Литературный Клуб Привет, Гость!   ЛикБез, или просто полезные советы - навигация, персоналии, грамотность   Метасообщество Библиотека // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Счастлив ты, Апеллес, что устремился к философии, чистый от всякого образования.
Эпикур
marfa   / (без цикла)
Почему Емеля - дурак?
Часто можно услышать из современных СМИ:
-Да в ваших сказках - одни дураки, Иван - дурак, Емеля – дурак. Ничего делать не хотят, лодыри, только на печи лежат, все им готовое подавай.
Этими смыслами заполнены почти все передачи на ТВи все статьи в СМИ.
Давайте разберемся, откуда это взялось? Откуда ноги растут?
Один из вариантов русского дурака мы видим в широко известной русской сказке “ По щучьему велению” или “Емеля - дурак”. Эта сказка так широка распространена, имеет так много изданий и в книгах и в электронном виде в виде дискомультов, что создается впечатление, что это одна из основных русских национальных сказок.
Но так ли это на самом деле? И правильно ли то, что детям с раннего возраста внушается, что они дураки?
К счастью, существовали в нашей истории люди, которые собирали и изучали русские народные сказки. Поищем ответа у них.
Известным собирателем русских народных сказок был Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871). Это был историк, литературовед, исследователь фольклора. Собирание, изучение и издание русских сказок стало делом его жизни. Его издания русских народных сказок и поныне остаются литературным памятником не только отечественного, но и мирового значения.
Собирали сказки и до Афанасьева: В.И. Даль, П.В. Киреевский, И. А. Худяков, П.И. Якушкин. Но только Афанасьев довел свой замысел до конца, соединив собирательсьтво с изучением глубинных пластов славянской художественной традиции. В примечаниях к собранным сказкам он нередко указывал исторические корни, и что удалось ему выснить.
Так про сказки о Емеле-дураке находим следующее его высказывание:
«Емеля-дурак». Текст перепечатан с лубочного издания. Известны многочисленные восточнославянские разработки сюжета. Разновидности были зафиксированы в Европе, Азии (Турции)и Америке. Литературный источник - средневековой анекдот, развитый в сказке о Пьетро-дураке («Приятные ночи») и «Пантамерон».
Первая русская публикация - «Сказка о Емеле-дураке»».
Далее появляются литературные обработки: «Емеля-дурачок» В.И. Даля. «О дураке Емеле, который вышел всех умнее» И.А. Бунин. «По щучьему велению» А.Н. Толстого(1891945).
Таким образом, становится совершенно очевидным, что первоначально сказка не имела русских корней. Это была совсем чужая сказка чужого народа, про чужого дурака, да еще в средневековье., принесенная в переводе на нашу землю из Европы и уже здесь получившая новое название, новый книжный образ. В современной истории уже появился и коинематографический образ, который массово тиражируется, искажая историческую правду и навязывая нам чуждый народный образ.
Косвенно это еще и подтверждается исследованием сербских сказок, которые очень близки к русским, в силу того, что когда-то русские и сербы составляли один славянский народ. У русских с сербами много общего, начиная с языка и кончая фольклором.
Сравним русские и сербские народные сказки. Тема одна и та же, это тема змееборчества. Где в образе змея предстает порочное начало. (Это всевозможные пороки, главным из которых оба народа считали похоть).Только победив в себе змея, человек приходит к духовному совершенству. Об этом все русские и сербские сказки. Характерны и детали. И у сербов и у руских борьба со змеем происходит с помощью волшебного меча. У сербов это волшебный меч, меч-кладенец, у русских. Одни и те же волшебные вещи у обоих народов: у сербов - летучий корабль, ковер- самолет у русских. У сербов невидимость для змей, у русских шапка-невидимка. У сербов волшебный котелок варит кашу, у русских есть скатерть - самобранка.
