Главный герой романа «Елтышевы» - обычная среднестатистическая семья, после развала СССР, с горем пополам приспособившаяся к новой социальной реальности. Николай Елтышев – капитан милиции, несет службу в вытрезвителе, и каждую смену проводит в ожидании, что вот сегодня чудо и свершится – появится богатый «клиент». Валентина Елтышева – библиотекарь, сумевшая наладить семейный быт в ведомственной квартире и вырастить детей. Два сына, как в русской сказке, один мал да удал, за что срок в тюрьме отбывает. Другой, старший, увалень и дурень. Простые люди, простые характеры и очень простая семейная история. На первый взгляд. Отчего-то напрашивается сравнение со снежной лавиной. Чтобы ее не спровоцировать альпинист обязан вести себя предельно аккуратно, осторожно и правильно. Когда Николай Елтышев в угоду року допускает профессиональную осечку, его, казалось бы, устроенная жизнь срывается в пропасть снежным комом, унося с собою в черно-белый мрак и близких людей. Страшный поворот судьбы, подготавливаемый обстоятельствами, ситуацией и самим Елтышевым выстреливает неожиданно громко и точно. Незатейливая семейная идиллия разрушается, обнажая сложную семейную драму, отчаяние и безысходность. Налаженный быт, работа, квартира – все оказывается не настоящим, бутафорным. Отбери – и человек голый, никому не нужный, выброшен на обочину жизни. Чем же он тогда владеет? Тонко и мастерски Роман Сенчин описывает семейный совет. Последнее слово за главой семьи. Но Николай растерян, морально подавлен, унижен. Старший сын самоустраняется, боясь ответственности за свою судьбу. Решение принимает женщина. Взвешенно и хладнокровно. В роковой момент Валентина сильнее и мудрее своих мужчин. В этом ее трагедия, и крах семьи. Можем ли рассматривать Елтышевых как некую модель современной семьи? Безусловно, ведь каждый из них выполняет определенную социальную роль и функцию, обладает статусом. На первый взгляд, Елтышевы – благополучная семья. Николай, вроде бы, уважаемый, авторитетный человек, но его статус главы семьи и мужчины – пшик. Он давно морально деградировал, нравственно опустился, ни на что не имеет влияния, ни на сыновей, ни на собственную жизнь. Чтобы прокормить семью, удержать ее на плаву, Николай заключает сделку с совестью – ворует деньги у тех, кто попадает в вытрезвитель, а затем распределяет их по смене. Повязан каждый, так просто не уйти. Попасть на хлебное место крайне сложно. Это отработанная система, где все человеческое вытравливается. Елтышев ходит на работу распрямив плечи и с достоинством носит милицейскую форму. Но это показуха, дешевая социальная игра. Одна из многих в русской действительности, и все это понимают. Государство унизило мужчину, отобрав право гордиться собой и зарабатывать честным путем. Этот посыл принимает старший сын Артем. Зачем к чему-то стремиться, если государство все обесценивает, а общество вызывает омерзение и страх. Он, ведомый ленью и животным страхом перед жизнью, ничего не предпринимает, не берет на себя никакой ответственности. Артем не приучен к труду, не созрел к самостоятельной семейной жизни. Ни влюбленность, ни рождение ребенка не способно пробудить его, вывести из спячки и безразличия, сподвигнуть на жизнеутверждающий поступок. Обыкновенный современный русский парень. Ему 25 лет, и свое пассивное, угнетенное, депрессивное состояние, вирус безнадежной отчаянности, он пронесет до самой смерти. Жизнь есть, а жить не хочется. В романе, как и в современной России, первыми умирают молодые, передавая родителям, словно эстафету – неприкаянность и безнадежность. Денис, любимый сын Елтышева, его надежда. Николай уверен, младший сумеет прорваться в лучшую жизнь, и вытянет из социальной ямы всю семью. Но что это за «лучшая жизнь» и где она находится, никто из героев не знает. Очередной миф, глупая, пустая сказка дурманящая мозги. В романе, молодому, здоровому, энергичному парню уготовано