В амёбообразном студне нашей с Вами общей действительности, братья мои - сетераторы…. Да, пробарахтываясь в этом желеобразном сиропе к вещности сути событий…. К сути…. Событий…. Я отчётливо понял, что…. …Что время жизни моей необъятно, и что даже за час до того, как случится кондрашка в моём раскалённом мозгу, я буду бессмертен…. И, не подозревая ни о чём, буду пробарахтываться наобум к…. Покою…. …И воле.
Какое сообщество без обзоров? Точно не третьестороннее, точно не наше монетное. Хочется ткнуть Вас, милый читатель, носом/взглядом/на выбор в разнородную смесь стихотворений, на обсуждение которых я Вас провоцирую. Этот обзор представит стихотворения в препарированном виде. Вы же вольны разрезать еще пару строк, покопаться во внутренних построениях, поискать новые смыслы или, не читая моих комментариев, насладиться последствиями вдохновения авторов.Второе творение выступает в номинации «Пойми меня как хочешь», с любезного позволения автора.
Lignum Vitae
Песня бесполезного человека
Жёлтые сосульки окон лапают лицо, с видом стратега дёргают уголки губ. Лоскуты меня выражают, выражают подклад скафандра страх радости радость свобода прямая линия Хочу носить с собой нож и красить каждого, кто узнает меня. Не крадите. Ходули в асфальте сглатывай мир занято итерационное передвижение от зла к злу Хрустящей тряпочкой намотаться на агрессию. Болванчиком кивать ударам. Даром, даром, дайте упругое в упругом соусе вприсядку усы, подтяжки гвозди во рту нагнетание Половина меня равна четверти. Рука – сувенир с отрицательным ценником. Пат в начальной позиции оказия и я мультиплатформенная немощность заза-за полкой запонки царапинки в клетке вместо креста Женщина выгуливает девочку. Я смотрю ей в глаза и тону глухими ногами. Времени нет скол изоленты торсион лужа в резиновых камнях зубы, небо под рёбрами сверчок Дшшшшшшт'дшшшшшшшт'дсшшшшшшшшт'. Пробоины шлют сигналы в кромке. Читать больше нечего чёрное приходит по утрам весело струны есть многое без малое без конца купол пол
В глаза бросается необычная форма: строгое чередование тире-точка. Длинная прозо-строка, короткие выбросы слов в следующих пяти строках. Вот такой четкий песенный ритм. Все это крупная форма повтора, без телескопа очевидная. Если уменьшить масштаб, заметны станут удвоенные слова: выражают, зло, даром, упругое, без, и даже тройное за. Понятно, что это не заикание лирического героя, а обычное усиление, однако, разбросанные равномерно по всему тексту, повторы создают ощущение однородности. Включим слух: на этом уровне стихотворение прошито нитками созвучий. Возьмите любую фразу: слова в ней непременно перекликаются одинаковыми фонемами и часто – слогами. «стратега дёргают уголки губ…», «упругое в упругом соусе вприсядку…», «читать больше нечего чёрное…» Если не выговариваете какую-то букву, лучше не беритесь за чтение этого стихотворения, обязательно увязнете в какой-нибудь строке. Вышесказанное – о форме, которая не только соответствует песне, но и организует текст в неразрывный поток, переливающийся аллитерациями.
Мой вариант понимания (пересказ ассоциаций): Вечер, желтые окна дают ощущение радости, заставляют улыбнуться. А над окнами – темное небо, в мыслях – полет, по прямой, чем дальше, тем свободнее. Смена кадра. Улица. Хочется чего-нибудь надежного в кармане, вокруг много незнакомых людей. Интересно, сколько – знакомых? Можно ходить с кисточкой и на лбу ставить отметку всем, кто со мной поздоровается, и тогда – посчитать точно. А в целом так и тянет сказать: Не крадите. Ведь не убивайте – бесполезно. Мир – комната с защелкой занято-свободно. Так вот – занято. Все пошагово переходят от зла к злу, лишь увеличивая порядок точности. Смягчать собой удары? Дайте людям хлеба и зрелищ, может, воевать перестанут. «Половина меня равна четверти. Рука – сувенир с отрицательным ценником.» 1+1=2. И хорошо бы, но без вариантов. Смена кадра. «Женщина выгуливает девочку». Я останавливаюсь и смотрю, хоть и времени нет, сыро и холодно. Смена кадра. Страшная картина: по утрам не светлеет, вокруг много сущностей, но нет чего-то главного, все – второстепенное. Взгляд наверх - под ноги.
