Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Не следует делать вид, что занимаешься философией, но следует на самом деле заниматься ею: ведь нам нужно не казаться здоровым, а быть поистине здоровым.
Эпикур
robbs   / (без цикла)
Хольда. Из местных легенд и суеверий
Гора была древняя и выветренная, наполовину сглоданная тысячелетней непогодой. У подножия зеленел хвойный лесок. Звалось то место – Хёле. Нора. В скальной стене и впрямь была большая расщелина – нора, ведущая в преисподнюю. Пещера эта служила жилищем человеческому существу. Ста-рушке. Звали ее Бертой. Часто к ее имени прибавляли слова «старая» и «госпожа». И все, ничего более.
Может, гора и не походила на «гробницу с упырями», но подземные стиксы все же били из-под нее. Одни источники были теплы, почти что горячи, иные же – холодны, как лед. От воды некоторых ключей исходил резкий неприятный запах. Водой тех источников пользовались при волховании – само собой, если Берта позволяла. А она могла и запретить.
Когда бы вы не пришли к Берте, всегда она сидела у самого порога, не взирая на дождь, снег или ветер, а в глубине пещеры всегда горел огонь. И колесо ее старой прялки крутилось без остановки, а бертины руки, похожие на ястребиные лапы, не останавливаясь, сучили прочную серую нить. Говорят, ни разу ее не видели без работы.
Никогда она не вставала навстречу пришедшему, словно трудно было ей подняться со скамьи. И отвечала на речи гостя далеко не всегда. Впрочем, утверждают, будто Берта могла дать дельный совет и без помощи слов – взглядом ли, жестом, может, еще как-то. Нам этого уже не узнать.
Она была стара, очень стара. Видевшие ее рассказывали, будто Берта походила скорее на принявшую человеческий облик и облачившуюся в линялое домотканое платье ящерицу, нежели на женщину. Столь причудливо выглядели ее горбатая спина, ее сухая, словно и впрямь, чешуйчатая кожа, ее длинные костлявые быстрые пальцы и неподвижные тусклые глаза под тяже-лыми веками. Забавным казалось людям и то, что волосы бертины почти все вылезли со лба, обнажив лысый череп, зато уцелели те, что на затылке, и се-дая коса свисала со скамьи чуть не до пола.
Никто не помнил Берту молодой, никто не знал, почему поселилась она в пещере. Казалось, что она древней самой горы Хёле. Некоторые утвержда-ли, что много-много лет назад она пришла из самого Рима, иные же возражали им – нет, из сарацинской Испании, а то и из восточной страны за морем. Кто-то вспоминал, что Берта – единственное дитя рыбака, что жил в одинокой хижине на излучине реки и уже лет сто как помер. А кое-кто даже поговаривал, будто она – бастард, и была прижита старым маркграфом из Ястребиного гнезда с простой девушкой. Но итальянка или сарацинка, рыбачка или маркграфиня, одно было несомненным – Берта была очень мудра. И принесла она много добра жителям деревни, выросшей в тени Хёле. Почти столько же, сколько и зла.
Рассказывают, что Берта много лет спокойно прожила в своей норе, пока взор сильных мира сего не обратился на слабую старуху, что прядет и ворожит.
Как говорит предание, однажды осенью, на заре, к расщелине подошли трое крестьян. Место, где была пещера, можно было увидеть издалека, так как у входа росла старая кривая ель. Половина ее засохла и почернела, зато другая половина оставалась зеленой и свежей. День был ветреный, и из пещеры тянуло дымком. Солнце только–только осветило вершину Хёле, но Берта уже сидела у входа в свое жилище, будто и не ложилась вовсе. И пальцы ее сучили нить с пугающей ловкостью.