И ни одного упоминая ни в одной сербской сказке о том, что двое - умных, а третий - дурак, или что национальный герой сербов Марко - дурак. Этого нет вообще.
Это дает основания предполагать, что “дурацкие” вливания и опорочивания русских сказок и традиционного русского уклада делались специально. Одни ради смеха подхватили этот средневековой анекдот, а другие использовали в своих целях и стали его многогранно выпячивать, как основной элемент русской жизни. Издавна смех был страшным оружием, разваливающим целые государства.
Небольшие отличия лишь в том, что у сербов богатырям-воинам помогают девушки- виллы, которые очень образованны. У русских -это Баба Яга. Она помогает и проводит испытания героев, посвящает их в воинов, дает им необходимые веши в путь. И, кстати, образ Бабы- Яги - это тоже отдельный разговор. Ее образ также трансформировался с течением времени. Из красивой девушки-помщницы он превратился в страшную, злую бабу-ягу в современной интерпретации.
Из всего этого можно еще и сделать вывод, что наибольшей трансформации, с прямой переменой знака плюс на минус, подвержены именно русские народные сказки.Потому что именно в нашей истории возникали и возникают такие трансформации при любой смене власти или укладного образа жизни. Сразу предыдущее поколение со всем предыдущим историческим периодом подвергаются критике, высмеиванию, вытаптыванию всего и вся, что они достигли, и превращая добро в зло.
Так случилось с язычеством при приходе христианства, так случилось при замене христианства коммунистической культурой, так же случилось и в последние времена при переходе с коммунистического пути на рыночный. Все старое осмеиваивается и вытаптывается. Наверное, это случается только на нашей территории, только с нашей историей и только в нашем пространстве.
2006
Московская область
©  marfa
Объём: 0.136 а.л.    Опубликовано: 06 01 2008    Рейтинг: 10.01    Просмотров: 3218    Голосов: 1    Раздел: Публицистика
«История Ильяса Фрикадельевича»   Цикл:
(без цикла)
«Не все так плохо, если рядом живут такие парни»  
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
ManZoo06-01-2008 18:53 №1
ManZoo
Автор
Группа: User
Это случается на любой территории и с любым народом: у древних ариев с "революцией" Заратуштры добрые дэвы стали демонами, в индуизме оставшись богами; в Европе с христианством вся языческая культура стала представлять тёмные силы: бог плодородия Пан передал свою внешность Сатане, духи лесов эльфы стали маленьким злобным народцем и т.д.; при подобных же коллизиях волшебный помощник (возможно, дух предка) Яга (кстати, мужескаго рода) превратился в лесную ведьму. Посему Ваши умозаключения принимают спекулятивный характер, выдавая желаемое за действительное, впрочем, без злого умысла.:)))
"Судьба играет человеком, а человек играет на трубе". Ильф & Петрофф
Aurthem06-01-2008 22:35 №2
Aurthem
Автор
Группа: Passive
На мой взгляд, рассуждения поверхностны и сильно напоминают теорию заговоров.
Таким образом, становится совершенно очевидным, что первоначально сказка не имела русских корней. Это была совсем чужая сказка чужого народа, про чужого дурака, да еще в средневековье., принесенная в переводе на нашу землю из Европы и уже здесь получившая новое название, новый книжный образ.
Привкус этой фразы мне не очень нравится.
не слышу
Still06-01-2008 23:09 №3
Still
Уснувший
Группа: Passive
Почему Емеля был дураком, действительно не ясно. Обычный тунеядец, каких на Руси всегда хватало ).
marfa06-01-2008 23:40 №4
marfa
Автор
Группа: Passive
Айяй, Вы ничего не поняли.Ну, мож именно Вам оно и не надо. А для меня такое открытие, что я раскопала в книгах, как мед на душу.Спасибо за мнение. Оно меня не удивило. Оно просто типичношвыдковское. о чем и написано в статье.Я не собираюсь сворачиваться в точку из-за ваших мне неинтересных мнений.
Still07-01-2008 00:34 №5
Still
Уснувший
Группа: Passive
Я не собираюсь сворачиваться в точку из-за ваших мне неинтересных мнений.