место в тюрьме (после драки), затем несколько дней свободы и – смерть. Все как в жизни… По-честному, по-другому Россию не почувствовать. Валентина, как будто успешная женщина: при работе, при муже, мать двоих сыновей. Но беда вышибает ее из привычной колеи. И на поверку – она старая, больная, никому не нужная мать уголовника и жена взяточника. Мгновение – она лишена работы, квартиры, социального статуса. Потому что все это бутафория, как и сама Россия. Бескрайняя территория, держащаяся на одном названии, ничем не связанная и не сцементированная. Куда бы ни поехал – везде уготована нищета и отчаяние. Тебя обязательно унизят и обидят – особенности русской души. Елтышевы уезжают в деревню, как им кажется, временно. Передохнуть, набраться сил и вновь в город, строить новую жизнь. Как тщетны потуги обездоленного человека… После нескольких дней в деревне Елтышевы понимают – это крах. Было время, поэты, художники с восторгом и упоением воспевали русскую деревню, утреннюю зарю, свежескошенную траву, вековой деревенский быт, здоровых русских мужиков и баб. Отчего же сейчас приумолкли? Старые, покосившиеся, сгнившие дома, разбитые дороги, спившиеся мужики и бабы – современная русская деревня, притон уголовников и обездоленных. Для Елтышевых неприглядная, горькая, отчаянная правда становится убийственной, она окончательно ломает дух семьи и дальше идет медленный отсчет смертей – первый пошел, второй… В романе нет авторских рассуждений, откровений, Сенчин описывает три года семьи Елтышевых. Это не семейная сага о преодолении и торжестве. Это горькая правда русской жизни – откровенной, неприглядной, отвратительной. Книга построена на ситуации жизненной депрессии, ее начале и финале, все остальное сдерживание пружины. Ее стержень - мрак, в котором заблудилась человеческая душа, судьба семьи и действительности, которую каждый из нас носит в себе. Что есть добро и зло? Человеческие выдумки? Две силы уравновешивающие друг друга, находящиеся в гармонии и состоянии покоя? Торжествующее зло мира исходит от человека и к нему возвращается. Николай Елтышев без колебаний принимает «условия вытрезвителя», оправдывая свои преступления извечным «жизнь такая». До поры до времени он оборотень в погонах, затем серийный убийца. Елтышева не арестовывают, хотя улики налицо. Ворон ворону глаз не выклюет. Зло не истребляет своих творцов и паразитов, в ком же тогда вить гнезда? Любой поступок, решение героев обречено на провал. Переезд в город откладывается, дом не строится, новая жизнь идет вкривь и в вкось. Созидающее светлое, жизненное – в добре. А его в романе нет. И это не случайность. Ведь и сами Елтышевы жертвы социального тупика и безразличия. Их способ жизни – усредненность и невежество. Нищие духом, они быстро люмпенизируются, словно падение и гниль были давно заложены у каждого внутри. Ввести момент торжества над злом, сделать его наказуемым, значит обмануть читателя, предать субъективное ощущение и понимание русской действительности, правду жизни – принципиальная авторская позиция. Зло будет побеждать, пока человек не почувствует, не распробует вкус добра, не задействует свои внутренние силы на преобразование мира внешнего, не примет на себя ответственность. Череда убийств, это еще и нравственный крах семьи, малой части общества, которая словно лакмус впитывает в себя бездушность, озлобленность, отчаяние, коими поражено общество в целом. Все перевернулось с ног на голову. Канули в Лету понятия о добре и чести, нравственности и морали, их место заняли пустота и нажива, обесценившие в человеке человека и сбросившие его с пьедестала творца в грязь к незаметным букашкам и козявкам. Это вещи, о которых знают многие, но проговаривают единицы. Стыдно и унизительно быть сыном милиционера, нормально и естественно – тунеядцем, преступником, убийцей. Если ты не можешь с кем-то договориться и решить вопрос, рецепт прост – возьми