Третье произведение будет интересно художникам. Читайте скорее, пока карандаш не зарисовал.
Мизинчиковый Шивозвоныш
Карандаш рисует белым
карандаш мой первый помню как я тебя очень тихо с тобой... но я нечаянно нарисую сейчас что-то и всё изменится.. ________ Белый покойник наверстает упущенное.. ..а потом я родился специально подождал пока я что-то смогу взять в руки то есть управлять, использовать это
дождался.. и согрешил пред собой взял этот карандаш в руки - а карандаш рисует белым
___________ А КАРАНДАШ РИСУЕТ РАНЬШЕ МЕНЯ
Нарисованный белым вольный стих, превращающий карандаш в основную тему ночных кошмаров. Время в этом стихотворении выписывает причудливые зигзаги. Начало – воспоминания лирического героя: вот он берется за карандаш, и все меняется. Линия – и он мертв? Но после двух точек лирический герой рождается, снова берет в руки карандаш, снова теряет контроль. Так мы, обретая жизнь, мгновенно перестаем владеть ей. Впрочем, думайте сами, о чем это произведение.Ритмически стихотворение напоминает рисование на краю листа: то и дело срывается рука в пустоту. Первые четыре строки – причитание с двумя ударениями на каждую. В четвертой до края меньше миллиметра, и вот – срыв: «…нарисую сейчас что-то и всё изменится…» Интересно использование линий в стихотворении, они не простое украшательство или оформительство, они – часть действия, они – реплики второго героя.
С точки зрения звука стихотворение не тормозит восприятие на удачных аллитерациях, равно как и на неудачных: их нет. Из метафор – разве что белый покойник, но автор не указывает, кого он имеет в виду. Используется многократный повтор «рисует» и «карандаш», вбивая в голову весь ужас этого действия. На фоне предельно простых фраз, выступает сильное эмоциональное наполнение, оставшееся где-то за кадром, в связях строк, в многоточиях… А карандаш вполне одушевлен, рисует сам по себе.
Продолжая тему изобразительного искусства, представляю Вам, надеюсь, не уснувший, читатель, двухцветное стихотворение:
glooMy
Стихи под запретом
Красный. Черный.Две разности, вот вам сочетание Умножение, сложение Следите за рукой, Внимание!
Черный. Красный. Мешаем, режим, клеим Как анонимное письмо Газетных и журнальных букв Кругом полно
Черный. Красный. Убить, зарезать, раздавить? Нет! Лучше выкуп получить.
Красный. Черный. Таблетка, выпивка, еда Взгляд в угол У-с-т-а-л-о-с-т-ь давит на глаза.
Черный. Красный. Заснуть, вернуть себе себя Вот выкуп - память Ну а я Смешал два цвета Получил: Диагноз - боль Указ - лечить.
Это стихотворение невозможно пересказать, его можно только рисовать. Мастерски автор перемешивает буквы. Фокусное расстояние меняется, картинка становится четче. Большие красные и черные части дробятся, перемешиваются, выстраиваются. Если все же попробовать пересказать, выйдет примерно следующее: лирический герой берет в заложники самого себя, решает свою же судьбу, договаривается о выкупе; сознание замутнено усталостью и болью.Текст четко структурирован: рифмы построены попарно, равномерно вкраплены в полотно строк. Возможно, кого-то смутит их глагольность, но ведь это определяет динамику стихотворения. Кроме явных рифм, стихотворение связано созвучиями: украсть-спасти, трубку-убить, зарезать-раздавить, взгляд в угол, диагноз-указ. Стройности и стремительности добавляет рефрен красный-черный.
Удачный образ вырезанных из газет и журналов букв мгновенно вводит читателя в атмосферу похищений, преступлений, анонимности. Только последние две строки переворачивают понимание текста и переводят его, скорее в изучение больного сознания лирического героя. Интересно расчленение усталости в у-с-т-а-л-о-с-т-ь, хотя, казалось бы, совсем простыми средствами получено. А какой эффект: и растянутость во времени, в теле лирического героя, в осознании каждой капли этой усталости, и словно составленность из все тех же вырезанных букв.
Легче понимается в уставшем состоянии.
