Автор Группа: Passive | Публикация: SkiF, «Осколки» Размышления о публикуемых произведениях в журнале "Свободный полет" от ЛИТО "Соавторы Великих".
Зачерпнуть отраженье луны(обзор, часть вторая)
В первой части обзора "Нежность" я лихо заявила об ином восприятии бытия – с мужской точки зрения. И тут же призадумалась. Не тянусь ли я к отраженью луны, как Ли Бо, и не утону ли в этих водах? Может лучше довольствоваться тем, что способна понять и принять, или тем, что авторы готовы выставить на показ?
Но ожиданием Пропитан воздух строк… Каждую минуту ждёт, В твой мир заглядывая… Не хочу говорить большего, И не хочу в будущее глядеть Что-либо наперёд загадывая…
«Обратная сторона луны» © Copyright: Alex Sikorsky, 2006 А загадывать и разгадывать придется необычный для творчества Дениса Губина рассказ "Осколки", с посвящением - «Сказка для Альки».
Б. М. Эйхенбаум выразил мысль, что «Ни одна фраза художественного произведения не может быть сама по себе простым «отражением» личных чувств автора, а всегда есть построение и игра». Так и «Осколки» - не просто отражение чувств, а построение и игра, настоящая игра в смыслы и образы, переплетение божественного и дьявольского – настоящая, умная сказка для взрослых, грустная и нежная одновременно, с ритмикой и инверсией прозаических строк.
• Летом и ранней осенью она любила сидеть на самом краю Земли и, свесив ноги вниз, шептаться со звездами, болтать с Луной и слушать серенады Месяца. • Девушке нравилось плакать в дождь, ей это было нужно, чтобы улыбаться с утра Солнцу, говорить, чуть хрипло: “Здравствуй” новому Дню, обнимать счастливо Полдень, весело играть с солнечными зайчиками и просто улыбаться. • ...Долго мчался Незнакомец к краю земли. Сумеречные скалы громадами вздымались в самое небо, их вершины кутались в темные облака. Мужчина карабкался по ним, в кровь сдирал руки, падал, и вновь взбирался. День проходил за днем. Человек мог уже сказать, что изучил каждую пядь, каждый крохотный камень, однако ни следа диковинных цветов так и не нашел. • С проклятиями отплевывался, словно ядом, кровавой слюной и вновь продолжал карабкаться и идти в ту, кажущуюся еще нехоженой, сторону.
Автор оживляет и очеловечивает явления природы и отвлеченные понятия, рисуя собственный простой, но необычный мир: • Переплетаясь с небом в жарких объятиях • плакала вместе с Вьюгой • Оседлав Метель, Королева кружила над своими владениями, рядом бежала Вьюга, радостно взвизгивая и лая. • Нежность, проснувшись, лизнула ее в обе щеки • И зимы после этого стали обычными, исчезло волшебство, лишь иногда Метель, выпущенная на волю, резвится, с грустью вспоминая об узде, шпорах, и где-то далеко воет жалобно, надсадно Вьюга, а с неба падают, падают осколки слез Снежной Королевы...
Сказка отсылает нас то к «Снежной королеве» Андерсена, то к «Каменному цветку» Павла Бажова. И эти аллюзии только украшают и расширяют понимание психологии литературных героев, потому что здесь и сюжет другой и поступки разнятся. В сказочных «Осколках», как и в жизни, нет чёрно-белого восприятию «плохо – хорошо». Милая девушка в своей простоте и поэтичности может погубить чужую душу, а жесткая «стерва» оказаться способной на настоящую любовь. И не надо никаких противопоставлений или обобщений – всего лишь скол реальной жизни, осколки слез…
• Она готова была и без просьб все сделать, выморозить весь мир и бросить к его ногам, все что угодно. Отдать душу? Легко, на вытянутых руках, словно неуклюжего толстого большеглазого щенка отдает хозяин понравившемуся ему человеку, так и она.
И если для сказок характерна борьба Бога и дьявола за душу человека, то в произведении Дениса Губина ведется борьба за любовь: идет подражание истинным чувствам, выворачивание их наизнанку, все ставится с ног на голову: мертвое превращается в живое, живое - в мертвое. А конечная цель – добиться любви, заполонить душу, отдавая свою. Только кому она нужна, если уже не смотрят в глаза? И «дьявол подражает богу на свой собственный лад», а любовь и красота становятся всего лишь выдумкой или ошибкой разума. Сводить сюжет «Осколков» только к теме любви было бы неверно, это и тема отношения к творчеству, вечной творческой неудовлетворенности, невозможности отобразить красоту просто качественным подражанием.
• - Ты - Мастер, - захлопала в ладоши она, думая, что цветок предназначен ей. - Нет, не мастер! - зло оборвал он ее, в глазах плясали яростные огоньки, - Был бы мастером, понял, чего им не хватает, что не дает ему зацвести словно живому. Распуститься! Гореть! Живой, живой, у каждого живого есть душа, а у него нет ее. Душа, нужна всего душа, - лихорадочно повторял он.
Я не буду пересказывать сюжет, лучше пусть будет недосказанность и легкая дымка. Одно скажу: этот рассказ не похож ни на «Пехоту», ни на «Рекуррентную шизофрению», ни даже на эссе «Белла» Дениса Губина. И добавлю – «Осколки» стоит читать вслух, как стихи, а рефреном звучат, как ни странно, есенинские строки:
Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Вот так решительно, по-мужски, с любовью написан рассказ.
Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда с тобой (с) |