топор и убей. Если ты боишься жизни и испытаний, совет таков – сиди на шее у родителей до самой их смерти и ничего не смей предпринимать. Есть форма, но нет содержания, есть страна, но нет будущего, есть семья, но нет любви. Именно поэтому герои не озадачены нравственным поиском, совестью, раскаянием, из них уже давно вытравлено человеческое. Всю жизнь Елтышевы были уверены, что у них все хорошо, все, как у людей, государство помнит о них и в свое время позаботится. В итоге – нищенская пенсия, грубое, хамское отношение, несмотря на инвалидность, брошенность и самостоятельное выживание, но не на необитаемом острове, а в стране, где якобы есть государственные институты и социальная защита. Не загнулся – воруй и убивай, чтоб прокормиться; сдох – твои проблемы. Человеческая жизнь висит на волоске и ничего от нее не зависит – в этом ужас русской действительности. Любая беда, трагедия, способна разрушить, превратить в дорожную пыль человеческую судьбу. Что есть сейчас человеческая жизнь? Ничто, - именно такое ощущение-восприятие заложено в книге, такой посыл дает автор читателю. Что из этого есть правда и с чем можно согласиться, каждый решает самостоятельно. Ведь каждый из нас живет здесь и сейчас, и если бы все было ложью, история Елтышевых потонула бы, сгинула бы, но она услышана, книга не затерялась, а стала событием. Это роман – о не любви, о ненависти и бездуховности, о нищете, сила которой разъела не только человеческую душу, но и страну. Депрессия, отчаяние, безысходность закручены до предела, они поражают не только Елтышевых, но и читателя, проникают в него, заставляют задуматься. В этом сила художественного слова Романа Сенчина. А еще в социальной остроте, в той проблематике, которую поднимает автор. В романе талантливо обыгран тонкий и очень важный момент – Елтышевы сами по себе, рядом нет верных людей. Им не помогают, а используют. И семья принимает правила игры: «с волками жить по волчьи выть». Каждый сам за себя и каждый сам по себе – не такой ли девиз сейчас звучит на просторах России? В итоге семья погибает. Взаимовыручки и поддержки нет не только извне, но и внутри семьи. Их сложные отношения, сглаженные городской жизнью, где каждый живет в своей комнате и варится в собственном соку, без мишуры и бутафории, обостряются. Не высказанные претензии, замолчанные конфликты – все выходит на поверхность, словно грязная смердящая пена. И в момент беды, когда семья, чтобы выстоять, должна сплотиться, разрастается вражда и непонимание. Отец убивает никчемного сына, и продолжает жить, и только после гибели любимого сына – умирает. Круг замыкается. Старые библейские истории, переложенные на русскую действительность – отчаянны и депрессивны. Что остается старой, больной русской женщине похоронившей за три года двоих сыновей и мужа, кроме придорожной пыли? Последний Елтышев – внук Родион. Он – случайное недоразумение и жизненная необходимость одновременно. Ребенок, заложник вражды и ненависти. Он не признает в Валентине бабушку и его детская забывчивость – единственное наказание в романе. Ты породила зло? Получай обратно. Несмотря на перехлестывающие пессимизм и депрессию, книга очень нравственная и очищающая. Через историю обыкновенной семьи, через частное автор выходит на общее и большое, поднимает острый вопрос морального выбора, который каждый из нас делает ежесекундно. Действовать или быть жертвой? Подчиниться обстоятельствам или использовать собственную волю? Совершить добро или зло? Принять на себя ответственность за все происходящее или самоустраниться? Быть человеком или опустившейся мразью? Отстаивать себя или позволить унизить? Словно тоненький луч сквозь нависшее мрачное небо просвечивает светлый и оптимистичный образ книги - природа… величественная и умиротворенная. Круговорот времен – вечный и неизменный. После зимы, всегда приходит весна. Всегда, чтобы в человеческом мире не случилось. |