http://alv.me/?p=114Идея этой заметки возникла в процессе обсуждения на форуме POSIX.ru темы О православии Она, как это обычно бывает, быстро вышла за рамки, намеченные топикстартером, и превратилась в обсуждение проблем религии и атеизма вообще. Возник вопрос и о деизме — вера это или безверие? Разумеется, не обошлось и без коммунизма, не к ночи будь помянут, что заставило вспомнить и другую тему, на более ином форуме — Религия ли коммунизм?
Сразу для определённости надо сказать, что авторы настоящей заметки — атеисты. Более того, они – антиклерикалы, и не приемлют религиозную инфраструктуру в любых её проявлениях. Тем не менее, они не ставят своей целью задеть чувства верующих любой конфессии. И сочинили эту заметку исключительно потому, что в наши дни чувства атеистов задеваются гораздо чаще, чем в самые-рассамые советские времена задевались чувства верующих. Более того, происходит откровенное, хотя внешне и не бросающееся в глаза, навязывание атеистам если не исповедания веры, то религиозной обрядности. Мы полагаем это неприемлемым, и, как показывают обсуждения, не одиноки в этом, причём наше мнение разделяется не только атеистами, но и верующими.
Для начала попробуем определиться с терминологией. Под верой (или теизмом) мы понимаем веру в Бога или богов — в отличие от последователей монотеистических религий, мы не видим принципиальной разницы между верой в единого (а тем более триединого) Бога и верой в богов Олимпа или Асгарда. Атеисты же, напротив, — те, кто в гипотезе Бога не нуждается, как сказал в своё время Лаплас, излагая свою космогоническую концепцию. К атеизму в широком смысле примыкают агностики, к теизму — деисты.
Как в теизме, так и в атеизме можно выделить два направления — конфессиональное, организованное в рамках некоей инфраструктуры (то, что обычно и называют собственно религией), и внеконфессиональное, таковую отрицающее. К конфессиональной вере будем применять именование конкретной конфессии, например, христианство вообще или православие в частности. Внеконфессиональная вера — это деизм, то есть признание существования Бога при отрицании какой-либо религиозной иерархии. Собственно атеизм в узком смысле слова — внеконфессионален по определению. Атеизм в рамках конфессии превращается в коммунизм, атеистический буддизм (некоторые направления Хинаяны), шаманизм, и так далее — атеистических конфессий в истории было не намного меньше, нежели теистических.
Сейчас атеизм у многих прочно ассоциируется с большевизмом и коммунистической идеологией, иными словами — марксизмом. Но это абсолютно неправильно. Атеизм не имеет прямого отношения ни к Марксу с Энгельсом, ни, тем более, к большевикам с Дедушкой Лениным во главе. Напротив, коммунистов и атеистами-то назвать нельзя в полной мере. Как было отмечено Андреем Кротковым в указанном обсуждении, атеистичность коммунизма — явление сугубо временное.
Времени не хватило большевизму для того, чтобы развиться в полноценную религию. Но все зачатки есть. Только ленивый не находил аналогии между Триединой Задачей Построения Коммунизма и Триединством Отца, Сына и Святаго Духа. И тот и другой постулат можно понять только достигнув высшей стадии духовного просветления. И мы лично знаем людей, которым это удавалось. Самое удивительное, что это одни и те же люди.
Видимо, стоит только просветлиться в достаточной мере, как наступает легкость, дающая возможность постигать любые вещи, недоступные пониманию обычных суетных людей. И у Христиан и у Коммунистов есть идея светлого будущего, ради которого нужно (или желательно) принести в жертву бренное настоящее. И там и там есть пророки и святыни. Сложись бы обстоятельства по-другому, и вместо Дедушки Ленина, отдававшего всё лучшее детям, появился бы Дедушка Ленин, который ходил по воде, исцелял больных, оживлял мёртвых и кормил голодных. И коммунисты ему бы молились.
Собственно, Дедушка Ленин и обещал накормить голодных — в светлом будущем, в отдалённой перспективе. А товарищ Сталин вместе с группой товарищей пошёл дальше — и стал оживлять мёртвых. Начав с самого Дедушки Ленина, объявив его Вечно Живым. Примеряли на роль Вечно Живого и Товарища Сталина — но этот вопрос оказался спорным, и послужил причиной раскола на коммунистов-антисталинистов и коммунистов-сталинистов.
