Привет. Стихотворение образное, текучее, трезвое (однако, разрознено и нестабильно). Название в полной мере раскрывает суть текста. «Внутренняя бухгалтерия», как синоним душевной работы человека, пытающегося утихомирить интровертные конфликты и противоречия, приведя их в гармоничное состояние мира и равновесия.
По тексту:
1 Ты когда-то считал – будет очень легко Налепить из иллюзий десяток стихов И отправить гулять их по свету. – неплохое начало, начало пути человека, которому мир кажется не слишком отягощенным обязательствами и дилеммами.
2 Только сердце со временем могут не в такт, - лично мне строчка не по душе, пропуск глагола не кажется оригинальным пассажем, это скорее напоминает графоманский способ обрубания строки для подгонки под размер.
И другая с тобой широта-долгота И в дороге - не то, И дорога - не та, А кондуктор в обмен на билеты
Заменяет значение строчек людьми, По проводкам сверяет прошедшие дни, Но слова принимает к доплате. – появление второго (после лирического героя) лица, по моему ощущению олицетворяющего душу (или тональ (см. К. Кастанеду) главного героя.
Оперирует цифрами некто чужой Из вскрывающих души консервным ножом, - строка не понятна логически, кто кого вскрывает? Образ сам по себе хороший и свежий. Появляется еще одно лицо, одновременно конфликтующее и сосуществующее с первым. Это нечто сверхъестественное, скрытое в мире или в подсознании лирического героя (нагуаль).
Он меняет программы и новый движок Так некстати… Конечно, некстати
Что сторонним заметно чуть больше, чем нам, То, что скрытое с необратимостью сна Безвозвратно выходит наружу. – очень хорошо, отлично раскрывает суть, мотивы стихотворения.
Что причины и следствия здесь не при чем, И под камень лежачий вода не течет, И не будет предложен взаимозачет – Дни становятся тоньше и уже. – цитаты гармонично вписанные в контекст стихотворения. Продолжается детальное (и общее одновременно) раскрытие темы.
3 И потянет мотнуть девять жизней назад, Изменить, зачеркнуть, написать наугад, Исправляя ошибку в расчетах. – отличный сбалансированный кусок, нагнетаемый ритм, разрешается своеобразным выводом, создается тревожное, паническое ощущение.
Только время не знает возврата вины – Если ты взял отгул и смотался с войны, - напоминает мне Селина, четкий образ. То лепить – дескать, войны давно не нужны Так нечетко. Конкретно нечетко. – почему употребляется слово - «Нечетко»? мне кажется оно неточно определяет вышестоящий образ.
4 Ты когда-то считал – будет очень легко Отмолить искуплением старых грехов… - заезженная фраза, но здесь хорошо прокатывает.
А теперь – ты живешь в постоянстве. И еще далека нутряная черта, Нет желанья познать, что не знал ни черта, - нехорошая строка, стилевой конфликт между словосочетаниями «желанья познать» и «не знал ни черта», первое устаревшее, романтизированное, второе циничное современное. И опять широта, И опять долгота, Положение точек в пространстве – самый непонятный для меня эпизод в стихотворении (последние 3 строки). Я понимаю это как потерянность лирического героя в мире, когда существуют лишь формальные ориентиры.
Стихотворение выстроено по времени, олицетворяет собой путешествие героя по миру (во времени и пространстве, выраженное посредством рассудочных деформаций ( 1 часть – начало пути (прошлое), 2 часть – развитие путешествия, описание «местности» и «происшествий» (выводы), 3 часть – смена курса, попытка выровнять выходящую из-под контроля поездку, 4 Возврат к настоящему, положение вещей на сегодняшний момент, выражение неопределенности и потерянности (путешествие будет продолжаться).
Возможно, эта рецензия покажется автору формальной и разрозненной, но это от того, что я пытался разрешить следующую дилемму. С одной стороны я не хотел поддаваться эмоциям, рубить с плеча, с другой – быть хирургом, расчленять стихотворение. Спасибо.
|