для Третьей стороны монеты
|
Тишина – голос Бога, Пустота – и есть Бог. Поглощение организма, прорастание в нём механической, железной структуры определяются как чистый бред, лишь способом героя отвлечься от происходящего, от собственных действий, их последствий и причин, стремлением сосредоточить своё внимание на чём-то другом. И слова «подсознания» (Ани): «Знаешь, Карл Маркс говорил, что для того чтобы оправдать свою жестокость, надо сделать свою жертву, своим врагом. С каждым таким превращением будет умирать что-то человеческое, и, в конце концов, тебе будет казаться, что ты один, против всего мира. Весь мир будет твоим врагом» дают понять, что вся история про механизмы спроецирована на мир для самооправдания героя. Бог отсутствует внутри него. Внутри растёт механизм. Описывается детская мечта и стремление героя не быть как все, быть уникальным, оставить свой след в истории. Но все его действия основывались лишь на отрицании, а не на поиске своего пути. Путь, который он определил для себя, увы, совсем не нов. Внутренней жизни у героя не было, судя по его оценке стоимости вещей, которые когда-то наполняли его дом. Ведь ценность вещей определяется не их стоимостью, а эмоциональной нагрузкой. Видя только внешнюю сторону жизни, герой составил стройную систему мировоззрения, постаравшись отделить себя от жизни. Его сосредоточение на себе единственном и любимом идёт органической и извращённой «красной нитью» через весь текст. Фраза «мы причиняем боль тем, кого любим» относится не к Ане, и не является штамповкой сознания. Герой любит себя и причиняет боль СЕБЕ. Вопрос: почему? Он отвечает на него: «Я слаб, чтобы противостоять механизму». То есть, герой в глубине сознания понимает, что ничего собой не представляет, ничего не может, его мечты о внешнем своём величии – прах и воображение. Запредельный же его эгоизм и гордыня и создают бредовые видения, иллюзорно подтверждая как бы происходящую борьбу и героическое сопротивление. Характерно и употребление героем ассоциации себя с Христом, мессией. Но крест у него – перевёрнутый. Ибо «спасает» он не других, а лишь себя. Герой считает, что «творит», на самом деле – убивает. Пожалуй, символ текста – Пустота. Пустые комнаты, пустые движения, пустой, истощённый организм, пустой шприц, Бог – Пустота, душевная пустота вокруг героя и его духовный Ноль. Интересна фраза: «Мы любим не людей, а никогда несуществующие образы, которые будут помнить о нас, когда мы умрём». Снова упоминание о следе, оставляемом в жизни, как и памятники, личный Монмартр, Голгофа. Но тут же встречаем рассуждения, что нет нужды в цели, а важно лишь движение. Хорошо передаётся ощущение, что герой заблудился «в трёх соснах», идёт по кругу самооправдания, спустившись до состояния полной органики и саморазрушения. В какой-то момент начинает казаться, что автор выписывает «антиНео». (Вероятно, на меня действуют несколько аналогичных «Матрице» терминов.) Практически, это гимн Эгоизму, суперконцентрированности на себе, «пупковости» высшего разряда, гипероправданию собственной реальной никчемности. Такой тип «безумия» (в вариантах) достаточно распространён в мире и автору прекрасно удалось сотворить страшную атмосферу плоского Ничто, Нигде и В Никуда. Правда, иногда крайне резкое и чрезмерное употребление «низких» слов, вызывает лишь усмешку, как и чересчур алый цвет крови в фильмах ужасов. Психологически интересно использование образа осьминога в тексте три раза... Очень понравилась финальная фраза. Сильно. Но сам финал странен. Где находится герой? В больнице, судя по запахам? Кто же это таким выспренным слогом описывает его реальность? Почему он ещё выживет, хотя, казалось, что он уже гниёт, и полностью вывел свой организм из строя? Почему вскрыли труп женщины, не позвав полицию? Реальная нереальность. Если бы вокруг пахло маслом и бензином… А так – герой снова сбежал, став пустым богом. |