Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Смотри-ка, соловей
Поёт всё ту же песню
И пред лицом господ!
Исса
АскорбинкаПравил: Аскорбинка, 19 02 2008 18:58

Книга-юбиляр.Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький Принц"
Событие:
Аскорбинка, 19 02 2008 17:38
Метасообщество Люди
Календарь памятных дат
Есть, есть в мире книги, о которых помнят, которые ценят, котрые любят. Их много и этим можно гордиться. Так как у нас клуб литературный, то почему бы не вспомнить о такой прекрасной и мудрой книге "Маленький Принц"? Ведь в этом году ей исполняется 65 лет!
Итак, я приступаю.

Французский лётчик, героически погибший в воздушном бою с фашистами, создатель глубоко лирических философских произведений Антуан де Сент-
Экзюпери оставил глубокий след в гуманистической литературе 20-ого века.
Человек необычайно яркой одарённости, он с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. «Детство - вот огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». В его творчестве, пожалуй, нет книги, где бы он не вспомнил бы о своём детстве. Детские игры в рыцарей и королей сменяются внезапным интересом к машинисту и тайнам его паровоза.
Экзюпери всегда умел ценить дружбу, считая это чувство самым драгоценным, что есть на земле. Последующая его жизнь полна драматических событий. Он попадал в тяжёлые авиационные катастрофы, участвовал в борьбе испанских республиканцев, нередко бывал на грани смерти. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. Всегда впереди! Всегда готов на всё!»

И всё-таки полнее всего этот человек раскрывался в своих письмах, рукописях, романах. Авиация и литература вошли в жизнь Антуана почти одновременно. На вопрос, что он предпочитает - летать или писать - он ответил: «Для меня летать и писать - одно и то же». Самую жизнь он ощущал как полёт, движение. Писатель мечтал о спасении всего человечества на путях морального усовершенствования, он неустанно утверждал: «Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля». «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя», - писал Экзюпери. Рапорт за рапортом подавал он в годы фашистской оккупации Франции с просьбой принять его в истребительную авиацию. «Я не люблю войну, но для меня невыносимо оставаться в тылу, когда другие рискуют жизнью... В мире, где воцарился бы Гитлер, для меня нет места... Я хочу участвовать в этой войне во имя любви к людям». 31 июля 1944 г. военный лётчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание.

Читая книги Сент-Экзюпери, словно заново открываешь для себя красоту мира и природы, восходов и закатов, каждого цветка. Его мысли доходят до нас, подобно свету далекой звезды. Писатель-летчик, каким был Сент-Экзюпери, созерцает землю из точки, находящейся вне земли. С этой позиции уже не страна, а земля представляется родиной людей — прочным, надежным местом в космосе. Земля — дом, который покидаешь и в который возвращаешься, «нашенская» планета, «земля людей».
Одной из таких книг стала книга «Маленький Принц».

В «Маленьком Принце» писатель развивает одну из основных своих тем — спасение человечества от надвигающейся катастрофы. Эта тема получает свое развитие и углубление. Ни одно законченное произведение Сент-Экзюпери не вынашивалось им так, долго, как «Маленький принц».
Тема отношений между взрослым летчиком и ребенком, каким он был когда-то, между миром взрослых, где прекрасно только мужество, и праздничным миром ребенка, где прекрасно все.
«Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении» — эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.
«Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Европы во второй мировой войне, воспоминания писателя о разгромленной, оккупированной
Франции накладывают свой отпечаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением.

Сказка, как и притча, древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла всегда скрываются реальные человеческие отношения. Подобно притче, в сказке всегда торжествует нравственная и социальная правда. Сказка-притча «Маленький принц» написана не только для детей, но и для взрослых, которые еще не вполне утратили детскую впечатлительность, по-детски открытый взгляд на мир и способность фантазировать. Сам автор обладал таким по-детски вострым зрением.

«Прообразом» литературной сказки «Маленький принц» можно считать фольклорную волшебную сказку с бродячей фабулой: прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.
Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его по- своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, страдающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями.
Но это только внешняя сторона сюжета. В первую очередь, это философская сказка. И, следовательно, за казалось бы простым и незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор затрагивает в ней отвлеченном виде через иносказания, метафоры и символы темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой – он выбирает телесную смерть.

Немецкие философы-идеалисты выдвинули тезис – человек равен Богу в том, что он, подобно Всевышнему, может продуцировать идею и реализовывать ее в действительности. А зло в мире происходит оттого, что человек забывает о том, что он подобен Богу. Человек начинает жить только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу.

Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.
С помощью героя автор указывает читателю на омертвелость и внутреннюю опустошенность жителей планет, которые олицетворяют собой все человеческие пороки. И не случайно обитатели планеты Земли характеризуются через жителей планет, увиденных Маленьким принцем. «Земля – планета не простая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей (в том числе, конечно, и негритянских), семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».
Этим автор подчеркивает то, насколько мелочен и драматичен современный ему мир. Но Экзюпери вовсе не пессимист. Он верит в то, что человечество, подобно Маленькому принцу, постигнет тайну бытия, и каждый человек найдет свою путеводную звезду, которая будет освещать его жизненный путь.
Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе.
Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет
(«странными взрослыми»). Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных (у каждого своя планета!) и считают его истинным смыслом бытия!
Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.
Но Художник способен увидеть сущность – внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Еще на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь – как будто еще рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают.
Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутренней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке.
Человеческий труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в механические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.
В разговоре с географом затрагивается еще одна важная эстетическая тема
– эфемерность прекрасного. «Красота недолговечна», - горестно замечает главный герой. Поэтому Сент-Экзюпери призывает нас как можно бережнее относится ко всему прекрасному и постараться не растерять на трудном жизненном пути красоту внутри себя – красоту души и сердца.
Но самое главное о прекрасном Маленький принц узнает от Лиса. Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка- созерцателя. Они мертвы для него. Главный герой открывает истину для себя, автора и читателей - прекрасно лишь то, что наполнено содержанием и глубоким смыслом.
Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.
Омертвелость человеческой души приводит к одиночеству. Человек судит о других только по «внешней оболочке», не видя главного в человеке – его внутренней нравственной красоты: «Когда взрослым говоришь: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыши голуби», они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!»
Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы: «Где же люди?
– вновь заговорил наконец Маленький принц. – В пустыне все-таки одиноко… -
Среди людей тоже одиноко, - заметила змея»…
Одиноким, никем не понятым чувствует себя и автор. Его одиночество среди людей близко одиночеству Маленького принца. Истинное дарование человека, его талант под силу понять лишь людям с открытым и чистым сердцем. Именно поэтому так легко и быстро Маленький принц обретает друга в лице автора, именно поэтому принц понимает автора без слов и готов открыть другу все тайники собственного сердца.
Маленький принц покидает собственную планету, не зная о том, что то, что он будет искать на разных планетах, окажется так близко – на его родной планете.

Сам Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с
Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…»
Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания.
Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить
Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.
Рассказчик терпит аварию в пустыне — такова одна из сюжетных линий в повести, ее фон. В сущности, сказка и родилась в пустыне. Сказки, которые мы знаем и любим, родились в лесу, в горах, на берегу моря — там, где обитают люди. В сказке Сент-Экзюпери лишь пустыня и звезды. Почему? Давно замечено, что человек, попав в экстремальную ситуацию, находясь на грани жизни и смерти, словно заново переживает, переосмысливает свою жизнь, дает ей суровые оценки, пытаясь выявить в ней самое ценное, настоящее и отмести мишуру. Человек по новому воспринимает и саму жизнь: что в ней главное, а что случайно. Рассказчик оказывается один на один с мертвой пустыней, песками. Увидеть, что истинно в жизни, а что ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с «планеты детства». Поэтому значение этого образа в произведении особое — он подобен рентгеновскому лучу, помогающему человеку увидеть то, что скрыто от поверхностного взора. Поэтому тема детства с его незамутненностью взгляда, кристально чистым и ясным сознанием и свежестью чувств занимает центральное место в повести. Поистине — «устами ребенка глаголет истина».
Герой немногословен — о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется «астероид Б-612». Маленький принц рассказывает летчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Так, исподволь, ненавязчиво, возникает в сказке еще одна важная тема — экологическая, которая является очень актуальной для нашего времени. Создается впечатление, что автор сказки «предвидел» будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете.
Сент-Экзюпери остро ощущал, как мала и хрупка наша планета. Путешествие Маленького принца от звезды к звезде приближает нас к сегодняшнему видению космических далей, где Земля по неосторожности людей может исчезнуть почти незаметно. Поэтому сказка не потеряла своей актуальности и по сей день; потому и жанр ее — философский, ибо она обращена ко всем людям, она поднимает вечные проблемы.
Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» — говорит он летчику. И немного погодя добавляет:
«Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребенок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых.

