Дверь скрипнула, открылась. Потянуло холодом. - Сыночек, вставай! – мама стояла у двери, смотрела на него и улыбалась. Вовка чувствовал это, хотя лежал с плотно закрытыми глазами и старательно сопел, изображая спящего. Он проснулся уже давно, хотелось пИсать, но еще сильнее не хотелось вставать, наступать голыми ногами на холодный пол, искать валенки и топать по коридору на улицу. - Вставай, вставай. Я же вижу, что ты не спишь. Вовка еще сильнее зажмурился. - У тебя ресницы прыгают. Вставай. А то автобус проспишь, – мамин голос перестал улыбаться. Ничего не поделаешь. Придется вставать. Вовка завозился, начал потягиваться. Ему очень хотелось, чтобы мама подошла к нему, стянула одеяло, погладила ноги и спину. Она так часто делала, когда улыбалась по утрам. Только тут заорал младший брат Сашка, который тоже проснулся. Мама подошла к нему. Брат сразу же прекратил реветь, вскочил в своей кроватке и что-то возбужденно залопотал на своем языке, тыча в Вовку пальцем. - Вовка, что он говорит? Брату было три года. Никто, кроме Вовки, не понимал его языка. Сашка жаловался маме, что положил под подушку целую шоколадку, а сейчас от неё осталась только половина. И что он точно знает, кто у него попёр вторую половину. - Ага. Ты б еще через месяц спохватился, куркуль! – возмущенно подумал Вовка. Сегодня была среда, а папа купил им шоколадки в пятницу на прошлой неделе. Вовка сразу же съел свою и стал поглядывать на брата. Брат развернул шоколадку, потом так же аккуратно завернул, посмотрел на Вовку, показал ему язык и спрятал шоколадку под подушку. У него там под подушкой чего только не было! Такой бережливый братик… Время от времени Вовка наводил там порядок, Сашка все равно считать не умел. Вовка долго терпел и половинку шоколадки съел только вчера. - Мама, он пИсать хочет. - А чего на тебя показывает? - Не хочет на горшок, хочет со мной на улицу, - «перевел» Вовка и злорадно посмотрел на брата. Тот всё понял и затих. На улице Вовка популярно объяснил Сашке, что шоколадку взял в долг, а долг отдаст, со временем. Брат пробовал уточнить размер долга: « ого адык» - много шоколадок! (Четыре штуки, если целыми считать, не так уж и много. Хорошо, что считать не умеет!). Вовка согласился: « Конечно, много шоколадок!» Дома Вовка быстро выпил стакан чая с молоком, закусил оладушками, оделся, схватил портфель с учебниками и побежал на автобус.
Школа находилась в райцентре, в четырех километрах от Полигона, детей туда возили на автобусе. Полигон – так назывался их поселок на месте старого артиллерийского полигона. Там была одна улица, магазин, высокие красивые сосны, круглое озеро и река Клязьма. Бывшую казарму перестроили под барак с длинным коридором. Там и получили комнату Вовкины родители. Вовка учился в первом классе с самого начала учебного года, но всё равно был «не местный». Он не ходил со своими одноклассниками в детский садик, не встречался с ними в детской больнице, не ходил воровать приборы в депо на железной дороге. Родители переехали сюда только в августе прошлого года. В сентябре Вовка пошел в школу. Маму вызвали в школу уже через месяц. Учительница смотрела на него с грустью, а говорила с мамой, много и непонятно. Вовке понравилось, что его несколько раз назвали «способным» и «несобранным». Были там еще и какие-то «проблемы с правописанием». В конце разговора учительница ласково посмотрела на Вовку и сказала, что она в него верит. Мама, видимо, не очень верила в Вовку. Она взяла в библиотеке книжку про доктора Айболита в переводе Чуковского и заставила её переписать целиком. Книжка была на 180 страниц. Вовка справился за две недели. Потом еще раз переписал. Проблем с правописанием у него больше не было.