Крестьяне сняли шапки и поклонились. Глаза старухи, не мигая, равнодушно смотрели вдаль.
Старший сказал:
- Здравствуй, госпожа старая Берта! Дошло до нас, что князь поклялся пустить твою рощу под топоры и – прости, госпожа! – извести древнюю не-жить. Не надо тебе здесь оставаться!
Берта с годами говорила все меньше и меньше, вот и этих пришельцев не удостоила ответом. И мужчины ушли, крадучись, как и приходили.
Князь слыл ревнителем веры. Он приехал в полдень, когда солнце уже растопило тонкий ледок на лужах. Он оставил охрану внизу и в одиночку поднялся к логову Берты, не желая, видимо, показывать, что хоть сколько-то робеет. Да и кого, в действительности, может напугать слабая старуха? Ревнитель веры, впрочем, был, как рассказывают, в полном доспехе, а шлем за-жимал под мышкой.
- Долго ли, женщина, собираешься ты мутить мысли темного мужичья и устраивать богомерзкие пляски в полнолуние? – грозно вопросил он.
Берта ничего не ответила на это, а что бы ответили вы? Да Берту и невозможно было представить пляшущей.
А князь, сам распалившись от своих слов, продолжал:
- Я разрою эту сатанинскую берлогу и выкорчую отвратные мохнатые деревья, выросшие на жертвенных костях! Да! Пусть все узрят, какой гнилью они питались! Больше не водить хороводы непотребным девкам, не литься крови во имя мерзкого демона Вотана!
Берта только дернула плечом. Уж она-то знала, как не любил Вотан здешние места. Давно, давно не ступали копыта его крылатого коня по отро-гам Хёле. Ведь роща была некогда отдана во владенье совсем другим силам, совсем-совсем другим…
Князь, принявши ее жест за признак своевольной досады, свирепо закончил:
- Даю тебе срок до завтра. Если не уберешься из наших мест женщина, остаешься тут навеки.
И пошел вниз с горы.
Темной ночью, в свете звезд пришла девушка. Живая, бойкая девушка с темными волосами и карими глазами. Девушку звали Матильдой. Берта неутомимо пряла, сидя у порога пещеры, и неподвижное древнее ее лицо озаряли языки костра, что горел в убогом очаге ее жилища, а фигуру девушки освещали холодные осенние звезды. Девушка заговорила:
- Доброй ночи, госпожа старая Берта! Ты все равно завтра умрешь – ведь ты ж не уйдешь, как приказал тебе наш господин, - так сделай для меня последнее дело! Я люблю… ты сама знаешь кого. Знаешь, я уверена! Верни его мне! Если надо – пусть сдохнет его жена! И даже… его дитя… пусть умрет… Он должен был быть моим! Помоги мне!..
Берта молчала. Прялка гудела. И в этом гуле чудилось нечто, похожее на гнев.
- Не хочешь! Что ж, госпожа старая Берта, убирайся в ад, изрыгнувший тебя! А я сама возьму водицы дьявольского стикса…
И повернулась, чтобы зачерпнуть воды из ближайшего ключа. Но старуха вдруг рубанула по воздуху сухой рукою. И живая – мертвая ель взволновалась, накренившись, со скрипом потянула косматую лапу вослед девушке. И та, отчаянно закричав, умчалась в ночь, не исполнив своей угрозы.
На другой день, как утверждает легенда, старая хвойная роща была вырублена. Что же до Берты, то для нее придумали страшную казнь – два самых сильных воина подкатили огромный валун ко входу в ее берлогу, а остальные завалили его каменьями, нагромоздив целый курган. Так Хёле действительно стала гробницей.
Говорят, будто Берта, пока ее замуровывали, все также пряла, глядя вдаль равнодушным тусклым взором…