В свете болезненности предыдущего лирического героя логично будет смотреться стихотворение.
YakovBorodin
L'hopital-всраль
танцует ритм часов. все спит. покой и глубина. один лишь я рисую на стене, во мгле мигает глазом ручки дверь.. там за окном - свобода. тут сердце и глаза все в пелене бинта
Зеленые волны былого - пылкие Разгуляйтесь опять в глазах моих бликами! Я хочу разорвать бечевки на венах – Потускнело в серых буднях пилюль Иссохло волос моих сено.. Кричат мне – постой, Не все еще трещины зажили, Потерпи, ну, потерпи – и нежно, как животное дикое, укрощают халатом и капель- -ницей. Трусишки вы! Вы простые трусы! Я таких с собой не беру. А ну – больные, здоровые, Полуживые – за мной! Кончайте Купаться в своем больничном бреду! Что? Не можете?!. Не хотите... Да поймите – мне ни жарко, Ни холодно, только как-то надломано.. Нет, не нашел я истину в дефибрилляторе, Не очнулся я утром гением... Просто, один я, а в доме Некому поливать растения.
Произведение поразило меня разнообразием возрастов лирического героя, хотя и не остается сомнений, что это один и тот же человек, почти в один и тот же момент времени. Начинается стихотворение с тихой и темной больничной ночи, знаете, когда часы и лампа в коридоре. Здесь же аллитерации с – тишина и т – стук часов, который, кстати, танцует – очень меткое сравнение, если долго вслушиваться, он действительно перестает быть однородным. Лирический герой – связан, разбит. Он призывает прошлое, словно будущего нет, словно все прожито, поэтому оценка возраста – старость. Но тут же – бунт: лир.гер. рвется на свободу и с каждым словом становится моложе в глазах читателя, все же оставаясь взрослым, укрощенным. Вдруг – новый рывок, не просто протест, а потрясающий контраст: от «Иссохло волос моих сено» к «Трусишки вы!». Детское же, детское! Ведь это дети так воспринимают действительность. Ставят ультиматумы на уровне «играю – не играю»; заявляют «Вы простые трусы!»: от недостатка подходящих эпитетов употребляют «простые», но, тем не менее, осознают, что эпитет – штука сильная. А после – снова юношеская горячность, лозунги, крики. И переход, такой логичный переход к доверительному тону: «Да поймите…», когда не следует желаемой реакции. Последние шесть строк остаются в памяти, они просты, но настолько точны, что идеально передают состояние лирического героя.
Интересные приемы: в тексте все показано через восприятие одного человека (нет, это не является интересным приемом). Однако, удерживающие кто-то рисуются вполне определенно, их голоса слышны, инверсия «Не все еще трещины зажили» задает увещевательную интонацию. А разрыв капель-ницей словно показывает момент включения капельницы.
За эмоциями в первые -цать прочтений сложно разглядывать форму, а после –цатого уже и не хочется. Но, раз читается в бесстолкновительном режиме, значит форма соответствует содержанию. Психологизм и нерв.
Я все ждала, когда следующий автор выдаст что-нибудь разэтакое, и вот вам, пожалуйста, весеннее обновление:
otlip
Обновление
Труха. Кроты- Трупы Подвешены На робе. Шлем стали, Голова, Глазные яблоки В копоти- Видел когда? Статуя, Держи мою грудь! Оживай! У меня вместо сердца Обрубок замерших чернил, Я давно их ношу Для тебя. Ешь десерт! Ешь! Твои кости Завизжат. --- Теперь Моя грудь- Зародыш Хрупкий: чистый, маленький, мой хороший – я тебя сберегу. Маленький мой зародыш, я тебя никогда не замараю, слышишь? Тонкие мои ребра, я никогда не допущу, чтобы вы стали тонкими паучьими лапками. Вы будете живые, вы будете дышать. Я вас никому не отдам. Я вас никогда не дам на съедение этим тварям. Никогда, слышите?
Первая часть стихотворения (вертикальная) – часть смерти: труха и трупы, глазные яблоки в копоти, словно сгоревший космонавт. Чем его оживить? Лирический герой предлагает сердце, которое – обрубок замерших чернил (чернила – перо – письмо - слово). Можно подумать, что слово умеет оживлять. Черта. Теперь – кто-то жив, вроде тот самый космонавт, который к своей новой жизни относится нежно и трепетно, бережет ее от всяких космических тварей. Такую картинку нарисовало мне воображение.По звучанию текст интересен переходами от трупности р, гладкости л к оживляющим ж и обнадеживающим д-т – в первой части, укачивающими ш – во второй. Из запоминающихся образов: глазные яблоки в копоти, вместо сердца обрубок замерших чернил, ребра – паучьи лапки. Хорошо, но мало.