В школе его встретил сплоченный коллектив «местных». Они знали друг друга с рождения. Вовка был один новичок на всю начальную школу. Сначала ему подставили подножку, потом опрокинули его компот, а потом порвали тетрадку. Девчонки с интересом смотрели на Вовку и отказывались садиться с ним за одну парту. Мальчишки толкали на переменах. Второго сентября Вовка первый раз подрался с одноклассником. Потом еще раз, примерно через неделю. Потом еще. Его уже просто ждали после уроков, окружали толпой и выталкивали очередного соперника. Сейчас был февраль, и Вовка передрался уже почти со всеми мальчиками первых, вторых и третьих классов. Наверное, если бы он хоть раз проиграл или сдался, от него бы отстали, но Вовка не мог проиграть. На драки валили, как на праздник, Вовку стали уважать. Соперники, даже старше его, предлагали драться не «по драке», а «по борьбе», так как видели не раз, что делает кулаками этот коренастый первоклассник. Самая ответственная драка состоялась вчера, с Мишкой Шаповаловым. Он был на голову выше и тяжелее Вовки раза в полтора. Еще бы! Гроза начальной школы – второй год в четвертом классе! Вовка сначала его душил, а тот все не сдавался, пока не получил коленом по носу. Дрались обычно до первой крови, и Мишка сказал, что хватит. Вовка встал и пошел за портфелем, а Мишка сзади прыгнул ему на спину, повалил и захватил шею «мертвым» захватом. Вовка так долго давил ему на глаз, что даже испугался – а вдруг выдавит? Мишка отвалился, сразу получил по морде, заревел и убежал. Полная победа!
Сегодня Галина Федоровна принесла в класс проектор и велела закрыть шторы. Торжественным голосом сказала, что они два (!) урока подряд будут смотреть учебный фильм. Потом ушла в учительскую, строго наказав, чтобы не шумели. Шторы опустили. Учительницы чего-то не было. К Вовке подошел Игорь – единственный одноклассник, с которым Вовка еще не подрался. Он с презрением посмотрел на Вовкину сумку и скинул её с парты. - Ты чего, самый сильный, да? – спросил Игорь и сплюнул на сумку. Вовка удивился. Он думал, что после вчерашней драки к нему так просто уже никто не полезет. - Ты чего, Игорь? - Ты вчера моего двоюродного брата избил! Его в больницу возили! Чо, самый сильный, да? Вовка молча поднялся и дал Игорю в ухо.
Драться в классе было нельзя. Обычно это правило соблюдалось. Но когда так вот плюют на сумку, приходится нарушать традиции. Игорь был такой же комплекции, как и Вовка, только чуть повыше. Он легко перенес удар, схватил учительский стул и замахнулся. Вовка отскочил в сторону. Игорь отбросил стул и обхватил Вовку руками. «По борьбе будем», - прохрипел он ему на ухо. Вовка тоже его обхватил, они покачнулись и… задели реечный стенд, который висел на стене у входа. Стенд обрушился со страшным грохотом. Драка сразу прекратилась. Оба первоклассника стояли и растерянно смотрели на сломанный стенд.
Открылась дверь, и вошла Галина Федоровна. - Кто сломал стенд? - Кто сломал стенд, я спрашиваю? – голос учительницы стал накаляться. - Если Вы сейчас же не скажете мне, кто сломал стенд, я унесу проектор, и никакого фильма мы смотреть не будем! – пригрозила она. - Вовка! Вовка сломал! Он с Игорем дрался! – завопила ябеда Настя с передней парты. - Данилов! Выйди из класса! Всем сесть и успокоиться! Сейчас будем смотреть фильм. Вовка растерянно посмотрел на Галину Федоровну. Игорь спокойно сел на свое место. - Ты чего стоишь, Данилов? Выйди из класса! Вовка давно бы уже вышел, но ему так хотелось посмотреть кино! Он стоял и молчал. - Немедленно выйди из класса! Не срывай мне урок! Вовке стало страшно. Галина Федоровна кричала на него очень громко, причем почти в упор. Он подошел к двери, потом повернулся и тихо сказал: - Вы… - Что, Данилов? Когда ты уже выйдешь? - Вы не правы! – выпалил Вовка и вышел в коридор. Вслед ему донеслось : «…и без родителей в школу не приходи!». Он стоял в коридоре, в классе шел фильм, учительница читала титры. Вовку душили слезы. Его наказали очень жестоко, да ещё и несправедливо! А еще завтра с родителями…
Он как-то сразу решил, что жить больше незачем. Вышел на улицу. На улице громко каркали вороны. По дороге проехал грузовик. Вовка посмотрел на термометр. «Ага! Минус шестнадцать! Я без пальто, без шапки. Уйду нафиг в лес, и там замерзну! А эту дуру пусть уволят». Вовке стало очень жалко себя и как-то сладко грустно. Еще стало холодно. «Ну и пусть холодно. Надо бы побыстрей замерзнуть, наверняка. Они все еще пожалеют!». Он вдруг ярко представил свои похороны, вернее, что будут говорить там учительница, ябеда Настя и вероломный Игорь. Слушая их покаянные речи, он подошел к колонке во дворе школы и стал пить оттуда ледяную воду, пока губы и горло не онемели. В это время он уже чувствовал себя покойником… пока не заболели от жуткого холода мокрые руки. Он аж заскулил от боли. Потом засунул руки в карманы курточки и быстро пошагал подальше от школы. Он долго петлял по незнакомым улицам, пока наконец не вышел к лесу. Ноги уже почти ничего не чувствовали. Сильно холодило спину. Вовка шел и слушал голоса учительницы, одноклассников, мамы. Мама ругала учительницу.
