Небольшая преамбула. Для любого пишущего Творца -- огромная радость, когда после "мильона терзаний", и не только творческих (поиски спонсоров, обивание порогов высоких кабинетов и т.д.), из печати навстречу людям выпархивает ЕГО книга. Авторское издание. Маленькое собрание сочинений. Отпечаток его души. Он мог к этому мгновению счастья идти несколько лет. А мог -- и всю жизнь. (Мог и не дождаться: посмертное издание...) Теперь при помощи своей книги Творец ищет тех, кто поймет, восхитится, задумается. И втайне хранит маленькую надежду: быть может, хоть несколько строчек да изменят этот мир к лучшему. Пусть даже на миллиграмм, на миллиметр...
И в счастливом порыве взлета забывает Творец то, что было записано почти за две тысячи лет до его рождения в другой книге -- одной из самых знаменитых за всю историю человечества. Истинно, истинно было сказано там: "Не мечите бисер перед свиньями"...
В кратком изложении произошло вот что. Пошел мой коллега из еженедельника "Суббота плюс" бродить по внушающим уважение и трепет коридорам городской власти. И у дверей управления культуры наткнулся на такой себе небольшой книжный курган. Заинтересовался. Присмотрелся -- а на обложке самой верхней книги высочайшим чиновничьим повелением начертано было: "Ира, пожалуйста, выбрось это". Тут, насколько я понял, корреспондента любопытство заело: принялся за экспресс-раскопки. В кургане обнаружились сборники Марины Брацило, Александра Выженко, Василя Диденко, Григория Лютого, Петра Ребро, Анатолия Сердюка, Марка Шевелева. А также многих других запорожских авторов -- поэтов, прозаиков, сатириков и юмористов. Причем почти все книги -- с дарственными автографами авторов, адресованными стоящим у кормила городской культуры. В том числе, насколько я крамольно подозреваю, и обладателю той самой руки, которая письменно предложила бесфамильной Ире отправить дары запорожской культуры на свалку. Сиречь -- на гниение.
Далее автор заметки "Культуру на помойку", спрятавшийся почему-то за бесцветный псевдоним "Соб. инф.", пустился в пространные рассуждения о новой власти, обманутых налогоплательщиках, на чьи деньги руководят городской культурой чиновники, да обиженных ими авторах. Впрочем, рассуждения быстро закончились -- исчерпалось то ли вдохновение, то ли место, отведенное на полосе под заметку: меньше четверти общей площади.
Посмотрел на первую полосу: тема номера -- проблемы в сфере трудоустройства, избыток юристов и недостаток каменщиков. И тут, как мне кажется, "Суббота плюс" крупно "прогнала". Потому что в маленькой заметке сокрыт большой и безобразный скандал. Как раз для первой полосы.
Ибо -- так нагло околокультурное хамло, дорвавшееся до городской власти, еще себя не вело никогда.
Правда, "в глаза" это хамло появлялось до гламурного прилично. По любому мало-мальски приемлемому поводу разражалось обильными речами о культурном изобилии Запорожского края, об уникальности и неповторимости созданного столетиями запорожского культурного слоя, о сладкозвучных певцах земли запорожской, о молодых талантах, коими всегда была богата она... и т.д., и т.п. Самое противное, что все это -- чистая правда. Другое дело, если бы врало, не краснея... так нет же!
После слов "Ира, пожалуйста, выбрось это" понимаешь, что именно данный "культуртрегер" о Творцах запорожских говорил за глаза. Словно ждал, когда они поворачивались к ним спиной, и, набрав полный рот слюны, смачно харкал. Знал ведь, что останется безнаказанным, потому что -- исподтишка, из-за угла, сверху из окна начальственного кабинета.
Теперь его за этой мерзостью застукали.
Ой, ребята-городничие, не пускайте-ка вы больше в свое здание журналюг клятых! А то, не ровён час, еще что-нибудь вами сделанное непотребное обнаружат. И тут введут вас во искушение, и зачешутся руки: головы им отрезать, да для гарантии в каждую голову по контрольному выстрелу! Чтобы молчали во веки веков не только мертвые, но и живые! Чтобы не то что язык -- извилина не повернулась подумать о городничих нехорошо! Чтобы и не помышлял народ слуг своих контролировать!
...Вот интересно: покопался корреспондент в книжном надгробии, повздыхал, уронил скупую слезу корреспондентскую... и что, пошел дальше? Неужели рука не поднялась хотя бы одну книжку спасти от гниения? Думаю, что все же прихватил с собой несколько. Очень хочу так думать. Раз об этом написал -- значит, не спит его совесть. Уже хорошо.
И еще интересно: как поступила бесфамильная Ира? Совершила маленький подвиг, на скорую руку пересмотрев приговоренные книги и выбрав самые, на ее взгляд, интересные? Или, поступив по вколоченному веками в позвоночник принципу, который в Украине действует вернее и быстрее любой Конституции, -- "Я начальник -- ты дурак, ты начальник -- я дурак", -- послушно отнесла изделия рук человеческих, которые во времена Гутенберга ложили на одну чашу весов, а на другую сыпали золотые монеты, на вонючую помойку?.. Подозреваю, что Ира -- достаточно молодой человек. Следовательно, в ее отношении был совершен самый настоящий акт духовного растления. Пожалуй, никто не в силах сотворить такое, -- кроме государства.
