Держу в руках очередной номерной альбом группы «Сплин» - «Раздвоение личности»… Саша – мастер давать своим работам названия, похожие на тайный пароль, произнеся который искушенный слуша-тель уже приводит сознание к состоянию готовности восприятия искренней васильевской поэзии. «Альтави-ста», «25 кадр», «Реверсивная хроника событий», а вот теперь – «Раздвоение личности»… По-моему, сами заглавия уже являются художественным материалом данных альбомов и наравне с песнями имеют опреде-ленный посыл. Оформление диска тяготеет к минимализму и напоминает обычный рентгеновский снимок., что в купе с названием придает клинический привкус визуальному знакомству с ним… Руки держащие пластико-вый конверт начинают ощущать некую тревожную энергию исходящую от него… И интуиция не обманыва-ет – первая же вещь с альбома («Мелькнула чья-то тень») окунает с головой в уже знакомый по предыду-щим работам омут нервных гитарных риффов. Текст песни пронизан колкими металлическими строчками, четко передающими напряжение нашего времени, опаленного огнем новостных репортажей, полного пред-чувствий и разочарований… «Мелькнула чья-то тень…» - будто призрак по стране бродит страх чего-то неведомого, но не сходящего с уст, вызывая синдром подозрительности… «Воет сирена, орет офицер…», «Центр оцеплен – город в кольце…» - образы, с детства знакомые нам по фильмам о подвигах советских разведчиков в фашистском тылу, к сожалению, становятся привычными для жителей российских мегаполи-сов. Теракты, унесшие с собой немало человеческих жизней, как, оказалось, нанесли еще и сокрушительный урон душам наших сограждан… Потаенной людской злобе всегда не хватает образа врага, для того чтобы выйти наружу… Власть же никогда не преминет воспользоваться подобной ситуацией для укрепления своей вертикали, преподнося себя подданным как единственную силу, способную взять под надежную опеку и интересы государства, и душевное равновесие его народа. Но, проходя вечером по улице, нет, да затеплится где-то под корочкой обыденного равнодушия мысль: «А не вызовет ли подозрения у ревнителей всеобщего спокойствия моя тень, упавшая невзначай под неправильным углом?» Царапнув мутное стекло сознания голой веткой зарифмованных ассоциаций, песня закончилась и на смену ей из динамика полилась напоминающая романс мелодия композиции «Скажи»… Чувства влюб-ленного человека, переполняющие сердце, в этой песне находят общие черты с рекой Невой… «Переступи черту впервые за сто лет…» - в голове всплывают рассказы гида, услышанные мной во время посещения Северной Пальмиры, о наводнениях, некогда имевших место в Петербурге, а также памятная отметка уров-ня воды, увиденная на стене одного старого здания неподалеку от Стрелки Васильевского Острова… Вот также и человеческое сердце сохраняя относительный покой гонит по сосудам теплую кровь, но вдруг вне-запно его пронзает стрела Купидона и…. Волна захлестывает гранитные набережные человеческой холод-ности и расчетливости и уже трудно скрыть проявления разбушевавшейся стихии… Вдруг лирическое настроение, созданное песней, глиняным кувшином падает и разбивается вдре-безги о напористый, почти маршевый ритм композиции «Матч»… И вновь знакомые интонации… Вполне подошло бы название «Гандбол-2»…Я редко слышал у Васильева социальные нотки в текстах… Здесь они звучат как пощечины современному обществу и за «нежеланье прощать», и за грязь, из которой не вылезает защита, собранная «по всей Средней Азии»… И за все остальное… Наступление электрогитар подхватывает песня «На счастье!»