В прикладной математике есть такой раздел - теория игр. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов, а теория игр изучает оптимальные стратегии, ведущие к достижению цели в зависимости от поведения других игроков. Для антагонистических игр принципом оптимальности является принцип минимакса, состоящий в выборе игроком такой стратегии, чтобы минимизировать свой проигрыш в наименее благоприятной ситуации, то есть какую бы стратегию противник ни выбрал. Как правило, минимаксные стратегии применяются в ситуации полной неопределённости - когда каждый только за себя и неизвестно, чего ожидать от остальных. Если есть возможность объединиться с кем-то против кого-то или как-то предугадать стратегию противника, можно достичь гораздо более высоких результатов в игре. Но для этого нужны предсказуемость противников и доверие к союзникам.
Таким образом, в мире, где каждый за себя и человек человеку волк, действует суровый минимакс, который сильно ограничивает возможности всех и каждого. Каким образом человечество преодолевает это ограничение? Исторически применялись следующие подходы:
1. Родственные связи. Родственников не выбирают, но в большинстве культур было принято относиться к родственникам с особым доверием и почтением безотносительно к их человеческим качествам. Кровным родственникам принято было помогать во всех их начинаниях, а за их смерть - мстить, причём не только убийцам, но и всей их родне. Братоубийство осуждалось сильнее, чем убийство произвольного человека. Благодаря такому априори принятому уровню взаимного доверия между родственниками на каком-то этапе развития цивилизации родовые общины оказывались сильнее и достигали большего, чем те, с кем они конкурировали за выживание и доступ к ресурсам.
2. Языковая и культурная общность. Если из трёх чужих друг другу человек двое говорят и думают на одном языке, у них есть все шансы договориться против третьего. Если двое из трёх в детстве слушали одинаковый фольклор, учились на одинаковых примерах, то у них больше шансов понять друг друга, используя одинаково понимаемые образы и метафоры. Языковую и культурную общность часто путают с принадлежностью к государству, но это - не одно и то же. Государство может эксплуатировать языковую и культурную общность для своих иерархических нужд, о которых речь пойдёт ниже.
3. Общая религия. Если люди стремятся в одинаковый рай и боятся одинакового ада, то они вполне могут осуществлять совместную деятельность, не опасаясь нарушения союзниками и партнёрами всевозможных религиозных табу. Такой механизм обеспечения доверительных отношений оказался в своё время одним из наиболее эффективных, и поэтому успешно функционировал в течение многих столетий. Однако на определённом этапе развития цивилизации этот механизм утратил всеобщность, отойдя с системообразующих позиций в область истории и культуры.
4. Деньги. На данном этапе развития цивилизации являются наиболее употребимым механизмом соорганизации людей безотносительно к их родственным, этническим, религиозным и прочим принадлежностям. По сути функционируют как универсальная религия, предоставляющая набор умозрительных сущностей и ритуалов, принятых в качестве одинаково обязательных повсеместно. Вера в то, что запись в банковских базах данных делает остальных людей должными некоторому человеку некоторый объём товаров и услуг, заставляет должников производить эти товары и оказывать эти услуги - таковы современные обряды и жертвоприношения.
Экономический кризис - это в первую очередь кризис веры. Количество и качество взаимных долгов становится таким, что люди перестают верить, что они действительно всё это должны. Ритуалы начинают выполняться неохотно, и у божества портится настроение. При этом в реальном мире ничего не меняется - так же светит солнце, текут реки, растут сады - нет никаких предпосылок для ухудшения жизни. Но она ухудшается, отбрасывая людей к невозможности кооперироваться и, как следствие, всё к тому же минимаксу.
5. Принадлежность к иерархиям с длинными вертикалями. Это не совсем отдельный вид общности, так как и в управлении родовыми общинами и этносами (вплоть до государств), и в структурах сект и церквей, и в структурах финансовых корпораций все свойства иерархий проявляют себя во всей красе (см. Принцип Питера). Сюда же относятся организованные преступные группировки, различные виды аристократии, иерархии в сетевых сообществах и вообще любая возможность кого-то быть в любом смысле "главнее" кого-то другого, стимулирующая тем самым людей к вертикальной карьере.
Все перечисленные способы преодоления минимакса ущербны и существуют лишь потому, что альтернативой им всегда оказывался ещё более ущербный минимакс. В то же время цивилизация существует достаточно давно, и попытки создать более достойные альтернативы, конечно же, предпринимались не раз. Детальная классификация этих попыток будет сделана в следующей статье.
Клубная оценка: Нет оценки
Доминанта: Библиотека(Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
очень буду ждать следующей статьи. Ну, Саш, получается, что нынешний кризис в России вызван отстутствием всех этих факторов, ну, может, кроме родственного, и тот сейчас переживает не лучшие времена.
Спасибо, Надя. Неа, перечисленные факторы не есть панацея против минимакса - это временные костыли цивилизации. Примерно как рабовладение - оно тоже на нектором этапе решало какие-то задачи и способствовало прогрессу. Я на днях постараюсь дописать вторую часть, а потом подробнее поотвечаю.