Я живу на окраине лета, Там, где росы на травах ясны, Где в прохладных ночных лазаретах От бессонницы лечатся сны.
Я живу на краю сновидений, Прозябаю в ненужных делах И мечтаю о теплых весенних, О ромашково-белых полях.
Я живу на окраине поля, У непаханой солнцем межи, Там, где в жухлых стеблях сухостоя На ветру мое счастье дрожит.
Я живу на окраине счастья, Где морщины не сходят с лица, Там, где ложь, обручившись со страстью, Ужилась в равнодушных сердцах.
Я живу на окраине сердца, Там, где в черной окалине высь, Где в финале земного концерта Свою партию стряпает жизнь...
АЛЕКС САНДЕРС родился в Швеции. Потомок ингерманландских финнов. Образование европейское, закончил аспирантуру по специальности "Машиноведение" в Лугано, Швейцария. Занимается поэтическими переводами с английского, немецкого, испанского, украинского, китайского, японского. Известен, как Мастер "Восточных Твёрдых Форм". Постоянный участник международных турниров "Твёрдых Форм Востока", проходящих в Японии, Швеции, США. Автор поэтических сборников: "Окраина сердец" (1996), "Далекое близкое" (1998), "Живите в мире" (1999), "Пока я искал слова" (1999), "Лилия и лотос" (2000), "Середина осени" (2001), "Крылья мотылька" (2001).
ВЕРЮ В ЧУДЕСА, КАК НАИВНЫЙ РЕБЕНОК
- АЛЕКС, какие эмоции переполняют Вас, когда берётесь за перо?
- Когда я начинаю творить, эмоции отступают на второй план. Приходят слова. Эмоции переполняют меня, когда я смотрю на мир. Я просто наслаждаюсь им. Не пытаюсь описать рассвет или закат, дождь или снег, ветер или облака, цветение садов или листопад. Не ищу слова. Они сами меня находят, когда наступает время.
- Вы - романтик?
- Неисправимый!
- Верите в чудеса?
- Как ребенок, наивный ребенок!
-Как рождаются столь прекрасные образы? К чему в этот момент стремится душа?
- Образы не рождаются. Они нас окружают каждое мгновение нашей жизни. Но не все их видят, к сожалению. А душа всегда стремится к Свету!
- Почему именно твёрдые формы? - Недостатки воспитания (улыбается). Не люблю нарушать правила. Стараюсь оставлять главное между строк, чтобы каждый читатель дорисовывал свой собственный, близкий его сердцу образ, искал свой собственный неповторимый путь. Вот слова мастера дзен Иккю Содзюна: «Много троп ведет от подножия горы, но на вершине мы все созерцаем одну и ту же яркую луну». - Алекс, что значит, «недостатки воспитания» и «не люблю нарушать правила»??? - Твердые формы потому так и назвали, что они подчинены твердым правилам. Это либо построение стиха, либо количество ударных в строке, либо, как в китайском стихе, количество иероглифов в строке. А так как я люблю всё строгое, классическое, отсюда и нежелание нарушать эти самые правила. Это и есть недостатки воспитания. - Ваше любимое время года... осень?
- Рыжая осень. Именно осенью приходит понимание того, что нельзя терять ни минуты, иначе и тебя настигнет увядание.
- Какие чувства Вас сейчас переполняют?
- За окном настоящая февральская метель, а у меня в душе майское тепло и нежность потому, что где-то далеко, под таким же снегом в Японии цветет сакура, а в Китае – мейхуа, наперекор всему, несмотря ни на что, а каждый их розовый лепесток кричит: «Любовь вечна!»
- "Крылья мотылька", "Окраина сердец" - давать имена получается легко и непринуждённо или все-таки глубоко осмысленно?
- Давать имена произведениям самое трудное. Проще поставить три звездочки. «Крылья мотылька» – легкость, нежность, непринужденность, неповторимость рисунка и красок. «Окраина сердец» - одиночество, обреченность, обида, непонимание, но несгибаемая воля, желание жить вопреки всем бедам и неудачам.
- Вы рассказывали о японской горе Фудзи, она же "госпожа Фудзи" - это всего лишь мечта или непередаваемые ощущения от встречи?
- Фудзи – это чистота и совершенство, это образ жизни, к которому стремится сердце.
- Путешествуете?..
- Постоянно в дороге…
- Вы участвуете в международных турнирах "Твердых Форм Востока". С какими трудностями приходится сталкиваться?