Предание особо упоминает о кривой ели, той, что наполовину живая – наполовину мертвая. Ее, якобы, не смогли срубить в тот день, как не старались. На протяжении многих веков называли ее «злым деревом», считалось, что попытка срубить ель непременно будет стоить вам сломанного топора, а то и отрубленной конечности. Впрочем, в конце концов, ее все же срубили. И сейчас вам охотно покажут пенек «адского дерева».
Но вернемся в те далекие годы. Месяц прожили люди в деревне у подошвы Хёле как ни в чем не бывало. Целый месяц честно старались они не вспоминать о Берте. Но в ту, тридцать первую ночь, под крышами дымных лачуг, украшенных охранными рунами велись запретные разговоры.
Девушка по имени Матильда вдруг сказала:
- Бабушка, я знаю, что госпожа старая Берта не мертвая там, в горе! Она все прядет и ворожит, слышишь, как гудит ее прялка?
Но старуха ничего не слышала.
- Ах, бабушка, мне страшно, - говорила Матильда. – Колесо так быстро крутится, что гора дрожит! Что если наш дом не выдержит и рухнет нам на головы?
А в другом доме крестьянин говорил свояку:
- Часто через расселины скал просачивается дым. Берта варит себе похлебку. И чем она только топит очаг?
- Не похлебку она варит, а зелье нам всем на погибель! – содрогаясь, молвил свояк.
А в маленьком доме у околицы, что вскарабкался на крутой склон Хёле, мальчик сказал родителям:
- А я знаю, кто такая госпожа Берта! Сказать? Она Хольда, та, что из сказки! Одна из Хольд…
- Замолчи, горе мое! Не призывай ее сюда!! – оборвала его бледная мать, уже чувствуя содрогание горы под ногами.
Это была последняя ночь. Как говорится в легенде, во тьме адский огнь вырвался из-под земли – это живая – мертвая Берта в гневе сотрясла гору и долину, стряхнув с нее людей. Вымысел, конечно, ведь гора Хёле, по завере-ниям ученых, очень, очень стара. Хотя, и сейчас, спустя почти тысячу лет, можно видеть весьма странные следы разрушений, будто Хёле обрушила кулак на долину, целя в княжий замок.
Следом за землетрясением, гласит легенда, в долину пришла странная болезнь, окончательно опустошившая край. Считалась, будто она вызвана была ядом, поднявшимся из глубин, и отравившим воду колодцев.
Да, предание это суть нагроможденье ужасов, однако ужасы те некогда столь поразили пылкое воображенье неграмотного простонародья, что дол-гие века отказывался кто-либо селиться на опаленной глубинным огнем земле. И сегодня еще здешний край малонаселен. Его дикая поэтическая красота, его жуткие преданья влекут к себе толпы путешественников.
Здесь вы сможете сами увидеть печальные руины замка, место, где стояла злополучная деревня, и, конечно же, Гробницу Берты. Сегодня никто не позволит рубить ели в здешних лесах и замуровывать в пещере несчастных старух. У вас будет возможность не только прогуляться в хвойном лесу, выросшем на месте того, легендарного, но и принять участие в танцах, устраиваемых в полнолуние девушками из окрестных селений…
©  robbs
Объём: 0.234 а.л.    Опубликовано: 29 08 2007    Рейтинг: 10.07    Просмотров: 1618    Голосов: 2    Раздел: Фэнтези
«...И смотрю из окна я....»   Цикл:
(без цикла)
«Свод готический зимних небес..»  
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
Dobry dziadźka Han29-08-2007 21:45 №1
Dobry dziadźka Han
Автор
Группа: Passive
в скандинавии в наши дни охотно жгут христианские церкви. не просто так.
Niama škadavańniaŭ - niama litaści.
robbs29-08-2007 22:08 №2
robbs
Уснувший
Группа: Passive
пРОСТИТЕ, не вижу связи
Silber30-08-2007 00:23 №3
Silber
Уснувший
Группа: Passive
Если надо – пусть сдохнет его жена! И даже… его дитя… пусть умрет… Он должен был быть моим! Помоги мне!..

