Наступил день собеседования. Около кабинета толпился народ. Все о чем-то живо дискутировали: кто-то листал книги, кто-то штудировал свои записи в тетрадях. Почему-то показалось, что я ничтожно мало прочитал книг в своей жизни. А сколько было свободного времени, когда ничего не хотелось делать. Да сколько же драгоценных часов потрачено впустую. Дверь отворилась – в проеме показалась счастливое, но бледное лицо с каким-то бессмысленным взглядом. «Ну вот, повезло», - подумал я. Скрестив холодеющие пальцы, я вошел в помещение. За двумя сдвинутыми столами сидели экзаменаторы. Тот, что сидел ближе к двери в сером по-солдатски аккуратном костюме был похож на Карла Маркса, только без бороды, зато с густейшими седыми бровями. Он строго смотрел на меня через линзы маленьких очков. Рядом с ним, потирая виски, сидела женщина в белой блузке. Ее лениво блуждающий взгляд выражал какое-то усталое презрение. Даже крахмально-белый воротничок ее блузки всеми своими кружевами выражал утомленное равнодушие. Ну, а третий преподаватель – мужчина тридцати лет – вообще никак меня не встретил. Он в это время рылся в бумагах и почесывал рано полысевший затылок, утопая в солнечных июньских лучах. Муха, жужжавшая между стеклами двойной рамы, с остервенением билась о прозрачную преграду. «И как они туда попадают? – подумалось мне. – Помню, как в школе две пчелы так же между стекол умирали. Долго умирали – весь урок алгебры и чуть-чуть следующей за ней геометрии. И всю перемену, получается…» Муха тем временем стала бешено выписывать виражи. Видимо, ей в этой атмосфере было так же невыносимо, как и мне. - Здравствуйте, - проявил я вежливость. - Присаживайтесь, - указал мне место тот, кто был похож на Карла Маркса без бороды, совершенно забыв поздороваться. «Ладно, - отметил я для себя, - не поздоровался, ну и пусть, лишь бы много вопросов не задавал» Усевшись на неудобный стул, я взглянул на Маркса и увидел свое двойное отражение в стеклах его очков. Потом снова посмотрел на женщину в белой блузке - она сонно уставилась на мученицу-муху. Я попытался ей улыбнуться, но непослушное лицо выдало, видимо, лишь страшную гримасу. Женщина удивленно отвернулась. - Итак, молодой человек, - обратился ко мне Маркс, - расскажите по какой причине вы решили поступить в наш институт? Так сказать, всецело связать свою жизнь с литературой? - Ну-у…, - затянул я и тут же задумался: «И правда, по какой причине, что ему сказать-то!?» - Позвольте, - решительно попросил я, - может этот вопрос, мы отложим на потом, так сказать напоследок. - Хорошо. – Мужчина кивнул головой. Я вытер вспотевшие ладони о джинсы. - Тогда ответьте мне вот на что, - произнес он медленно, смакуя каждое слово. У него, наверное, в этот момент стала выделяться слюна, - я предлагаю своеобразный издательский проект. Если бы вы составляли личную библиотеку, то какие бы авторы в нее вошли и почему? «Почему? – эхом пронеслось в моей голове. – Вот это вопрос, риторический, скажу я вам. Интересно, что он хочет услышать: какие должны книги быть у каждого или какие мне действительно нравятся? Ладно, буду перечислять все, а там глядишь, им надоест слушать и, они меня отпустят». - Ну, так что, будете отвечать? - Гоголь, - выпалил я, - Николай Васильевич. - Так, - протянул мужчина. Женщина в белой блузке , сонно взглянув на меня, хмыкнула. - Интересно-интерсно, - отвлекся от бумаг третий, тот, что утопал в солнечных лучах. - Ух, - вздохнул я, переводя дух. – Когда я, еще лет в двенадцать прочитал «Миргород», то полюбил Гоголя всей душой. «Мертвые души» – бесспорно, колоссальнейшее произведение… Лица комиссии поскучнели. «Не нравится, - отметил я про себя, - а мне самому не нравится. Не Гоголь конечно, а ощущение зыбкой почвы. Не знаешь куда ступить, в какую сторону идти». Третий экзаменатор снова стал листать бумаги. Женщина в белой блузке с кружевным воротничком опять отвернулась. Я продолжил: - Конечно же, в свою библиотеку я взял бы Ивана Сергеевича Тургенева. - Почему же? - Потому что без него вообще никакой библиотеки не получится, - обозлился я. Мучитель улыбнулся. - Молодой человек, я уже битых три часа слушаю про Гоголя, Тургенева, Чехова и Толстого, о том, что они «великие русские писатели», об их «существенном вкладе в мировую литературу» и прочие штампы. Скажите, неужели вам действительно ничего не нравится по-настоящему? «Так