Написала отчет о Германии. По заказу лицея. Прошу помощь мне отцензурить чуть-чуть. Может стоит что-то добавить, а что-то убрать или дописать. В общем, обращаюсь к вам, люди.
Пролог.
Прошло почти два месяца со дня моего возвращения из Германии. С самого начала я как-то не очень осознавала свой отъезд, даже когда была назначена точная дата и время, даже когда были собраны вещи. Первое, что получила я от этой поездки – это последняя неделя в Москве. Редко удается за такой короткий срок встретиться с особо дорогими мне людьми. Все они спрашивали, боюсь ли я. А боязни никакой и не было с самого начала до конца. Единственное, что вызывало волнение – это самостоятельная дорога от Берлина до места проживания, а ехать надо было далеко. Уезжать в никуда я не боялась, потому что мне просто хотелось уехать, а в Германии я уже точно знала дату своего возвращения.
Начало.
В Берлине меня успокоили, ехать надо было на поезде с большой группой подобных мне школьников. Один час в поезде на Шверин прошел быстро, но за этот час я успела сродниться со всеми попутчиками. Большинство, как и я, не знали семью, к которой едут. Грустные улыбки, пожелания удачи, осознания того, что с этими людьми я врятли когда-нибудь еще встречусь, (половина были не из Москвы). Поезд останавливается. Моя станция. Я медленно выхожу. Стараюсь сделать веселое лицо. Вытаскиваю громадный чемодан из поезда. Встаю, разворачиваюсь,… и мое лицо оказывается в сантиметре от знака «STOP». От этого стало веселее, хотя двери поезда уже закрылись, и пути назад не было. На станции меня уже ждала семья и, хотя они не были похожи на богатых и заботливых немцев, я была рада и этому. Вопрос со школой еще не был решен, поэтому на следующий день (это был понедельник) мне не пришлось учиться. В школу я пошла только в пятницу. С первых дней я вела дневник, чего обычно не делаю, чтобы запомнить все основные моменты, поразившие меня в чужой стране. 26 апреля 8.55. Среда. День 4. Уже начинаю понимать, не только когда говорят по слогам простыми словами. Только нельзя резко менять темы разговора. Тогда я переспрашиваю из-за того, что не уверена в том, о чем меня спросили. Начинаю говорить почти не задумываясь. Раньше, чтобы что-то произнести приходилось долго себя уговаривать. <...> Вчера друг «отца» сказал, что его отец шел до Москвы пешком. Был ли он фашистом? Тогда почему так гордится? И еще, что в России столько бедных из-за капитализма. Я была в ауте. Чтобы скрасить мое времяпровождения и за одно подтянуть немецкий мне выдали книги. Правда в этом доме кроме «Гарри Поттера» ничего я не нашла. В общем, 6 книг «Поттера» были прочитаны за 3 недели, при условии, что 2 из них я ходила в школу, и еще, чтобы не забыть язык читала ЖЗЛ «Амундсен».
Школа.
28 апреля 16.12 Пятница. День 6. Первый день в школе. Поначалу меня никто не замечал. (на первых уроках сидели несколько классов). Правда, потом, когда меня официально представили, отбою не было. Парни пригласили меня поиграть в карты. <...> Иногда появляется ощущение, будто все люди вокруг меня говорят по-русски. Своим голосом! Хотя, конечно же, это мой перевод. Могу понимать одновременно и английский и немецкий, но, когда начинаю говорить… говорю одновременно и по-английски и по-немецки. Через слово. Живу вне времени. Не знаю, какое число, а если и знаю, то не верю. Да и вообще, еще не осознаю, что я здесь. Со школой было все намного проще, чем казалось. Ездила я с одноклассницей, что жила в той же деревне, что и я. В классе все знали о моем приезде, поэтому были внимательны и заботливы, да и учителя старались помогать. Про школу вообще надо писать отдельно и про каждый предмет. Со всеми особенностями, достоинствами и недостатками.
Математика. Отсутствовало разделение на алгебру и геометрию. Почти все теоремы приводились без доказательств. Что касалось программы, то, учась в 9ом классе, мы начали с иррациональных уравнений. Было видно, что квадратные уравнения были пройдены на прошлом, в лучшем случае позапрошлом уроке. Причем не важно, что знаменатель первой дроби 10х+5, а второй 2x+1, общий знаменатель все равно будет (10х+5)(2х+1). Решив за 15 минут норму на 2 урока, я позвала учительницу, чтобы она проверила. Фрау Бениш была конечно уверена, что у меня какой-то вопрос. Услышав «я все», она уверенно сказала: «Это невозможно» - и погрозилась проверить. Класс ахнул. А она, глядя на исписанные страницы спросила, что у математике. «Четыре» - скромно, даже чуть-чуть виновато, говорю я. Лица немцев вытянулись от удивления. «Четыре, то есть по нашему два?» - спросила учительница. Кто не знает, у немцев высшая оценка 1, низшая – 6. Я кивнула, но удивление, хоть и уменьшилось, не исчезло с лиц моих новых одноклассников. После мы стали проходить уравнения с корнями. Что важно отметить, неравенства они не признают ни в каком виде, следовательно, область определения оставалась без внимания. Зато обязательным пунктом была проверка подстановкой корней. Даже если решают пример вида √f(x)=-8 они возводят обе части в квадрат, находят корни, а по том при подстановке находят, что решений нет… или не находят. Далее мы проходили функции вида y=x^n, а после логарифмы (на соответствующем уровне). Словом весь мой конспект состоит из приколов, записанных мною на уроках. Все записи, над которыми даже ученики обычной школы посмеются. Я писала все это не для себя, а для лицеистов, поэтому все, кому интересно – обращайтесь. Могу пообещать, что скучно не будет. Чего стоит запись, про то, что УЧИТЕЛЬНИЦА построила график у=х по ЧЕТЫРЕМ точкам.
