В прошлом материале мы рассмотрели один из вариантов понимания уровня души — хая и его связи с третьим этапом развития иудаизма.
Небольшое добавление — третья буква четырехбуквенного имени Вс-вышнего — вав — имеет форму вертикального канала. Можно сказать, что форма этой буквы также иллюстрирует эту идею — канал спускает оживляющую Б-жественную энергию получателю — тексту Торы или человеку, который реализует себя на этом уровне. = - = - = Еще раз заметим, что термины хая и ехида — многозначные и существуют также другие аспекты раскрытия этих терминов в нашей духовной работе.
Уровень ехида.
Слово ехида — означает единство или объединение — от слово эхад — один (или единый).
В классически-мистическом понимании речь идет в том числе о двекуте — концепции «прилепления» человека ко Вс-вышнему. Чем более духовно развит человек, тем больше он ощущает в своей жизни присутствие Вс-вышнего.
При чем более легким является создание этого ощущения в «бесконфликтной» ситуации — когда человеку хорошо. Высшей формой двекута является сохранение (или трансформация) этого ощущения в «травматической» ситуации, когда человеку «нехорошо». Самый драматичный пример — когда раби Акива был приговорен к смерти и римляне подвергали его тело страшным мучениям. В это время раби Акива сообщил своим ученикам, что он смог на практике реализовать это состояние близости — в момент, выглядящий «наименее одухотворенным». = - = - = Существует несколько подходов к двекуту. Одним из ключевых различий между литовским и хасидским направлениями в иудаизме было различие в понимании идеи двекут.
С литовской точки зрения — двекут это высшая цель, которую человек удостаивается достичь в «конце» пути — в результате длительной работы над собой.
Хасидизм — столкнулся с ситуацией, когда люди были оторваны от классических духовных систем. Ешивы и общины были разрушены восстанием Хмельницкого. Баль Шем Тов — пошел по новаторскому пути. Он стал развивать эмоциональные отношения со Вс-вышним. В его подходе — человек должен был с самого начала стремиться культивировать в себе эмоциональные чувства близости ко Вс-вышнему — в частности страх, любовь и трепет к Б-гу. Согласно хасидизму, для развития этих чувств не обязательно предварительной многолетней учебы. Такой подход — гораздо доступнее и демократичнее. Подход Баль Шем Това — рассматривал двекут как совокупность эмоциональных ощущений, которые человек должен выработать в начале своего пути и далее активировать при любом еврейском действии. Таким образом, в хасидизме — двекут это не конечная цель, а начальное предусловие, которое позволяет человеку более полноценно выполнять мицвот. Обратим внимание, идеи хасидизма имеют большой смысл, мы знаем, что очень часто литовскому иудаизму не хватает — энтузиазма и эмоционального наполнения, многократное выполнение одних и тех же мицвот может легко превратиться в рутину и привычку. И человек будет выполнять заповеди вяло и без радости. Кстати, такая вялость и безрадостность были одной из причин массового ухода евреев из иудаизма в 19-20 веках. Известно, что в хасидских кругах — еврейство сохранялось гораздо более устойчиво.
= - = - =
Более того, мы в идеале должны стараться объединить оба подхода — и интеллектуальный, и эмоциональный. И поэтому в наше время разница между двумя направлениями постепенно размывается. И хасиды стараются изучать Талмуд, и литваки стараются работать над своим эмоциональным миром. = - = - =
Справедливости ради стоит отметить, что хасидам легче взять литовскую систему, чем литвакам — хасидскую. Это можно понять. Во-первых, меньшая доза Талмудической учености у ранних хасидов была связана с тяжелым объективным положением (разрушение общин). Когда хасидские общины окрепли (как сейчас в Израиле и США) — они могут позволить себе наладить полноценное образование. Во-вторых, хасидизм — более новый этап, поэтому он более открыт к старому. Литовский подход — более «старая модель», поэтому ей тяжелее открыться новому. Но — более глубоко думающие (более «продвинутые») литваки — в состоянии «принять послание» и постепенно укрепить свой иудаизм. = - = - = Итак, мы проанализировали классические формы единства — уровня ехида. Существуют еще более «продвинутые» мистические, а также медитативные методы достижения уровня ехида — но это выходит за рамки нашей сегодняшней задачи.
