«Космополис архаики»
«Космополис архаики» – итоговое литературное произведение русского поэта Якова Есепкина. Хотя многие современные критики и литературоведы полагают книгу выдающимся художественным явлением, фигура автора до сих пор остается загадкой. Писатель не дает интервью, его жизнь окутана тайной. Известно о переписке Есепкина с Н. Берберовой, Арс. Тарковским, И. Бродским, Ириной Одоевцевой, Ю. Кузнецовым, иными деятелями русской культуры СССР и Зарубежья, относящейся к периоду самиздатовской славы сборников стихотворений «Готика в подземке» и «Классика». Юный андеграундный гений сделался кумиром поколения восьмидесятых-девяностых. На рубеже веков Есепкин исчез из поля зрения литературной и художественной общественности. Между тем в самиздате России, Германии, Франции, США появились его книги «Палисандрия и Адонис», «Марс», «Перстень», «Барокко андеграунда», «Народная потусторонняя жизнь», «Пир Алекто», «Фессалоникские оратории», «Декаданс для N», «Порфировый шёлк», «На смерть Цины», «Антикварные пировые Вифании». Имя Якова Есепкина всегда было культовым знаменем андеграунда. Его сочинения официально не издавались, «Космополис архаики» постигла та же участь. Опубликование книги в Интернете стало не только российской, но и мировой арт-сенсацией. Со времени издания «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына художественный мир не испытывал подобного эстетического шока. «Космополис архаики» мгновенно распространился в Москве и Петербурге и буквально взорвал современную литературную ситуацию. «Эпитафией деспотии» называют поэтический эпос её пассионарные фигуранты, нонконформистская критика расценивает «Космополис архаики» как бессмертный памятник эпохи упадка, экзистенциальный феномен духовной литературы (учитываются компоненты соборного звучания, сакральной литургики, постбиблейской транспарентности). Вот одна цитата: «Величественное эпико-лирическое произведение «Космополис архаики» становится символической эмблемой «русского века» и его литературным Эверестом». Участники многочисленных форумов считают, что «Космополис архаики» возвратил русской литературе мировой статус. В путешествие по загробному миру вместе с автором отправились уже сотни тысяч читателей. Яков Есепкин повернул вспять течение отечественной словесности, создал скорбный и торжественный тезаурус, его нарочито архаическая лексика соответствует трагическому содержанию книги, повествующей о народной потусторонней жизни с дантовской реалистичностью. Действие переносится из эпохи в эпоху, нет времени, есть лишь ирреальное пространство, утверждает автор, доводя степень трагичности до древнегреческого канона. Русская литература обрела мировую вершину. Элитарии от изящной словесности последние десятилетия ожидали некоего чуда, явления литературного мессии. Колокол прозвонил. Удивительная для нашего времени художническая пассионарность сочинителя определяется пугающей знаковостью античного по мощи письма. Мистика во всём. Как и откуда могло возникнуть это глобальное тяжеловесное полотно, тем паче на фоне легкословных каверов Пелевина, Сорокина и К˚. История изобилует примерами глухоты современников к гениальным безумцам. Но чудо уже с нами: человечеству навеян «сон золотой». Первая сравнительная параллель – с Данте. «Космополис архаики» столь же полифоничен, имеет ряд внутренних констант. Хотя по объёму он несколько превосходит «Божественную комедию», автору удалось избежать повторов, здесь едва не каждое слово на вес золота. Вероятно, книгу эту будут оценивать грядущие поколения, нам вряд ли стоит стремиться к разгадке феноменальности «Космополиса архаики», слишком велик соблазн упрощения либо остранения (Шкловский) космополисного бездонного пространства, открывающегося по вторичном и последующих прочтениях. Автор привёл пушкинскую ямбическую рать к солнцу Аустерлица, а на солнечных берегах реки Леты образовались гигантские трагические «гравиры». Пророков мрачность есть единственно возможное условие их явления, данная теза Гёте подтвердилась опытом Есепкина. Интернет-ресурсы |