Заранее прошу меня простить, но так и напрашиваются ассоциации с аутодафе времен инквизиции. (На кострах тогда сжигали и людей, и книги. Какая разница? Да никакой! И там, и там горели души!) Или с гигантским костром из книг, который устроили в Берлине дорвавшиеся до власти национал-социалисты. Тем более, что в физическом смысле гниение -- это тоже горение, только медленное. И другой пример из тех же лет: замерзающий блокадный Ленинград. Печки топили тогда всем, чем только можно было, рубили на дрова мебель. Но книги ленинградцы (не только библиотекари) всегда старались сохранить. Так их и находили: абсолютно пустая комната (интерьер пущен на растопку), превратившаяся в ледяной склеп, потухшая "буржуйка" и застывший труп, прикрывший мертвыми руками драгоценные книги...
Уважаемые авторы, чьи записанные в прозе и в рифме души мановением начальственной руки были отправлены гнить на помойку! В том, что произошло, есть и ваша доля вины. Вы же подозревали или, по крайней мере, догадывались, какого мнения о вас и о вашем творчестве подобные запорожские "культуртрегеры". Но -- молчали. Или говорили об этом вполголоса. Сколько таких монологов я выслушал за без малого тринадцать лет в журналистике -- не перечесть. Знали: то, что за глаза выливают вам на спину, -- уж точно не божья роса. Но это знание так и не стало вашей силой. А, опять же, превратилось в молчание. Которое совершенно естественно было истолковано как знак согласия.
Думаю, в первую очередь это касается Вас, Григорий Иванович Лютый, глава Запорожского отделения Национального Союза писателей Украины. Вы по своей должности более, чем кто-либо, общаетесь с городским управлением культуры. Знаете прекрасно, какие там бывают деятели и как они работают. И какая их работе красная цена. Но наверняка считали, что плетью обуха не перешибешь, а посему лучше волну не гнать, голоса не поднимать, плевков в спину не замечать.
Теперь вам харкнули в лицо. Считайте, что почти открыто и при читающих "Субботу плюс" (а теперь и "Верже") многих тысячах свидетелей.
Неужели утретесь?!
Или лишитесь последних иллюзий, ежели таковые еще у вас сохранились?
Кстати. То, что на гниение были отправлены, судя по приведенному списку, исключительно украиноязычные литераторы (хотя это само по себе выглядит довольно гадко), -- еще не факт, что остальные Творцы могут успокоиться: "Ну, меня-то это не коснется". Суть в том, что душа человеческая не может быть частично ущербной, точно так же, как нельзя женщине быть немного беременной. Либо душа чиста, либо насквозь порочна. Третьего не дано. То есть: обнаруженная брезгливая нелюбовь ("выбрось это"!) обитателя городского управления культуры к украинской поэзии, точно боевое отравляющее вещество, распространяется и дальше -- на изобразительное искусство, театр, музыку...
Не так ли, актер Выженко и певец Сердюк? Вас есть за что любить и уважать. Можно и не любить. Можно просто не замечать. Но отправить ваши души гнить на свалку способна только Ненависть. Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Меня можно обвинить, что я делаю из мухи слона. Но -- вспомните, где больше всего водится мух. Правильно -- на свалке. Где мусор, слизь, тряпье, гниль и -- не дай никогда до конца этого мира Бог, в которого я не верю! -- книги.
Меня можно предать анафеме, что из-за одной паршивой овцы бросаю тень на многолетний и слаженный труд городского управления культуры. Ведь столько хорошего им сделано!.. Пані та панове! Неужели вы еще ничего не поняли? Фраза "Ира, пожалуйста, выбрось это" жирно перечеркивает крест-накрест все, что было вами сделано до этого. Один сделанный исподтишка поступок красноречивее всего прочего говорит о вашем подлинном отношении к тем, кого вы по роду своей деятельности призваны опекать. Имитация любви рано или поздно рассыпается в прах от одного неосторожно брошенного слова. А Любовь невозможно ни купить, ни включить в штатное расписание, ни провести приказом. Потому она до сих пор и Любовь.
И последнее. Нам столько раз кричали о духовной отраве, поставляемой тысячепроклятым Западом -- музыка, видео, беллетристика и проч. Теперь перед вами -- отрава доморощенная, "сделано в Украине". Гораздо более действенная и коварная, потому что -- как бы само собой разумеющееся. Рассчитанная на полное равнодушие сограждан. Духовный СПИД.
Дорогие Творцы! Те, кого я знаю, уважаю и люблю. Те, кого я пока еще не знаю, но надеюсь узнать. Те, кто сохранил в себе не только божественную искру Таланта, не только крылья Творчества, не только тихую свечу Вдохновения, но и чувство собственного достоинства.
Выбросим на свалку начальствующих хамов из городского управления культуры, пока они не выбросили на свалку нас!
Postscriptum:Эта моя статья была опубликована в последнем номере запорожской народной газеты "Верже" 9 ноября 2006 года.
|