… Саша, по всей видимости, постоян-но держит руку на пульсе и следит за тенденциями западного альтернативного рока. Этот номер альбома полон почти панковской экспрессии… Текст немногословен, но таковой, вероятно, и должна быть начинка забойной гитарной «шумелки»… Психоделическая вещь «Лепесток» погружает мозг в медитативное состояние… Мантра, сочинен-ная Васильевым содержит воззвание к человеческому разуму и носит явно антивоенный характер… Слоган «Рок за мир!» - нынче звучит, как старомодное ретро… Нынешнее поколение рокеров больше увлечено из-готовлением продуктов широкого потребления, изучив конъюнктуру рынка, оседлав коней и устремившись, вслед за попсой, в погоню за «длинным» рублем… Рок-н-ролл как мировоззрение, как философия продюсе-ров не интересует… Однако в воздухе витает запах гари и «властителей душ» не может это не беспокоить… Мир снова делится по принципу «против кого дружить». Реальные противники определены, но об этом не принято говорить в интересах политкорректности. Остается только вторить строчке песни: «Скажи, что с той стороны никто не хочет войны…» Девятый номер альбома – «Маяк», как и композиция «Конец прекрасной эпохи» из «Черновиков» знакомит нас с еще одним (я так понимаю) любимым васильевским поэтом… По поводу этой песни читал нелестный отзыв в журнале «Ролинг Стоунз», дескать не дотягивает поэзия лидера группы «Сплин» до уровня звезды русско-советского футуризма, поэтому на фоне прочего материала «Маяк» набивает оскоми-ну своей высокохудожественностью… Васильев прямо-таки выступает в роли режиссера самодеятельного театра из фильма «Берегись автомобиля» с репликой: «А не взяться ли нам за Уильяма, так сказать, Шек-спира!» Нет, это вам не перепевки песен Высоцкого на центральном телевидении околотворческими персо-нажами… Мне кажется, что прекрасная лирика Маяковского была удачно дополнена, я бы даже сказал не музыкой, а звуковым фоном, а так же Сашиным голосом, в манере поэтических чтений, донесена до слуха… В песне «Пробки» слышу опять скрытую тревогу… «Вышибло все пробки в доме» - это звучит как диагноз… Музыка пульсирует порванной аортой и брызжет кровью в лицо… Лично у меня возникли па-раллели с композицией «Девятиэтажный дом» с альбома «Новые люди» - все та же попытка обратить вни-мание слушателей к трагедиям микромира, очерченного кирпичной стеной отдельной квартиры… Следующий трек – «Мама Миа» возвратил меня почему-то во времена «Альтависты», так как на-помнил «Добрых дел мастера»… Бесшабашные персонажи этих песен ищут равновесия с внутренним путем разрушения внешнего… Еще по-моему ранние «Агата Кристи» пели: «Здравствуй, Бог… Это же я пришел и почему нам не напиться? Я нашел… Это же я нашел… Это мой новый способ молиться…». А, вспомнил еще одно творение Васильева – «Звезда рок-н-ролла» с альбома «25 кадр»: «Кухня… Пьяный и голый…». В «Раздвоении личности» трек «Мама Миа» занимает предпоследнюю строчку и видимо это не случайно… Пожалуй так была вновь обозначена война, развернувшая свои кровопролитные сражения в душе лидера группы «Сплин»… Совпадение ли, что после «Мама Миа» звучит композиция «Сын»? Умиротворенная ме-лодия и полный светлых надежд текст… Не это ли разрешение всех внутренних противоречий? Я не упомянул еще несколько номеров альбома «Раздвоение личности», не желая превращать об-зорную статью в очередное творение из раздела «Многа букфф»… Альбом неоднозначный, требующий не-однократного прослушивания для сколь либо объективной оценки… Загадку, кроющуюся в названии «Раздвоение личности» я лично для себя разгадал… Подборка му-зыкального материала соответствует знаку Инь-Янь. Песни в принципе можно поделить на два мини-альбома. Одни – светлые и лиричные, другие – жесткие и динамичные… Но вместе они дают представление об авторе, как о человеке, находящемся в постоянном поиске и пытающегося примирить себя с самим со-бой… Почему-то вспомнился есенинский «Черный человек»… |