- С предвзятым отношением к русскоязычным авторам.
- В России поклонников твердых форм меньшее количество, чем в других странах?
- Твердые формы – очень обширное понятие. На западе они одни, на ближнем востоке другие, а на дальнем востоке (Япония, Китай, Корея) совершенно своеобразные. Поэтому однозначно говорить об этом нельзя. - В чем особенность, романтика этого жанра?
- У каждой твердой формы своя особенность и своя неповторимая романтика. Но общее, что их объединяет, это предельная концентрация чувств в пространстве каждого слова. Ничего лишнего, ничего постороннего, где у каждого слова свой запах; но только все слова вместе, расположенные определенным образом, дают тот неповторимый аромат, который чарует и манит.
- Переводите только любимых поэтов?
— Перевожу только тогда, когда или неудовлетворен другими переводами, или полным их отсутствием. Хотя, любимые авторы, конечно же, есть. В первую очередь это Басё, Бусон, Исса, Сайгё, Ли Бо, Бо Цзюй-и, а также такие виртуозы слова как, Хименес, Паунд, Лорка, Элюар, Брюсов, Эфрос, Анненский, Вячеслав Иванов.
- В каком городе живете?
- В котором нахожусь в тот или иной момент времени. Я живу не в городе, а в мире, который меня окружает.
- Планы на будущее?
- Закончить перевод антологии японских песен вака.
«СЧАСТЬЕ – КАЖДЫЙ ВЗДОХ, КАЖДЫЙ РАССВЕТ, КАЖДЫЙ НОВЫЙ ШАГ ВПЕРЕД...»
- Ваше любимое изречение, афоризм?
- «Нет ни богов, ни будд для меня, осененного грустью осени уходящей» - Масаока Сики. Наверное, многим это покажется странным, но я считаю, что каждый человек – или бог, или будда, или пророк… Просто в это тяжело поверить. Легче смириться со своей участью и кому-то поклоняться. Мертвому или живому, – какая разница? Помните одну из главных заповедей: «Не сотвори себе кумира!» У нас же кумир на кумире! А если, все же, поверить в самого себя!?
- Алекс, что цените в людях?
- Искренность, непосредственность, доброту, мудрость - одним словом внутренний Свет. Я уверен, что в каждом человеке изначально есть этот Свет. С годами он либо становится Тьмой, либо начинает ослепительно сиять. Всё зависит от внутренней силы и желания. Даже улитка достигнет вершины Фудзи, если не свернёт!
- Человеческие недостатки, которые склонны прощать?
- Недостаток ума. Как говорится в народе: «Что с дурака возьмешь?» Лет двадцать назад я был более нетерпим к людям, чем сейчас. А теперь прощаю практически всё, стараюсь найти оправдание любому недостатку. Ищу достоинства и положительные стороны в каждом конкретном человеке.
- Что цените в женщине?
- Душевную красоту, умение понять и принять. Может быть, это покажется странным, но сегодня я могу по взгляду, по голосу, по запаху, по теплу, т.е. на уровне подсознания, понять, что собой представляет та или иная женщина. К одним неудержимо тянет – с ними тепло и уютно, других я стараюсь избегать – они угнетают.
- По-вашему счастье – это...
- Каждый вздох, каждый рассвет, каждый новый шаг вперед, навстречу Свету.
- Верите в судьбу?
- Судьба – это наши поступки, наши конкретные дела. Поверьте, потусторонние силы здесь ни при чём. Каждый человек сам ставит себя в определенные рамки, за пределы которых выйти совсем не просто. Всё зависит, прежде всего, от воспитания, но… в любом правиле бывают исключения.
- А был ли у Вас соблазн другой жизни?
- Соблазн есть всегда. Раньше - больше, сейчас, практически, - нет. Вы помните, что заслужил Мастер – покой! Жизненная суета угнетает. Иногда нет сил, ни писать, ни читать, ни вообще что-то делать. Наступает тупое безразличие ко всему, что тебя окружает. Особенно угнетают большие города. Они гудят, как высоковольтные трансформаторы. Поэтому люблю одиночество и бесконечную нетронутую степь, – кажется, что всё ещё впереди.
- Ваше любимое воспоминание...
- Запах абрикосового варенья, которое кипит на стареньком керогазе. В последней моей книге «Середина осени» об этом было написано стихотворение «Семь слонов…»
- С Вами случались чудеса?
- Вся моя жизнь – это чудо! |