Спорт. В общем, обычная физкультура. Обычная ли? Я, например, первый раз в жизни сыграла в гандбол. В смысле по-настоящему. А так же прыжки в длину, метания ядра и «медицинского» мяча, сто метров с низкого старта.
Немецкий. Сначала я долго пыталась понять, какому предмету соответствует их немецкий у нас. Точного ответа у меня не то сих пор. Сначала мы проходили, по каким признакам можно написать характеристику героя. Потом мы писали характеристику на героев какого-то детективного романа, потом один урок проходили любовный роман и писали к нему продолжение. После проходили виды тривиальной литературы. Когда нам делали замены, мы смотрели фильмы. Был выбор «Пролетая над гнездом кукушки» и «Американская история». Большинством голосов выбрали последний. Кто не смотрел, могу пересказать. Фильм про американского нациста (тот, что не любит негров) и его брата Дени…. В общем, это тоже для тех, кто интересуется. Последние уроки мы проходили профессии. Кем мы хотим стать и что для этого мы делаем или будем делать сейчас. Вполне серьезная тема, но и она принесла мне несколько веселых минут после того, как мой одноклассник Марсель сказал, что он хочет стать программистом, для этого он будет учить языки С и С++! Скажем, что это был один из лучших учеников того класса.
Информатика. Первое задание было: за 10 уроков сделать доклад на любую тему. Вы спросите, при чем здесь информатика? А при том ,что сделать надо в Ворде. А после мы делали проекты на ту же тему в Power Point. Среди выбранных тем были про 50 Cent и Eminemа.
История. Все время, проведенное в Германии, я ходила в школу. Летние каникулы там начались 7ого июля. Все это время мы проходили… Гитлера в 1933 году. Одним из домашних заданий было написать от первого лица биографию Гитлерюгенда. При этом отношение к Гитлеру все-таки отрицательное.
Английский. Учительницей английского была наша классная руководительница, поэтому часть уроков проходила в дискуссиях о выборе профиля для 10ого класса и того, что мы не должны обижать химичку. Остальные уроки я пыталась переводить с немецкого на английский и обратно, хотя были задания, которые я выполняла без особого труда. Понять меня могут только люди, которые знают, по меньшей мере, два языка из одной языковой группы на нормальном уровне. Остальные могут примерно представить на основании того, что слово «писать», по-английски (write) я вспоминала около двадцати минут. Мне потом подсказали.
9мая. День, который я перенесла хуже всего – 9 мая. Это был обычный учебный день. Самый-самый обычный. Тяжело было думать, что где-то далеко, дома, в России это самый большой праздник. Было горько и обидно, что в Германии никто, за очень редким исключением, не знает, что празднуют русские, что я не могу праздновать с ними. Что я не могу встать пораньше, чтобы успеть посмотреть фильмы о войне, которые показывают рано утром, а потом встать и пойти куда-нибудь в центр города к Кремлевской стене или в Парк Победы, поздравляя всех ветеранов. В тот день мне, наконец, поставили вместо французского немецкий с 5ым классом. Я представилась классу, они просили рассказать о России. Я рассказала, что в этот день в России большой праздник. Учительница Фрау Клаус знала, что это за праздник, поэтому перебила меня и спросила класс: «Что сегодня празднуют русские?» Среди вариантов ответов были даже рождество и пасха. Могу утешить лишь тем, что учительница потом извинилась передо мной и сказала, что очень жаль, что немецкие дети этого не знают.
Перелом. Перелом случился в последних числах мая. Жизнь стала интереснее. Я познакомилась с «кузенами», которые после забирали меня на выходные. А до этого меня бесила каждая свободная минута, которую можно было потратить на прочтение очередной неинтересной книги или на гитару и синтез, которые мне привезли в первый же день. Еще никогда я не уделяла столько времени на музыкальные инструменты. Оказалось полезным. Каждые выходные у «кузенов» был какой-то праздник. Меня взяли на семейный сбор, на пикник с палатками на 4 дня, где все с упоением слушали рассказы о России, ее истории. Взрослые с удовольствием слушали про политику, дети про школу. Меня представляли всем знакомым и малознакомым людям, которые так же внимательно слушали мои рассказы. Я и подумать не могла, что знаю СТОЛЬКО. Словом, теперь Россия для них – это не только революция, большевики, Сталин и Горбачев. И, может быть, теперь они чуть-чуть подумают, прежде чем сказать, что Россия – типичная страна Востока, не имеющая ничего общего с Европой.
Отъезд. С каждой секундой приближалась дата моего возвращения на Родину. Последние недели в Германии дались мне как-то тяжело. В сто раз тяжелее первой недели. Девять недель не видя ни одного русского…. При этом я уже знала, кто и что ждет меня в Москве, куда я пойду в первую очередь и что скажу, когда приеду. Я безумно соскучилась, нет, не по родителям, даже не по друзьям, а по России, и хотя перед отъездом мне подарили много подарков на память и сказали много хорошего, что даже жалко стало уезжать, ничто не могло меня удержать. Пятого июля «кузина» проводила меня в аэропорт и в 10.30 по местному времения была уже по дороге домой.
Что это дало? 1)Начала больше понимать, что значит для меня Родина, и почему русский язык называют великим могучим. 2)Уверенность в себе, что и одна я что-то могу. И этого чего-то очень много. 3)Поняла, что наше образование – самое-самое.
|