Наша цель — перейти к новейшей истории — и понять каково новое понимание концепции ехида — развитое равом Куком. = - = - =
Евреи живут в мире, где существует множество других народов с их мудростями, миссиями, подходами к жизни и т. д.
До ассимиляции — большинство евреев жило обособленно от других народов. В Западной Европе — основной формой обособленности было гетто — ограниченный стенами район в нееврейском городе. В Восточной Европе — такой формой было местечко — штетл, где среди евреев жило очень небольшое количество неевреев, которые играли «вспомогательную» роль, например, в Шаббат выполняли простые действия, которые евреям запрещены. = - = - = Справедливости ради стоит отметить, что в более древние периоды — до средневековья — евреи попадали в несколько глобальных ситуаций встречи с другими народами.
Перечислим самые яркие страницы: Жизнь в Египте — среди Египтян Жизнь в Израиле — среди ханаанских племен. Хотя Б-г приказал всех их уничтожить или выгнать, до конца это не было сделано. После изгнания в Вавилон-Персию — евреи понемногу смешивались с местными народами. История Хануки — когда греки сами вмешались в еврейскую жизнь в Израиле. Появление Христианства — которое пыталось предложить свою модель евреям. Жизнь в Мусульманских общинах. = - = - = Мы очень мало знаем о тех евреях, которые ассимилировались в досредневековую эпоху. Возможно, что таких евреев было немало. Но раз мы ничего не знаем об опыте древних процессов, можно предположить, что нам не нужно знание этого опыта (возможно на более тонких уровнях — и полезно, и в дальнейшем мы проанализируем фрагменты из Танаха про возвращение из Вавилонского галута). = - = - =
Ситуация резко изменилась в новой истории — за последние два столетия. Произошел массовый отток евреев из иудаизма, при этом часть евреев «уплыла» по инерции, но часть — из-за активного интереса к опыту других народов.
= - = - = Классический иудаизм — как литовский, так и хасидский — однозначно негативно отнесся к этой ситуации. Иудаизм жил в парадигме самодостаточности. Иудаизм считал, что внутри нашего народа есть все знания, вне народа — нет ничего ценного, и наоборот — есть множество «тумы» - духовной нечистоты. Подход классического иудаизма к мудрости других народов можно охарактеризовать известной фразой: «Все что у вас новое — неправильно, все что у вас правильно — не ново».
= - = - = При этом отчуждение со стороны евреев было двустороннее. Евреи не только не интересовались чужим опытом, они также не были заинтересованы делиться своим опытом с другими. В грубой форме ситуация характеризовалась поговоркой «Не мечите бисер перед свиньями»
= - = - =
Нежелание говорить о себе — было одной из причин антисемитизма. Во-первых, все что непонятно — обычно пугает, поэтому непонятных евреев боялись и в средневековую эпоху часто считали «слугами дьявола». Во-вторых, неевреи — не могли оценить главный продукт иудаизма - «улучшенного человека». Получался интересный феномен — самые лучшие из евреев — образцы для подражания — еврейские мудрецы и праведники — никогда не выходили в «большой мир» и о них почти никогда не знало местное население (говоря современным языком не было пиара). Зато различные жулики и проходимцы, которых среди евреев было немного — обычно стремились воспользоваться своим большим умом (по сравнению с неевреями) и нажиться на неевреях или обмануть их каким-то другим путем. В результате — народы мира знали о нас — по немногочисленным, но весьма негативным персонажам и ничего не знали о тех великих личностях, которыми должны гордиться не только сами евреи, но и народы тех стран, среди которых эти евреи жили. Хофец Хаим — мог стать не только героем евреев Польши, но и героем — Польши. Баль Шем Тов — мог стать героем Украины. Обратите внимание — наше подсознательное чувство протестует против такой формулировки. Одна из причин чувства протеста — это результат многовекового пренебрежения евреев к окружающим народам. Это отношение вызывало взаимность и сваливалось на еврейские головы погромами и притеснениями.