Свернитесь пожалуйста -интересно будет на это посмотреть.
marfa07-01-2008 01:02 №6
marfa
Автор
Группа: Passive
Да уж фигушки.Сами сворачивайтесь. А я буду твердым восклицательным знаком. И прекратите меня банить.

Сообщение правил marfa, 07-01-2008 01:16
how-let08-01-2008 02:06 №7
how-let
Уснувший
Группа: Passive
marfa, а Вы Проппа читали? Если нет, обязательно почитайте. Там Вы раскопаете куда больше. Про бабу-ягу в том числе.

А "дурак" в русских сказках не есть ругательный термин. Он обозначает человека, у которого духовное тело развито сильнее ментального))).
Лебедь08-01-2008 02:20 №8
Лебедь
Автор
Группа: Passive
Знамо дело, все дураки – к нам засланы из-за границы, чтоб Расею погубить. Эти самые, у которых духовное тело сильнее ментального, пробрались уже в руководство страны! Пойду и я развивать свое духовное тело, чтоб за своего сойти...
marfa08-01-2008 05:18 №9
marfa
Автор
Группа: Passive
Успокойтесь Проппа читала, приходилось в прошлом году. А Вы по моему нет.Наверное, в универе проходили.
И у Проппа про это именно нет, о чем я написала.И большинство не знает, что это сказка пришлая, вы в том числе.
Конечно, у него есть там и про бабу-ягу и про европейских дураков (т.е. про серию сказок типа золушек)и про азиатских дураков (так называемых плешивых, особенно много "плешивых" в азербайджанских сказках).В то время, как у славян таких сказок не было вообще. Если не знаете ознакомьтесь

Сообщение правил marfa, 08-01-2008 05:54
Aurthem08-01-2008 12:29 №10
Aurthem
Автор
Группа: Passive
В то время, как у славян таких сказок не было вообще.

не слышу
marfa08-01-2008 15:08 №11
marfa
Автор
Группа: Passive
Вы еще про мамонта напишите,Lignum Vitae
Aurthem08-01-2008 15:47 №12
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Напишу обязательно. Спасибо за идею.
не слышу
how-let09-01-2008 11:08 №13
how-let
Уснувший
Группа: Passive
Не, marfa, мимо Проппа я в вузе не прошла)). Я любопытная. А вот сказку про Емелю узнала из "дискомультов", как же иначе. Она на одном диске вместе с "черепашками-ниндзя" была.
marfa, в России всего две беды. Вы уже блестяще показали, откуда растут ноги у одной из них - может быть, еще про вторую беду расскажете?))
Наверное, это случается только на нашей территории, только с нашей историей и только в нашем пространстве

Ну а чем Вам, к примеру, не нравится американский дурак Форрест Гамп - ходячий символ целой эпохи?
И вообще - чем Вам так не угодили сказочные дураки?
Дурак в таких историях - существо бесхитростное, тот, кто не мудрствует лукаво...

Лебедь, Вам придется таки развивать духовное тело - ментальное скукожить уже явно не удастся!))

Дико извиняюсь за оффтопик... про мамонта даже и упоминать не буду)))
karmanoff09-01-2008 14:08 №14
karmanoff
Уснувший
Группа: Passive
marfa, вспомните, пожалуйста, старую поговорку про зеркало и лицевую поверхность. Будем надеяться, что уж хотя бы её не занесли злобные инородцы на Расею-матушку, а появилась она здесь, на нашей территории и в нашем пространстве (с). Честно говоря, ваш опус с претензией на научность демонстарирует просто замечательную черту славянского характера (с) Вы, допусттим, не задумывались, а почему же русский фольклор, как система, вне всякого сомнения, саморегулирующаяся, не зависящая от власти и общественных формаций, не отвергла чуждый ей элемент, каким, по вашему мнению, является образ "дурака"? Извините. я уже всё понял. Это, наверное, злобные жидомасонские прихвостни яро пиарили этот стереотип и внедряли его в сознание исторически доверчивого русского народа, правда?

З.Ы. предлагаю почтить трансфоримировавшуюся девушку-помощницу минутой молчания. Не дадим вытоптать Иванушку и иже с ним на перекрестке коммунистического и рыночного путей!
Выбирайся своей колеёй...
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.09 сек / 34 •