вот как я понял: - песнь бесполезного человека - сознание иногда просыпается, глядит по сторонам, удивляется собственной оболочке, начинает тошнить от увиденного и опять прячется - так проще дожить. - карандаш рисует белым - иллюзия свободы застряла комом в горле Судьбы и нифига с этим автор не может сделать. - стихи под запретом - в свете недавне-неудачного прошлого настоящее вызверилось в краски моей гостинной - красный и черный. схватили за горло блики воспоминаний, теребят, и надо от этого как-то избавляться. только автор еще не знает - что лечить прошлое - это бесполезное и неблагодарное, а чаще всего и вовсе ненужное занятие. - всраль - свинство! если человек готов на свой страх и риск болеть чем-то - пустите его. лучше, скажем грубо, сдохнуть в полете, чем жить в луже. - обновление - ну, ясен пень, слова, слова, слова бесценны, смыл их вечен, и у каждого, как водится, свой собственный. и если вы - не понимаете мои слова, идите вы сами знаете куда. а так как те, кто понимают находятся как правило, где-то далеко и не способны видеть эти слова, лучше я вообще никому ничего не скажу. хмм, что не лишено некоего смысла. хотя если уже создавать чувства, мысли и смыслы - лучше их пускать в свободное плавание, как послание в бутылке. кто-нибудь на острове, забытый и заросший, обязательно найдет..фз - может, даже спасет его это чем-то. эгоизм - держать ценности в ящике. тупизм - отпускать г-но в прорубь и кричать, что так оно и надо. только все чаще встречаешь мигрируещую в проруби вонючую субстанцию, в то время как смысл в бутылке так и остался запертым в шкафу. потому что автор не хочет никому его отдавать. не жадничайте. нам всем надо. а кому не надо - у них есть прорубь :) вот так.
-let's play whatever..as long as we look cool doing it-
Скорее это плохо - трогать стих мозгом Мозг это словно некий фильтр - причём он отсеивает вообще всё.. Зеркало отразило зеркало и разбилось а эхо боялось камней
хах..пришло в голову: объявляется набор на курсы ускоренного безмозгло-чтения! мы научим вас воспринимать слова на тонком уровне! быстро и безболезненно! хватит тратить время на понимание! учитесь восприятию! результат - на лице меньше хмуренности, расслабленные морщины мозга и полное счастье! звоните: 1-800-gas-hi-sh - это опять же, мое мелкое подтрунивание над теми, кто не умеет.
-let's play whatever..as long as we look cool doing it-
Я имел в виду - трогать стих всем чем попадётся! Не только мозгом... вешалками, мылом, покойниками, стульями, моргом Смотреть на него то с одной стороны, то с другой.. то вообще не смотреть, но видеть, то видеть но не смотреть... и без того и без этого Во время похорон читать его, во время свадеб Короче делать с ним всё что только в голову придёт и уйдёт, или вообще не придёт, но уйдёт Короче, пока он не изчезнет полностью - а это значит он ВЫЖИЛ
Спасибо, что взялись разбирать стиш. Наверное, это самый длинный разбор какого-либо моего произведения :)
YakovBorodin, даже не знаю, что вам сказать. Вы хороший поэт, раз слюна хорошо брызжет. А вообще у меня блок стоит на дарования людям секретов, так что у кого нет проруби просто так ничего не дам (ну или крайний случай какой) Спасибо.
ОТЛИП: прорубь...она, нах, есть у всех! и о ней никто не узнает, если вы первые не начнете о ней говорить) а ваш слон...ну...чтож - он похож на мой - в воображении, мой карандаш рисует черным и белым.
-let's play whatever..as long as we look cool doing it-
YakovBorodin, смотря как сказать-говорить. Не на каждого харизмы и длины стебля твоего хватает. Бывает мимо все разговоры, а ты будешь потом долбить по голове его своим восковым телом, чтобы не угадал, что у тебя шея свёрнута. Спасибо Вам и Вашему слону!)