По возможности рецензия должна быть исследованием. Вместо оценок «хорошо или плохо снято», «удачная или неудачная тема» лучше ответить на вопрос «почему снято именно так и именно об этом?»
Исследование должно вестись по двум основным направлениям:
1. Смысловое.
1.1. Частичный пересказ сюжета. Не нужно стремиться к тому, чтобы все сюжетные повороты были представлены в рецензии, достаточно лишь выделить основные эпизоды киноповествования и рассказать о них. Обращаться к конкретному эпизоду в рецензии нужно, если он: - необходим для понимания сюжетной линии; - помогает охарактеризовать какого-либо героя фильма; - содержит в себе интересный технический прием; - оказывает сильное эмоциональное влияние на зрителя.
Например, в фильме «Иди и смотри» эпизод, в котором партизаны приходят забирать главного героя в отряд, необходим для понимания сюжетной линии (следовательно, его можно выбрать для пересказа сюжета). А сцена авиабомбардировки леса интересна своим техническим решением (возникновение гула, который мы слышим как бы «ушами героя») и оказывает влияние на зрителя (ирреальное пространство, страх).
Построить рецензию относительно сюжета можно двумя способами:
- сразу рассказать весь сюжет фильма, последовательно расставив его значимые эпизоды, а после этого обратиться к их анализу (в данном случае основные рассуждения о сюжете фильма будут занимать только часть рецензии, после которой можно будет переходить к другим вопросам); - постепенно, в течение всей работы продвигаться по сюжетной линии, разбирая каждый значимый эпизод с точки зрения его смысла, поведения в нем героев, технического исполнения и т. п.
Вероятно, более легким путем является первый, однако, рецензия, написанная вторым способом, наверняка будет интереснее и «художественней». Первый способ можно применить в рецензии на фильм, где сюжет не очень важен.
В любом случае, смысл каждого важного эпизода должен быть рассмотрен с двух точек зрения: - внутреннее значение (что происходит в данном эпизоде, атмосфера сцены); - общее значение (каким образом эпизод влияет на общий смысл и идею фильма, какое место он занимает в пространстве кинокартины).
Например, в фильме «Июльский дождь» внутреннее наполнение сцены в комнате, после смерти отца главной героини таково:
- атмосфера: тишина, ощущение большого горя, застывшая ссутулившаяся мать, фигуры родственников, приехавший друг семьи привносит секундное оживление – и потом снова все замирает; - смысл: родственница назойливо расспрашивает героиню о ее избраннике, парень покидает девушку в трудный момент, сосед дарит ей яблоко – и эта помощь , получается, большей, чем от близкого человека.
Общее же значение этой сцены таково: поступок парня является началом отдаления главной героини от него, разговор с родственнице всплывает в конце фильма, где девушка говорит молодому человеку, почему она никогда не выйдет за него замуж, действия соседа, подарившего яблоко можно сравнить с телефонными разговорами с далеким и почти незнакомым Женей, который оказывается самым близким человеком.
1.2. Поиск и анализ идеи. В фильме можно найти одну или несколько главных идей. В рецензии необходимо рассказать о них, выделив идейное наполнение из сюжета. Иногда для нахождения идеи полезно проанализировать и эпоху, в которую был снят фильм, и биографию режиссера, и литературные источники кинокартины.
Нахождение идеи во времени может происходить следующими способами:
- в случае, когда фильм снят о современности, и идея созвучна основным идеалам эпохи (фильмы Хуциева о шестидесятниках, фильмы Шукшина о советской деревне, «Асса» Соловьева и т. д.), нужно представить в рецензии понимание идеи того времени, а потом сравнить ее с собственным сегодняшним взглядом;
- если фильм снят о прошлом («Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова, фильмы 60-х, 70-х, 80-х годов о Великой отечественной войне или революции и т. д.), то нужно проследить оценку режиссером идеалов той эпохи с позиций сегодняшнего дня и сравнить ее со своим взглядом.
Схематично эти два подхода выглядят так:
ИВр = ИФил ~ ИРец (идеалы времени схожи с идеалами фильма и сравниваются с современным личным взглядом рецензента);
ИВр ~ ИФил ~ ИРец (идеалы времени сравниваются с современной оценкой в фильме и сравниваются с современным мнением рецензента).
Также идею или ее компоненты можно выделить из биографии режиссера. Можно обнаружить, что фильм является этапом поисков художника, содержит в себе вещи, характерные для всего творчества этого режиссера в целом, или же он является поворотным, опровергающим сделанное ранее.
Хорошее знание литературного источника (в случае экранизации или «фильма по мотивам») тоже может помочь в выделении идеи. В этом случае режиссер может либо поддерживать основные мысли текста, по которому снимает фильм, либо спорить с ними, прочитывая литературный источник по-своему.
Нахождение главной идеи облегчает написание рецензии. Она является той нитью, на которую «нанизываются» бусы эпизодов, характеров героев, технических решений. Все эти компоненты в рецензии работают на раскрытие основной идеи (то же самое они делают и в фильме).