Нет, большевизм - это не атеизм, это религия, и он имел все атрибуты развитой религиозной инфраструктуры:
* пророков-провозвестников, в лице Маркса и Энгельса
* святых — усопших Великих Вождей, напоминающих также, вплоть до деталей обожествлённых фараонов;
* апостолов — вождей рангом поменьше;
* молитвенную практику — виде партсобраний для воцерковленных коммунистов и политинформаций для широких народных масс.
Вера в загробное воздаяние расщепилась на вполне земное светлое будущее всего человечества, правда, в отдалённой перспективе, и вполне земные кары за нарушение партийных заповедей. Правда, в отличие от большинства теистических направлений, светлое будущее было достижимо и в настоящем — для этого достаточно было быть причисленным к лику равноапостольных вождей, но об этом подробнее говорится в другой заметке .
Именно вследствие своей религиозной природы коммунизм был так нетерпим к более старой религии, именно поэтому боролся с ней. Хотя далеко не со всякой — а в первую очередь с титульной религией первой в мире страны победившего социализма, и с конфессиями стран капиталистического окружения. В то же время идя на компромиссы с религиями стран — вероятных союзников в борьбе против последних, в первую очередь с исламом. Вплоть до признания ислама, в частности, течения карматов с их Красным знаменем, прямым предшественником коммунизма.
Отметим, что под красным знаменем выступал и Бабек в восстании против Халифата — хотя он-то был скорее маздакитом. Правда, и к маздакизму было особое отношение. Не случайно в 60-е годы Морис Симашко написал роман «Маздак», персонаж-эпоним которого напрямую списан с Дедушки Ленина, вплоть до портретного сходства. И получился он у автора таким же добрым и ласковым… А в другом персонаже, Тахамтане («Железнотелый» — прозвище эпического Рустама древнеиранских преданий, донесённых до нас Фирдоуси в его «Шах-намэ»). И вообще, как отметил один дед в цикле рассказов Георгия Фёдорова «Дневная поверхность», прослушав оперу «Иван Сусанин»:
Сейчас много таких находят, которые ещё в старину за Советскую власть стояли…
Тем не менее, временами коммунизм и с православием уживался вполне мирно, и, возможно, со временем эти две религии объединились бы. К этому и шло дело семимильными шагами в годы так называемого застоя, когда коммунизм начал взывать к христианским ценностям, а парторги различных рангов, не особенно стесняясь, крестили своих детей. Итог такого развития событий блестяще смоделирован Владимиром Войновичем в памфлете «Москва 2042».
Поэтому ничего удивительного, что как только позиции коммунистов ослабли… точнее, они не ослабли, сами коммунисты в лице своих вождей отошли от коммунистической идеологии, променяв служебные «Волги» на личные «Мерседесы», светлое будущее — на чечевичную похлёбку валютных счетов, а идею интернационального братства — на великодержавный патриотизм с отчетливым националистическим оттенком.
Так вот, как только это случилось, люди кинулись искать другую веру и нашли с удивительной лёгкостью. Причём, как уже было отмечено выше, это были те же самые люди.
Большевики не создали класс атеистов и не могли создать. Атеистов в принципе не может быть много. К атеизму нельзя прийти - это так же сложно, как вытащить себя за волосы из болота. Атеистом нужно родиться. Хотя, думается, что этого недостаточно: чтобы стать атеистом, как сказали братья Стругацкие устами своего героя, Максима Камерера,
…надо самому пройти через сумерки морали, чтобы понять наконец, и даже не просто понять, а вплавить в мировоззрение…
мысль об отсутствии необходимости в гипотезе Бога. Хотя тех, кто атеистом рождён не был, эти «сумерки морали» как раз к Богу обычно и приводят.
Для атеистов же после этого все рассуждения о Боге, христианских (и тем более специальных православных) ценностях просто теряют смысл. Как для пользователя Linux’а теряет смысл обсуждение несравненных достоинств Windows XP или Vista.
Предвидя возражения верующих пользователей Linux’а (собственно, и прозвучавших на указанном форуме), добавим, что ничего обидного для них эта аналогия не содержит. Просто пропаганда Linux’а столь же бессмысленна, как и пропаганда атеизма или любой веры: как к Богу или атеизму, люди приходят в мир FOSS сами. Что же до Windows — в этом мире можно легко усмотреть элементы как теистической идеологии, так и религиозной инфраструктуры. Но, впрочем, это совсем другая история, частично затронутая в старой заметке одного из авторов.
Алиса Деева, Алексей Федорчук
http://alv.me/?p=114