Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Совершенномудрый ... подобен отцу, заблудшего сына возвращающему на истинный путь.
Мо-цзы
meirbruk   / (без цикла)
Работа с искрами и клипот - Золотой Телец (в честь 17 тамуза)
Я пишу этот текст 17 Тамуза — в день, связанный с историей с Золотым Тельцом.

В свете идей работы с искрами и клипами — у меня возник интересный комментарий на эту историю.

Комментарий — не претендует на «истину в последней инстанции», но мне показалось ценным нахождение параллелей.

Рассмотрим историю с Золотым Тельцом.
Евреи делают Тельца, Б-г сообщает об этом Моше, Моше разбивает скрижали, потом сжигает Тельца и убивает зачинщиков этой идеи.

Обычно Телец рассматривается как пример волюнтаристской «отсебятины», которую внесли евреи в служение. И в классических комментариях эта история однозначно рассматривается как пример неправильного «соучастия» евреев в создании механизма служения Вс-вышнему.

То есть евреи (включая Эрев Рав — примкнувших Египтян) — захотели сделать какое-то свое добавление в процесс служения Б-гу, а Вс-вышний - это отверг.

А теперь сделаем более тонкое наблюдение.

= - = - =

Практически все комментаторы подчеркивают, что Телец не являлся откровенно и однозначно негативным «проектом». Можно назвать эту ситуацию смесью искр и клипот.

Приведем несколько примеров «позитива внутри негатива».

а) Бык — это Царь домашних животных.
Еврейская традиция рассматривает ецер а-ра — как животное начало, которое у человека обычно находится в диком — неприрученном состоянии.

И приручив наше животное начало — мы можем воспринимать его как Царя домашних животных — Быка. (Бык — вместо Тигра или Волка)

б) Бык — это тягловое животное. Бык — в ярме, это важнейший символ животного начала, используемого для конструктивной работы.

в) Бык — это символ Йосефа, который был одним из ключевых персонажей во всей истории. Его «звание» было — цадик.
То есть — евреи имели в виду создание института цадиков.

г) Бык — это один из четырех символов, находящихся у подножия Престола Славы Творца.

д) Золото из которого сделан Телец — это символ чистоты и величия.

е) форма склонившихся друг к другу рогов на голове быка напоминает склонившихся навстречу друг другу ангелов-крувим на крышке арон а-кодеша.

Существуют и другие описания позитивных идей, содержавшихся в символе Золотого Тельца, см. например комментарий рава Гирша.
= - = - =

На языке каббалы мы можем сказать, что идеи из нашего списка — это искры, которые евреи «вложили» в проект Тельца.

Но — с другой стороны, создание объемного изваяния, плюс опасность поклонения этому изваянию, плюс опасность подмены Б-га этим изваянием — это классические клипот, которые перевели этот проект в «некошерный».

Кроме того, бык — является одним из архетипов ущербов (незикин), при чем представляет собой сразу как минимум три вида базовых ущербов — рог (бодать), нога (топтать) и зуб (жевать).
Мы видим, что бык — это уникальное сочетание искр и клипот, которое можно даже представить — как архетип «смеси» из искр и клипот.

= - = - =

Посмотрим под углом идеи рава Кука — на дальнейший сюжет.

Моше разрушает не идеи, которые были заложены в Тельце — а саму конструкцию в которой были перемешаны искры и клипот.

Далее Моше отправляется к Б-гу на еще две аудиенции.

Во время второй аудиенции Моше выпрашивает у Б-га прощение за те клипот, которые были вложены в проект Тельца его создателями.

Во время третьей аудиенции Моше получает от Б-га конструкцию Мишкана.

В определенном смысле мы можем сказать, что как минимум два последних пункта из нашего списка — были вложены Б-гом в конструкцию мишкана.

То есть частично — Б-г дал Моше инструкцию кошерного использования некоторых из искр, которые были заложены в Тельце.
= - = - =
Более того, есть комментарий, который говорит, что Телец — это было проявление желания реализации Творческого Начала — евреями.
Реализация Творческого Начала — это одна из самых больших искр.
И создание Мишкана — это откошерованная искра — творческое начало на службе Вс-вышнему.

Мы знаем, что в синагогах и в предметах культа — еврейские мастера могли найти применение своим талантам — как архитектурным (здания синагог), так и скульптурным и другим.

= - = - =

Кстати, интересно, что в ХХ веке евреи стали «зачинщиками» многих видов абстрактного искусства.
Если считать, что Тора запрещает натуралистические скульптурные изваяния, то абстрактные подходы в искусстве — были великолепной реализацией откошерованной тяги к творческому самовыражению.
= - = - =

Вернемся назад — в историю развития иудаизма.