Параллельно с «вытягиванием» идеи должна развиваться линия «версии рецензента». «Версия рецензента» - это собственное понимание исследователем сути фильма. Он может базироваться на согласии или не согласии с главной идеей картины. Бывает так, что в общем идея фильма схожа с «версией рецензента», но некоторые ее аспекты вызывают несогласие (допустим, финальный кадр «Покаяния» Абуладзе, в котором сын выкапывает труп отца-тирана и скидывает его с обрыва).
В любом случае, автор рецензии должен четко разграничить свое отношение к идее фильма и саму идею (они могут совпадать или быть радикально противоположными, но читателю должно быть понятно, где речь идет о режиссерском мнении, а где о позиции критика).
Лучше, если мнение рецензента не будет выражено явно и однозначно с самого начала работы, а разовьется параллельно с осознанием идеи режиссера.
3. Анализ героев. Эта составляющая включает в себя:
- характеристику основных героев; - рассмотрение взаимоотношений героев между собой.
Часто в фильме фигурируют один или несколько ярко выраженных главных героев. Их характеристика бывает нужна для понимания идеи и темы фильма, и выработки «версии рецензента». Оценивая качества героя, нужно по возможности избегать определений вроде «хороший/плохой», «злой/добрый» и «отрицательный/положительный» (данная характеристика, правда, может быть уместна в случае четко и однозначно выведенного в фильме типажа, но такое в серьезном кино бывает крайне редко). Для оценки лучше использовать точно определяющие стороны внутреннего мира героя эпитеты. Например, герой Юрия Богатырева в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» - решительный, честный, жесткий, бесстрашный (отважный), недоверчивый, неэмоциональный. А в фильме «Незаконченная пьеса для механического пианино» - мягкий, нерешительный, эмоциональный, пугливый, нервный, доверчивый. Также можно оценить этого же персонажа и по другим критериям.
Герои Юрия Богатырева «Свой среди чужих…» «Неоконченная пьеса…» Характер/личность Решительный, честный, неподкупный, жесткий, бесстрашный, недоверчивый, замкнутый, неэмоциональный, безжалостный. Мягкий, нерешительный, эмоциональный, инфантильный, пугливый, доверчивый, нервный, ленивый, «маменькин сынок». Место в обществе Военный, чекист, борец с бандитами. Праздный, бездеятельный, благородного происхождения, живущий в долг, дворянин, помещик. Место во времени Представитель новой власти, полный сил для борьбы. Представитель старого, отживающего свой век, деградирующего дворянства. Тип героя Герой-одиночка (это подтверждается и названием фильма), человек изменяющий мир вопреки обстоятельствам. Комичный, пассивный герой (комичность не исчезает даже после случившейся измены). Внешность Темная одежда, кожаная куртка (атрибут чекистов), фуражка с красной звездой, небритость, прищуренные жесткие глаза, резко очерченные скулы. Идеальная прическа, мягкая домашняя одежда, «коровьи» глаза, капризные интонации в голосе, холеные руки, изнеженность в облике.
В дополнение к приведенным, можно придумать и другие критерии характеристики героев.
Надо заметить, что не всегда нужно ограничиваться анализом главных действующих лиц. В ряде случаев и раскрытие второстепенного персонажа может стать ключом к разгадке секрета сложных взаимоотношений в фильме, к осознанию его идеи. Однако, характеризуя героя второго плана, можно остановиться лишь на тех его качествах или действиях, которые нужны для раскрытия основной линии. Например, в фильме «Восхождение» Шепитько, этапы духовного пути Сотникова могут пониматься в сравнении с поведением героев, осужденных на смерть вместе с ним (деревенской женщины, старосты, еврейской девочки), но для этого вовсе не обязательно полностью раскрывать их типажи.
Анализ взаимоотношений героев может дать много пищи для размышлений. Серьезному советскому кино почти всегда присуща сильная драматургическая основа (будь то литературный источник, по которому снимается фильм или собственные наработки сценаристов). Поэтому часто суть картины можно ухватить, разбирая связи персонажей друг с другом.
Довольно распространено построение модели взаимоотношений героев по принципу «ложной сути». То есть, сначала у зрителя возникает убеждение, что персонажи (или один из них) испытывают друг к другу, например, доверие (привязанность, любовь), но потом наступает момент, когда все окрашивается в диаметрально противоположные тона. На таком принципе строятся темы предательства, разочарования, или же (в обратном направлении) – возникновения чувств. Резкие изменения в отношениях героев часто являются основными эпизодами киноповествования.
Здесь же можно рассматривать и такие модели как «любовные и дружеские треугольники» (взаимоотношения, ведущие к ситуации выбора, часто сопровождающейся трагедией), ситуации, когда в отношения между людьми вмешивается чувство долга (трудового или, допустим, перед Родиной), когда связь героев рушится или наоборот восстанавливается из-за какой-нибудь непреодолимой силы (смерть, случайность, стихийное бедствие, война итп.)
При рассмотрение героя также можно упоминать (как, опять же, в случае с двумя ролями Богатырева) и другие фильмы, в которых:
- встречается похожий тип персонажа (в данном случае интересно – аналогично ли его поведение, или есть какие-нибудь различия, а если есть – то почему); - играет тот же самый актер (это больше нужно для рассказа о нем самом, но можно, например, сказать, что актер воспользовался какими-то чертами своей прошлой роли, чтобы выстроить нынешнюю).
|