= - = - = Вернемся к 19-20 векам. Книга Зоhар предсказала расцвет «верхней и нижней мудрости» в нашем мире, начиная с середины 19 века (5600 еврейский = 1840 год н.э.).
= - = - = Этот расцвет не мог проявиться напрямую в классической еврейской среде, которая имела «замкнутый» подход к окружающей жизни и была по многим причинам весьма консервативна.
Согласно раву Куку, искры новой мудрости — стали появляться в разных частях мира, среди разных народов (подобно «брошенным» Б-гом семенам).
Мы видим, что множество евреев, убежавших от замкнутой модели классической традиции — оказывались наиболее активными развивателями всех направлений («раздувателями искр») — от науки до искусства.
= - = - = Классическое еврейство все еще не интересовалось успехами «неклассических» собратьев евреев-«раздувателей искр», считая их такими же дезертирами, как и простых евреев, убегавших по инерции. = - = - =
Этот процесс работы с новыми искрами начался еще в первой половине 19-го века. Но — от процесса до его осмысления иногда может пройти немало времени.
= - = - = Теория рава Кука появилась в 10-х - 30-х годах 20-го века, то есть примерно через 100 лет после начала процесса ассимиляции. Возможно, если отсчитывать от 1840 года — до можно говорить о 70 годах задержки — между процессом и его осмыслением. Число 70 — неслучайное и может быть проанализировано в более подробных текстах. = - = - = Основная схема идеи рава Кука — была сформулирована в предыдущем фрагменте, как ключ к пониманию подхода рава Кука.
= - = - =
Мы можем увидеть идею единства — которая является центром концепции рава Кука. Единство рава Кука — позволяяет объединить не только внутриеврейские концепции — но и весь мир. И это важно, так как мы считаем, что не только евреи, но и все люди — являются детьми Б-га. Уже про Адама сказано, что он был создан по образу и подобию Вс-вышнего.
= - = - =
Итак, какое единство мы можем увидеть в модели рава Кука?
а) весь мир — постепенно становится единым, но не однородным. Миссия каждого народа вплетается в общую картину, которая строится на основе теории искр рава Кука. б) единая мудрость — теория искр. в) восприятие людьми друг друга — каждый еврей оценивает не только другого еврея, но и любого нееврея — как творение Б-га и через этого человека ощущает единство мира.
= - = - =
Последний пункт (в) — может убрать антисемитизм! В классической модели еврей смотрел на нееврея с пренебрежением (имеется в виду не еврейские праведники, которые всегда уважали всех людей — а обычный местечковый обыватель — жертва погромов). Это пренебрежение — активировало в нееврее — самые низшие пласты личности, которые и выливались обратно на еврея. Если мы научимся видеть в нееврее Б-жественное начало, то этим мы будем также и активировать это начало в нееврее, который почувствует в нас — благодетеля, помогающего раскрыть в его душе Б-жественный Свет. И конечно такой нееврей — будет с большой благодарностью воспринимать еврея, который с высоты своего духовного уровня смог помочь ближнему стать более раскрытым к свету человеком. = - = - =
Такой уровень единства — может стать самым лучшим лекарством растерянному миру, который заблудился в своих поверхностных различиях, не умея постичь глубины.
И тот, кто смог включиться в этот процесс — активирует свой уровень души — ехида, совершая двекут (прилепление) ко Вс-вышнему через все аспекты нашего мира.
= - = - =
Приложение: форма буквы hэй — также хорошо выражает идею построения единства.
В ней правая часть более высокая — склоняется (проявляет интерес) к левой части — более низкой. Это символизирует интерес — еврейской идеи к другим народам и их мудрости. |