вот, что тебе нужно, черт безбородый, так бы сразу и сказал. Ну, держись» - Нравится, конечно. «Тихий Дон»… Рано полысевший, утопающий в солнечных лучах что-то быстро писал, но тут впервые внимательно оглядел меня. «Привет» – подумал я. Муха – и та перестала биться о стекло и засеменила ножками по его пыльной глади. - Так-так-так, - подгонял меня Маркс, - уже лучше. «Еще бы не лучше» - И почему же? – проснулась в белой блузке. - Описания просто великолепны. Я когда читал – просто уходил туда – к Дону, к казакам… Одним словом, это потрясающе. - Продолжайте в том же духе, пожалуйста. - «Мастер и Маргарита» Булгакова – моя настольная книга. Перечитываю регулярно. Особенно части романа Мастера. «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалеристской походкой…» и так далее – знаю наизусть. - Ну, наизусть вас никто не просит пересказывать. В общем, тут вам тоже описания нравятся, не так ли? – протирая очки, с ехидцей спросил безбородый Карл. - Скорее красота повествования. А у Шолохова не только описания, конечно. Просто вы меня торопите. - Никто вас не торопит. Нужно немного четче и определеннее выражать свои мысли. - А здесь мыслей не много – здесь скорее чувства. Это выразить намного тяжелее. - Давайте не будем рассуждать, молодой человек. Продолжайте. «Да что ж ты замучил меня в конец. Сам что ли не понимаешь, что волнуюсь…» - Достоевский Федор Михайлович, - отчеканил я. - Что именно? - «Братья Карамазовы» прежде всего. - Ну, конечно, объяснять вы не станете, потому как чувства от прочитанного у вас перекрывают мысли. - Да нет, - разозлился я, - объясню. Потому что только у Достоевского можно увидеть человека. Не героя, не персонаж с определенным характером, а именно человека в целом, со всей его сложной натурой. - Описания? – ухмыльнулся Карл. - Нет, соприкосновение божественного и человеческого. Самый низ падшего человека и непреодолимый верх христианского подвига. - Смело. Но верно. Иностранной литературе нет места в вашей библиотеке? - Шекспир, наверное, - подумав, ответил я. – Трагедии. Комедии и хроники мне не очень нравятся. Хотя я их не много читал. - Что-нибудь из трагедий назовете? - «Гамлет». Это красивая и одухотворенная поэзия. Впрочем, как и Пушкин, и Байрон, и Лермонтов, и все остальные. Но поэзия – это вещь вообще отдельная. Молчавшая до сих пор женщина подперла рукой подбородок и, немного сгорбившись, подалась вперед. - Это как так? – поинтересовалась она. - Просто, на мой взгляд, настоящая поэзия никогда не несет в себе глобальной смысловой нагрузки. Поэзия – это скорее красоты языка, душа, природа человеческая. Карл, улыбаясь, глядел на быстрые движения синей с золотым колечком ручки, которую крутил-вертел в толстых пальцах. Рано полысевший зашуршал фольгой, доставая примятые бутерброды с сыром и маслом и, продолжая утопать в солнце, извинился и зачавкал. - Вы поймите, с утра раннего сидим, - почему-то виновато кивнул в сторону рано полысевшего Карл. Обстановка разрядилась и я успокоился. «А не такой уж он и гад» – подумал я о Марксе. - Так мы с вами отвлеклись от нашей темы, - как-то по-другому уже сказал он. - Нравится «Сто лет одиночества» Маркеса. Фридрих Ницше - хоть это и философия, но трактат «Так говорил Заратустра» написан в оригинальном художественном стиле. Ибсен, Рабле, Гюго, Данте Алигьери, да всех и не перечислишь. - И не надо. Хватит, пожалуй, молодой человек. - Да, - подхватила женщина в белой блузке. Она поправила выбившийся из прически темный каштановый локон и улыбнулась белыми, как блузка крупными зубами. – Великолепно. – Ее кружевной воротничок выглядел весело и празднично. Рано полысевший сглотнул последний кусок бутерброда – довольно большой – было видно, как он тяжело продвигался по белому с синими венками и выпирающим треугольником кадыка горлу. - Скажите, чтобы заходил следующий. Я на ослабевших, словно после малярии ногах, двинулся к выходу. Волна великого облегчения обрушилась бальзамом на душу и тело. Но только я открыл дверь, как прозвенел пронзительный звонок, разрезая мою радость и мозг. Я вскочил с кровати и хлопнул ладонью по будильнику. Тот звякнул и замолчал. «Сон? – возмутилось что-то в мозгу. – Как же так?» «А вот так, - ответил из сонной глубины безбородый Карл, - собеседование сегодня!». И только одинокая муха остервенело билась между бликующими рассветом стёклами… |