По привычке он вышел на дорогу, по которой их возили в школу и обратно. Сначала он пошел по дороге, но потом сообразил, что так его быстро поймают, свернул с насыпи в лес и пошел по колено в снегу вдоль дороги. Он уже понял, что идет домой. Ну ведь куда-то нужно идти. Всё равно жить осталось немного…Вовка где-то слышал, что перед смертью человек вспоминает всю свою жизнь. Вовка упал в сугроб, сложил руки на груди и попробовал вспомнить, что же у него было в жизни. Ничего не получалось. В голову лезли дурацкие мысли про учебники и пальто, которые он оставил в школе – кому они достанутся? Потом он стал думать про Галину Федоровну, представил, как она сейчас бегает по всей школе и ищет его. Стало жалко учительницу. Помирать расхотелось. Вовка встал, отряхнулся, как мог и пошел в сторону дороги. Он думал, что по всей дороге уже ездят машины. Ходят люди. Все ищут несчастного первоклассника. Он уже и так достаточно наказал учительницу, она ведь переживает, даже плачет, наверное. Нет, не плачет. Наверное, уже разобрались со стендом и Игоря наказали тоже, ведь он первый начал, а Вовку простили. Он сейчас выйдет из леса, его встретят охами и ахами, посадят в теплый автобус. Вовка почувствовал, как жутко он замерз – он «гулял» уже около двух часов. Жутко захотелось домой, отогреться, поплакать. Он вышел на дорогу. Ну, вот он я! Сдаюсь…
Какое там! Не было ни одной машины. К тому же начинало темнеть. Вдалеке послышался волчий вой. Вовка вспомнил, что мама рассказывала про волков, которые развелись в лесу. Говорят, они даже нападали на людей. Стало страшно. Вовка прибавил шагу и…
Учительница привезла его учебники и пальто еще засветло. Старшеклассники и учителя действительно искали Вовку на дороге, но в это время он еще бродил по улицам райцентра. Никто не мог предположить, что он пойдет домой лесом. Галина Федоровна искала его у друзей, не нашла, и у неё случилась истерика. Мама сначала кричала на неё, а потом стала успокаивать. Папа побежал собирать соседей, чтобы искать мальчика в лесу.
Вовка пришел сам, примерно через час после этого. Он был весь бело-синий, ничего не говорил и сразу полез на печку. Мама не пустила его, они вместе с учительницей раздели Вовку и опустили его руки и ноги в холодную воду, а потом все тело растерли водкой, дали ему горячего чая с малиной и медом и положили на теплую печку. Вовка ничего этого не помнил.
Он очнулся оттого, что стало больно щипать руки и ноги. Противно пахло водкой. Было тепло и очень хотелось спать. Внизу о чем-то тихо говорили мама и Галина Федоровна. Вовка не стал вслушиваться в разговор и уснул. Ему снилось лето.
Postscriptum:это - один из рассказов про Вовку-первоклассника. Почему-то считается, что люди в малом возрасте мало что понимают и только готовятся к взрослой жизни. Одна моя знакомая, учитель, называла своих учеников "маленькими дебилами". Я думаю, что это - люди. Своё детство помню достаточно отчётливо с 3,5 лет.
|