В иудаизме есть важное правило «Маасэ Авот — Симан ле Баним». Постараемся перевести его наиболее понятно. Маасэ Авот — это деяния Праотцов, имеется в виду — описания в Торе и Танахе событий и поступков из жизни Праотцов, мудрецов, вождей и Царей. Ле Баним — для сыновей, то есть для нас с вами. Слово «симан» тяжело перевести в данном контексте одним словом. Можно понять «симан» как подсказка, ключ, намек и даже инструкция. В-целом, получается следующее. Когда мы изучаем на глубинном уровне истории Танаха, мы можем увидеть параллели с нашей жизнью.
При этом происходят два процесса. Частично идет речь о уже произошедших событиях, которые вписываются в схему «маасэ Авот». И тогда мы можем интерпретировать то, что с нами уже произошло — с позиции Торы. Второй аспект — мы можем увидеть, куда развивалась история в Танахе. И использовать это как инструкцию для себя — для планирования перспектив.
Текст Танаха — это сформулированные Вс-вышним «закодированные» схемы развития духовной жизни человека и человечества.
Одной из наиболее загадочных концепций в Торе является идея Мошиаха. Она указывает нам на «финальный» этап истории евреев и человечества. Одним из ключей к ней является описание еврейских Царей.
Недавно Пинхас Полонский предложил важную концепцию (его статья — machanaim.livejournal.com/490121.html)— рассматривать Мошиахальный процесс в три стадии, согласно тому, что у нас в начале истории было три ключевых Царя — Шауль (Саул), Давид и Шломо (Соломон).
Правильный разбор историй жизни этих царей даст нам многие разгадки и поставит новые цели, связанные с современным Израилем и еврейской миссией.
Первый Царь — Шауль, был прагматиком, который больше интересовался обороной и экономикой, был не всегда «в ладах» со Вс-вышним. Тем не менее он консолидировал народ.
Фигура Шауля — является ключом к пониманию начального этапа становления Израиля. Это светский сионизм — занимающийся материальными аспектами государства и дистанцирующийся от религиозных ценностей.
Важно понимать, что его сменяет Царь Давид — что говорит о втором этапе развития. Важнейшей задачей Царя Давида было национальное возрождение. Это задача — перейти от чисто прагматических подходов — к нахождению духовного наполнения пребывания евреев в Израиле. Фигура Царя Давида — ставит нам цель построения национального государства, которое будет ценить свою близость со Вс-вышним и беречь национальный дом.
Давид был выдающимся воином, который заставил весь мир уважать сильный Израиль.
П.Полонский заметил еще одну интересный «симан». Известно, что Царь Давид был рыже-волосый. Современные поселенцы стали активно использовать оранжевый цвет (вариация рыжего) в своей символике.
Царь Давид был не только воином, но и автором Псалмов, в которых он выразил идеи близости человека и Б-га в самых разных обстоятельствах — от радостных до грустных.
Подобная связь со Вс-вышним — должна стать сутью национального возрождения.
Но самое интересное — это переход от второго этапа (который постепенно набирает силу) — к третьему, который должен стать целью существования евреев и Израиля.
Третьим Царем был Царь Шломо.
Он полностью «ушел» от военных способов решения проблем (которыми славился Давид).
Главная роль Шломо — была «универсалистская» - Израиль — для народов мира.
Царь Шломо построил Храм — в который приходили все народы мира.
История его женитьбы на дочерях царей разных стран объясняется на языке каббалы. Образ женского начала (нуква) — обозначает принятие, мужчина — давание.
На глубинном языке — женитьба Шломо на принцессах — обозначала, что Шломо стремился создать канал духовной мудрости — от евреев к элите народов мира.
Его имя Шломо — обозначает Мир. Его главное качество — мудрость.
Вс-вышний с помощью историй из Танаха указал нам направление правильного развития. Сначала мы должны перейти от чисто материальных аспектов выживания — к идее национального возрождения. Но главная миссия еврейского народа — принести всем народам мира мудрость. Такой подход установит мир между народами. И в центре такого мира — будет связь всего человечества со Вс-вышним, которую символизировал Храм в Иерусалиме, построенный Шломо.
Тогда Иерусалим — станет духовным центром всего цивилизованного мира и между евреями и народами мира установится взаимное уважение и сотрудничество. |