот - на паровозе. Вообще спонсор фильма РЖД, поэтому паровозы в кадре везде и постоянно, круче машины Джеймса Бонда. У женщин начинается соперничество, у мужчин этой русской девки (которая, как выясняется, неплохо жила в оккупации, естественно жила с немцами) своё мочилово, которое идет, затухая и разгораясь через весь фильм. Руководит всем этим поселением однорукий председатель, пугает народ Фишманом который всем устроит. Народу плевать, женщинам нужны мужики, мужикам самогон, Фишман не нужен никому. Странный чукча, непохожий на чукчу, смотрящийся непохоже, говорящий классические фразы чукчи из анекдотов, говорящий их непохоже и почти без акцента - особая находка режиссёра. Ну, приезжает Фишман (С. Гармаш), покрывает всех матом, после Игната, завершая так-сказать композицию,устраивает зачем-то гонки наперегонки на паровозах (это постоянная фишка фильма), проиграл-выиграл неважно, получает паровозным спидометром, напоминающим стенные часы с кукушкой от Машкова по башке и уезжает на велосипеде по заснеженным путям, куда-непонятно, зачем-неясно, почему именно таким путём должен уезжать представитель всемогущего НКВД-загадка. Успевает Фишман убить русскую подругу Игната, после чего он, Игнат, уезжает, прямо так, по рельсам, на вагонетке с немкой и с их мальчиком, оставшимся от бабы, который впрочем, немец, и ему хорошо с новой мамой. Вот такие дела. Вопрос: почему надо так материться, тупо и неорганично весь фильм. Только потому-что это колония? Другой вопрос: зачем тут Машков и Гармаш, грустно смотреть на такого Машкова и такого Гармаша, Машков - а-ля Гозман, а Гармаш-ну это вобщем-то его роль, но уж очень стандартно, в 95% фильмов это такой именно Гармаш. А поэкспериментировать не пробовали с разными необычными актёрами? О хорошем: фильм временами красиво смотреть, он видовой, он красочный. О плохом: не спасают даже звёзды, сюжет заезжен, народ показан стандартно, быдловато, женщины - шалавы, это грустно. Фильм оставляет впечатление помойки. Итого: посмотреть можно, но не стоит, если есть другие более приятные занятия, хотя, для истории, кинолюбам, конечно, нужен. "Оскар" ему не светит, разве что у комиссии совсем жалость вызовет наш убогий народ. Оценка: 2,5 (2 балла за картинку) |