Установившаяся было гармония взаимоотношений взрослого и ребенка едва не нарушается. Малыша волнует мысль о барашке и розе: сможет ли он съесть ее и если да — тогда зачем цветку даны шипы? Но летчик очень занят: в моторе заело гайку, и он старался ее отвернуть, поэтому отвечал на вопросы невпопад, первое, что приходило в голову, раздраженно бросая: «Ты видишь, я занят серьезным делом». Маленький принц изумлен: «Ты говоришь, как взрослые» и «ничего не понимаешь», как тот господин «с багровым лицом», что живет один на своей планете. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не посмотрел на звезду, никогда никого не любил. Он только складывал цифры и с утра до вечера твердил одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!.. Совсем как ты». Маленький принц, побледневший от гнева, объясняет рассказчику, как это важно — уберечь единственный в мире цветок, который растет только на его планете, от маленького барашка, который «в одно прекрасное утро вдруг возьмет и съест его и даже не будет знать, что он натворил».
А потому стоит задуматься, как важно заботиться о том, кого ты любишь, и чувствовать себя от этого счастливым.
«Если барашек его съест, это все равно как если бы все звезды разом погасли! И это, по-твоему, не важно!»

Посещая последовательно шесть планет, Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью... По мнению
Сент-Экзюпери, они воплощали в себе доведенные до абсурда наиболее распространенные человеческие пороки. Не случайно именно здесь у героя возникают первые сомнения в правильности человеческих суждений.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. «Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, - задумчиво сказал он /Маленький принц/. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою». Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду ,и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
Сказка «Маленький принц» воспринимается как романтическая мечта, не исчезнувшая вовсе среди людей. Словно само детство вдруг подошло и стало рядом в тихий час полного одиночества, спросило, с любопытством глядя на разбитый самолет: «А что это за штука?» — и вернуло взрослому человеку ту бесстрашную прямоту суждений и оценок, какая бывает у детей.
Феномен сказки «Маленький принц» в том, что написанная для взрослых она прочно вошла в круг детского чтения.
Не все доступное взрослым откроется сразу детям. Но дети читают эту книгу с удовольствием, так как она привлекает их простотой изложения, рассчитанной на ребенка, той особой, присущей именно этой сказке атмосферой духовности, дефицит которой так остро ощущается в наши дни.
« — На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут…
— Не находят, - согласился я.
А ведь то, чего они ищут можно найти только в одной единственной розе, глотке воды…»
Важно, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.
grisha197419-02-2008 18:02 #1
grisha1974
Автор
Группа: User
Маленький Принц, одна из моих самых любимых книг! С ЮБИЛЕЕМ!!!
Аскорбинка19-02-2008 18:08 #2
Аскорбинка
Уснувший
Группа: Passive
это и моя любимая книга)
Спокойствие, только спокойствие! Сейчас я Вас настигну - вот тогда-то мы и похохочем...
Мария Гринберг19-02-2008 18:46 #3
Мария Гринберг
Автор
Группа: Passive
"Ведь в этом году ей исполняется 60 лет!"
2008-1943=65?
Аскорбинка19-02-2008 18:58 #4
Аскорбинка
Уснувший
Группа: Passive
упс...)) сори...))сейчас исправлю!
Спокойствие, только спокойствие! Сейчас я Вас настигну - вот тогда-то мы и похохочем...
LILITH20-02-2008 00:17 #5
LILITH
Автор
Группа: Passive
Для меня лучшей книги не было, нет, и вряд ли когда-нибудь будет! 60 - это ещё только юность! Рыжий проводник-фенек - герой моих самых сокровенных детских фантазий, помнится, мы с бабушкой даже сочинили *лет 25 тому назад* целую многосерийную сказку про планету лис. "Зорко одно лишь сердце, главного глазами не увидишь!" С юбилеем!:)))))
ничто не стоит ничего ничем не завершится никогда
Apriori20-02-2008 16:57 #6
Apriori
Тигрь-Людовед
Группа: Passive
книжку люблю очень.
так же как Мио, мой Мио, Муми-Тролля, дядю Федора, Гарантийных Человечков и Изумрудный Город.

Спасибо!

про Экзюпери. спасибо!

а у Авушки есть классное стихотворение, перекликается с этим - только грустное.
:): - смайл Шрёдингера
Misty22-02-2008 20:06 #7
Misty
Уснувший
Группа: Passive
Экзюпери - самое потрясающее и жизнеутверждающие открытие в моей жизни...
Нет предела совершенству
Неизвестный03-06-2008 19:40 #8
Неизвестный
Уснувший
Группа: Passive
Действительно, потрясающая книга, как и всё у Экзюпери.
Просто шёл мимо
crashbook02-09-2010 22:34 #9
crashbook
Уснувший
Группа: Passive
Обожаю эту книжку. Обожаю за глубокий смысл, аллегории и, конечно же, знаменитые изречения. Безусловно, это произведение должно входит в список «обязательно для прочтения» любого человека.
http://www.rekomenda.ru/shop/all/saint-exupery_prince/ - отзывы, интересные факты о книге.
Мои любимые:
- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
- Самое главное – то, чего не увидишь глазами…
- Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал.
- Слова только мешают понимать друг друга.
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 25 •