|
|
|
|
Flame
Автор | Тема: О смысле рифмы Добавлено: 12 11 2008 13:52:40 |
Цитата из одного моего отзыва к стихотворению:
Стихосложение - это такой способ разговора с миром. В стихах есть строчки, которые появились из-за внутреннего состояния автора - это как бы его вопрос миру. И есть парные им рифмующиеся строчки, которые появились из перебора автором разных рифм в поисках наиболее подходящей по смыслу, в них уже гораздо меньше авторского произвола, это - как бы ответ мира автору на его вопросы и настроения.
Один из секретов хороших стихов заключается в том, чтобы строчки, добавленные в стихи "для рифмы" оказывались интереснее, ярче, свежее и необычнее, чем первые строчки, добавленные "по смыслу". Чтобы в стихах был виден ещё и ответ мира, а не только вопрос автора, который, как правило, совпадает с уже много раз заданными аналогичными вопросами других авторов.
|
Мария Гринберг | 12-11-2008 15:09 #1 | Автор Группа: Passive | И снова и снова на любовь мир отвечает кровью - и не поспоришь...
| Просто | 12-11-2008 15:09 #2 | Автор Группа: Passive | Хотел написать отзыв, но понял, что ничего не понял :)
| Flame | 12-11-2008 15:49 #3 | Автор Группа: User | Лёня, ну вот например, маюсь я головой. И поэтому начинаю сочинять частушку:
Как у нашего поэта Голова из трёх частей
это я сам от фонаря написал. А теперь нужны рифмы. Вариантов не так много - несколько десятков. Это как бросание кубика - игра с языком, со словом. Выбираю такие:
Мозга с мыслями "про это" И голодных челюстей.
Вот я и сформулировал свою озабоченность :))
Мой пост - о том, что в каждой рифме есть две половинки. Одно слово - произвольное, от автора. И второе - выбранное из вариантов, предложенных миром, языком. Именно поэтому так слабы глагольные рифмы - в них нет ответа, один лишь авторский произвол.
| Кицунэ Ли | 12-11-2008 17:53 #4 | Автор Группа: Passive | ... или просто слабый ответ, отголосок ответа :) Дети так рифмуют тоже, а ведь не скажешь, что мир им не отвечает.
Но сама мысль мне очень нравится! И то, как ты ее выражаешь, - тоже.
Любить людей трудно, а не любить - страшно (с) Flame. | írói álnév | 13-11-2008 06:49 #5 | Фенек Группа: Passive | о-о!
ну ты даёшь!
Живите в доме – и не рухнет дом. © Арсений Тарковский | Flame | 13-11-2008 12:17 #6 | Автор Группа: User | Есть предельная форма этой игры, когда автор просит мир сказать всё! Игра это называется "монорим". Вот мой эксперимент на тему "как устроен мир": Монорим об устройстве мира
Мир состоит из нескольких частей - Из временно-пространственных костей, Желудочно-кишечных полостей И редко устающих челюстей.
Из правильных прямых и плоскостей Для средних и высоких скоростей, Из живописных гор и пропастей И просто заурядных областей.
Ещё из негодяев всех мастей, Из жадных и завистливых горстей, Из производств по выпуску сластей, Которым не хватает мощностей.
Из бешено ревущих лопастей Правительственных авиачастей, Спасающих достоинство властей По поводу мятежных волостей.
Из разных артефактов и снастей - Верблюжьих тонких Борхеса кистей, Традиций, трупов, тряпок и тростей, Что спрятаны в руинах крепостей.
Еретиков, распятых на кресте, Седых коней, почивших в борозде, Возвышенных и низменных страстей, E.g. "Светить - и никаких гвоздей!"
Из грамотных стихов и повестей, Из тех, кто предложил хлеб-соль-постель, Из уходящих вовремя гостей И из других хороших новостей.
Но это - достаточно грубый вариант игры, "в лоб". Можно тоньше. Например, в стихотворении "Она танцевала" эта строчка является рефреном, к которой каждый раз идёт разная рифма. Получается: Среди карнавала Но яростным шквалом Укрылись в подвалы Вращая штурвалом Круги и овалы У кромки провала - тот же монорим, но менее назойливый. Потому что в том стихо более чем одна игра, и это тоже важно для стихов - делать ими более, чем что-то одно. | Кицунэ Ли | 13-11-2008 12:49 #7 | Автор Группа: Passive | *завороженно уставилась на моноримные строчки*
Любить людей трудно, а не любить - страшно (с) Flame. | screamer | 13-11-2008 17:53 #8 | Автор Группа: Passive | часть правды есть, конечно. а если оно всё сразу приходит, не запрос-ответ, а вывод?
| Flame | 14-11-2008 07:46 #9 | Автор Группа: User | Обе половинки рифмы сразу приходят? Я попробовал вспомнить, бывало ли у меня так - почти никогда. И вообще первая приходящая в голову рифма обычно истёрта до дыр - любовь-кровь, розы-морозы, шины-машины, кошка-немножко, уши-слушать, сердце-дверца, спёрло-горло... Эти да, приходят парами. Но это, конечно, не ответ, это - унылая пустота.
А бывает (очень редко), что наоборот наткнёшься на удивительную пару, которая вся - целиком ответ, подсказка о чём-то новом - и из неё всё остальное вырастает. Но такое бывает очень редко.
|
|
|
|