Круто. Ладно, по тексту...

На другой день, как утверждает легенда,<...>.

А утерждают ли легенды что-либо? Стилистика... Легнеды гласят (обычно). "Сказываешь, так сказывай" - называется; а когда "Докладываешь - докладывай".

Говорят, будто Берта, пока ее замуровывали, все также пряла, глядя вдаль равнодушным тусклым взором…

Были очевидцы? Здесь самое место прямой авторской речи: без "говорят, будто".

Предание особо упоминает <...>

Стилистика. Прямо газетное сообщение.

Впрочем, в конце концов,однако же, несомотря ни на что, это, всё же, случилось-таки...

Стилистика. Избыточность.

И сейчас вам охотно покажут пенек«адского дерева».

Двумя строками выше:...называли ее «злым деревом»

Это для читателя синонимы, но синонимы в имени нарицательном (???) Да еще и историческое место. Так нельзя.

...и сейчас, спустя почти тысячу лет, можно видеть весьма странные следы разрушений, будто Хёле обрушила кулак на долину, целя в княжий замок.

Я не могу представить пейзаж-ландшафт по такому описанию. Кулаком ударила, целя в княжий замок. Это как? Деревья растут параллельно земле, и в разные стороны, как придавленная трава? Или всюду трещины?
И... князь... точно не знаю, а был ли такой титул в Европе?

...пришла странная болезнь, окончательно. опустошившая край.

Стилистика. Просто опустошившая. Нельзя опустошить не окончательно. Наполовину - можно, тогда и говорится, что наполовину. Или на три четверти, или на пять шестых. А когда опустошила без уточнений, то понятно, что окончательно.

Да, предание это суть нагроможденье ужасов<...>

Да, как и эта фраза в повествовательном повествовании. Стилистика. "это суть" - публицистика.

неграмотного простонародья

Стилистика. Грамотное простонародье. Есть такое выражение? Вот и не надо заниматься изобретением велосипедов.
_____________________________

Такой вот туристический буклет.
Займитесь стилистикой, robbs. Такое впечатление, будто Вы вообще не чувствуете слово. И иногда, кажется, не понимаете полностью значение некоторых слов.

И еще непонятно, к чему было вводить в сюжет обострающий повествование эпизод с влюблённой девушкой, чтоб оставить все это через пару строк без продолжения и достойной развязки.
Невежество - не аргумент. (Латинская пословица).
бывайте30-08-2007 05:41 №4
бывайте
Уснувший
Группа: Passive
Ежели подравнять, добавить разговорчиков всяких, кровушки, то получится сценарий для фильма. Словно у телевизора посидел.
Dobry dziadźka Han30-08-2007 21:03 №5
Dobry dziadźka Han
Автор
Группа: Passive
Цитаты из текста:
"Князь слыл ревнителем веры."
"- Я разрою эту сатанинскую берлогу и выкорчую отвратные мохнатые деревья, выросшие на жертвенных костях! Да! Пусть все узрят, какой гнилью они питались! Больше не водить хороводы непотребным девкам, не литься крови во имя мерзкого демона Вотана!
Берта только дернула плечом. Уж она-то знала, как не любил Вотан здешние места. Давно, давно не ступали копыта его крылатого коня по отро-гам Хёле."
Вот она прямая связь. Но очевидно, вы не знаете продолжения этих легенд в современной были :)
Niama škadavańniaŭ - niama litaści.
robbs30-08-2007 22:56 №6
robbs
Уснувший
Группа: Passive
Ув. Silber, такое впечатление, что данный разбор проводил человек, не являющийся носителем русского языка. Смешно и грустно. Ноу, как говорится, комментс. Мне, честно говоря,непонятны мотивы таких вот "экспертов в области стилистики художественного текста", прочтавших пару словарей. Им, что, нечем заняться?
robbs30-08-2007 22:59 №7
robbs
Уснувший
Группа: Passive
Добры дзядзька, если вы о небывалой популярности неоязычества в Европе, Асатру и Варге Викернессе, то я по-прежнему не вижу связи. не любой человек, скептически относящийся к христианству, станет призывать к поджогу церквей.
robbs30-08-2007 23:02 №8
robbs
Уснувший
Группа: Passive
krestyanin, сценарий - это интересно. Мне такая мысль в голову не приходила. Но, к сожалению, это всего лишь сказка, полная, как сказке и положено,условностями и нелогичностью. Сценарий - штука конструкторская, подчиненая логике.
Dobry dziadźka Han01-09-2007 00:36 №9
Dobry dziadźka Han
Автор
Группа: Passive
но они не призывают, они это делают. :)
Niama škadavańniaŭ - niama litaści.
robbs01-09-2007 10:33 №10
robbs
Уснувший
Группа: Passive
Добры дзядзька, что-то не пойму по тону, одобряете вы их действия али нет?
Dobry dziadźka Han02-09-2007 01:18 №11
Dobry dziadźka Han
Автор
Группа: Passive
я только констатирую факт;)
и вообще, я за справедливость :)
Niama škadavańniaŭ - niama litaści.
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 36 •