И, наконец, обещанный обзор. Всё IMHO.
back
Это стихотворение сразу напомнило мне совет из эссе «Как безнаказанно писать плохие стихи»:
Когда интонации стиха становятся похожи на хрип умирающего, у читателя сразу возникает чувство, что ему хотят сообщить что-то важное, например, где лежат бриллианты или что передать родным и близким. Поэтому чем стихи бессодержательнее, тем труднее они должны читаться – с одышкой, внезапными паузами, уплывающим куда-то бормотанием. Особенно хорошо это получается в верлибрах:
а вчера у нас
на обед были котлеты по-
киевски с соусом анклбенз и мама сказала петя как
ты держишь
вилку
Душераздирающий человеческий документ, не так ли?
В общем я слишком консервативен — не проникся.
На этой обитаемой планете
Несмотря на слабость некоторых рифм (бытия-тебя, прощаний-обещала, прицел-цель) производит впечатление цельностью замысла и гармоничностью исполнения. По большому счёту стихи делятся только на две категории — такие, которые хорошо, что они написаны, и такие, что ничего бы не изменилось, если бы их не было. Вот это — из первых. Да — о наболевшем и надоевшем. Да — немного трогательно-беспомощно. Но одновременно эмоционально и рефлексивно, а это встречается не очень часто, и лично мне импонирует.
Ведя ту жизнь, которую веду (от 17 мая)
Религиозная лирика, написано аккуратно и ровно. Но на месте Господа я бы давно настроил фильтр на входящие, чтобы подобный спам утилизировать не читая. Впрочем, о существовании такого фильтра, автор догадывается:
...
На том, последнем, праведном суде,
Где всё ничто отправится в нигде,
Зову Тебя: почто меня оставил?
Как будто сам не знаю, почему.
Но никому не хочется во тьму,
...
Вот это место мне понравилось. А в целом стихотворение лучше было попытаться сделать покороче и поинтереснее.
К чёрту
Это стихотворение напомнило бы мне «back», за исключением того, что в нём есть некоторая целостность. В чём она заключается, я не смог сформулировать. А вот Михаил Щербаков смог:
Всё. Хватит мук, довольно склок. Заткнитесь, ветры ада.
Раз больше я тебе не мил - расторгнем нашу связь.
Вон Бог, а вон порог. Не любишь и не надо.
Без лишней траты сил - расстанемся смеясь.
Да, так вот прямо и ступай. Пусть видят все соседи,
как я сломаю на куски двуспальную тахту.
Ты влезешь в свой трамвай, он лязгнет и уедет.
А средство от тоски я вмиг изобрету.
No fate не комментирую :)
Ведя ту жизнь, которую веду (от 30 мая)
Вот это отлично. Чувствуется холодный безжалостный опыт как в стихосложении, так и просто в жизни. Филигранные рифмы, интересные ходы. Разве что некоторая отстранённость ощущается — как будто Мастер выполнил упражнение, легко и мимоходом.
Веник сонетов
Непринуждённо и иронично. Гранитная Нева и некоторые другие стилистические огрехи имеют место, но в целом читается с удовольствием и с улыбкой :)
Она ушла
Очень технично и восхитительно иронично. Когда такие стихи исполняются как песни под гитару — они хорошо позволяют снять напряжение после трагичных, вялых и пафосно-торжественных песен. Очень понравилось, и просится эпиграф из Щербакова:
И, весь расслабленный вполне, весь смирный как святоша,
я, вдруг внезапно восскорбя, завою сам не свой.
Так станет жалко мне тебя и макинтоша,
а пуще всех себя - раба Фортуны злой...