Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Кто умеет удовлетворяться, тот всегда доволен своей жизнью
Дао де цзин
Ал Коперник
Ал Коперник
Теоретик
Перейти к дневнику Ал Коперник
Тема: Школа графомана -- Прием 4 -- Игра ритма
Добавлено: 13 09 2006 01:43:08
Название приема может вызвать четкую ассоциацию со стихами. Как ни странно, относится это не столько к стихам, сколько к прозе. Многие не считают важным работу с ритмической структурой прозаического произведения. В принципе, проза не особо и нуждается в ритмике, поскольку она оперирует несколько другими методами описания, нежели поэзия. Ритмика и метрика изложения надобится достаточно редко, но почти в любом случае с помощью нее можно придать тексту большей динамики и звучности.
Первым делом разберемся с ритмами. Естественных природных ритма всего два – двутактовый и трехтактовый. Двутактовый ритм ближе всего ассоциируется с шагами, последовательно – правая, левая, правая, левая. Так и в ритме: ударный слог, безударный, ударный, безударный и так далее (хорей и ямб; почти вся музыка строится на двутактовом ритме). Трехтактовый близок к биению сердца – удар, удар, пауза, удар, удар, пауза. И получается: безударный слог, безударный, ударный, безударный, безударный, ударный (дактиль, амфибрахий и анапест; самый близкий музыкальный аналог – блюз). Все остальные ритмы – синтетичны, и являются детищем двадцатого века (кроме так называемых четырехтактовых «пеонов», использовавшихся в античности и являющихся, по сути, теми же ямбами и хореями, только с более четкими акцентами через один).
Итак, с ритмами разобрались.
Стоит учитывать, что многие читатели прозы не обращают внимания на то, как текст звучит, больше уделяя внимания содержанию и тому, как в целом текст читается и понимается. А стало быть, если использовать внедренную в прозу ритмику неграмотно, аудитории это в большей степени не понравится, нежели окажется «в жилу» – читабельность текста может сильно упасть. Поэтому прежде чем пользоваться этим приемом – подумайте, а так ли он вам нужен.
А теперь непосредственно к самому приему.
Суть заключается в том, что в строке, в абзаце, или предложении слова расставляются таким образом, чтобы четко прослеживался конкретный ритм. Например: «Я сел за компьютер и почту проверил. Письмо, что я ждал, не пришло. Как всегда». Изменяя ритм повествования можно добиваться более яркого изменения настроения, более четкой интриги, более резкого (по восприятию) поворота сюжета. Например, вы пишете, как человек грустит – скажем, анапестом, а потом вдруг описываете что-то, что его радует – и переходите на хорей. Это не означает, что надо писать весь текст подобным штилем. Можно сделать, например, так: эпизод «грусти» заканчивается в метре анапеста, а первое предложение «радости» написано хореем.
Не взирая на общую заманчивость этого приема – избегайте крайностей. Не стоит писать прозаическое произведение стихами, не разбитыми на строки – это чаще всего получается плохо и очень тяжело читается. Так же стоит избегать рифм, аллитераций и так далее – это, опять же, только ухудшит читабельность.
И вообще не стоит использовать игру ритма, если без нее будет явно лучше.
Итак, вот вам упражнение.
В два предложения, одно – ямбом, одно – анапестом, описать настольную лампу.
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 24 •