Идея подчинения и приручения животного начала — не является в явном виде сформулированной в тексте Торы.

Она появляется в более поздних трудах мудрецов.

Можно сказать, что эта модель, (взятая из Тельца) — стала искрой, которая в кошерном виде пришла в иудаизм в соответствующее время.

= - =

Идея четырех животных в подножии Трона славы — это идея из каббалистического мира, которая пришла в иудаизм в явном виде еще позже.

= - =

А идея цадика, который ведет народ (Телец должен был «вести» евреев в отсутствие Моше) — наиболее многогранно реализовалась относительно недавно — в хасидской интерпретации (хотя конечно она функционировала и раньше).

= - = - =

Мы можем сформулировать нашу концепцию в следующем виде.
Евреи — всегда будут стремиться проявить свое творческое начало. Устремление этого процесса к зловредным и разрушительным идеям — это проявление незрелости и неопытности, связанной в том числе с отсутствием надзора (Моше — был далеко, на аудиенции у Б-га).
Но в глубине стремлений их святых душ — будет идея поиска искр.

= - = - =

Важно осознать, что одно из объяснений негативности Тельца — было в том, что туда вмешались Эрев-Рав — Египетские маги.

И здесь мы видим еще одну иллюстрацию. Евреи вносили искру, а «диверсанты» (из Эрев-Рав) — внесли в проект клипот.

В результате — получившийся «продукт» Золотой Телец — не подлежал исправлению.

Но разобрав на части — искры и клипот — мы можем этими искрами обогатить и развить иудаизм.

= - = - =

Возможно нам также важно, что на второй аудиенции у Вс-вышнего — Моше просил прощение за результат тех клипот, которые вели евреев к деструктивным последствиям.

Это может означать, что когда мы анализируем какой-то -изм, (например коммунизм или христианство) мы должны потребовать раскаяния за все те бесчинства, которые «под руководством клипы» совершили «неразумные» евреи-большевики или христиане, совершавшие гонения на евреев.

= - = - =

Третья аудиенция — на которой шла речь о Построении Мишкана — говорит о том, что на уровне пророка Моше — освоение искр — шло «под диктовку» Вс-вышнего, который показал Моше как использовать (в том числе) идеи (искры) — из проекта Телец — на святые цели.

В дальнейшем — в дело включались мудрецы, которые развивали идеи-искры — в более поздние этапы созидания еврейской мысли.

= - = - =
Если эта идея правильная, то нам тем более важно — в этот День — 17 Тамуза — правильно ее осознать, с помощью поста совершить раскаяние за все те клипот, которые неразумные евреи допустили в проекте Телец, но и пробудить стремление к Более Высшим Ценностям.

= - = - =

Кстати, у меня возникла еще одна гипотеза. 17 Тамуза — Моше спускал Первые скрижали, которые были разбиты.

Если провести более тонкий анализ, то можно сформулировать гипотезу, что Б-г учитывал, что евреи захотят проявить свое творческое начало, так как мы особенный народ.
И если бы мы смогли сохранить это творческое начало поиска искр в кошерной чистоте, мы бы удостоились 17 Тамуза — получения Первых Скрижалей.

Говорится, что обломки этих скрижалей (подобно кусочкам паззла) хранились в Арон а-кодеше в Мишкане, и впоследствие (перед разрушением Первого Храма) были спрятаны, чтобы быть найденными при создании третьего Храма.

И возможно, что когда мы сможем очистить свою искро-образующую функцию, нам будет дан доступ к Первым скрижалям.

Это напоминает идею Света первого дня, который был скрыт для праведников.
Праведник — в современном мире — это не только тот, кто просто выполняет волю Б-га, не проявляя своей инициативы. Каждому человеку Вс-вышний дает особый талант.
И реализация этого таланта и использование этого таланта — в духовных и кошерных целях — это и есть наша миссия.

Таким образом, настоящий цадик — это творческий человек, который максимально (и максимально кошерно) реализует свой потенциал (подобно Йосефу). И таким людям откроется и Свет Первого Дня Творения и «доступ» к Первым Скрижалям, которые дожидаются нашего взросления.

= - =
В процессе обсуждения статьи с коллегой, возникло еще множество новых граней этой истории.
Постараюсь и их "внести в дело".
©  meirbruk
Объём: 0.206 а.л.    Опубликовано: 20 07 2011    Рейтинг: 9.97    Просмотров: 1807    Голосов: 1    Раздел: Философская проза
«Техника безопасности при работе с искрами и клипот - часть 1»   Цикл:
(без цикла)
«Техника безопасности работы с клипот - часть 2 - важная»  
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
meirbruk25-07-2011 10:13 №1
meirbruk
Уснувший
Группа: Passive
спасибо за комментарий!
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 31 •