Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
В собственность жизнь никому не даётся, а только на время.
Лукреций
alexei   / Кондак Рождеству Христоау как поэтический шедевр
3. Время и пространство, Дева и земля, Бог и человек в 1й и 2й строках рождественского кондака
Сегодня разберëм 2ю строку рождественского кондака а затем сопоставим еë с первой и посмотрим, как они взаимодействуют между собой, почему автор их объединяет и что они вместе хотят нам рассказать.
Церковнославянский перевод
и земля вертеп неприступному приносит.
Греческий оригинал
και η γή το Σπήλαιον, τω απροσίτω προσάγει.
Русская транскрипция
Ке и ги́ то спи́леон, то апроси́то просáги.
Начнëм с перевода.
Και (ке) - и (соединительный союз).
Η γή (и ги́) - это земля в самом широком смысле, как противоположность неба.
Το σπήλαιον (то спи́леон) - пещера. Вспомним слово "спелеолог" - исследователь пещер.
Τω απροσίτω - (то апроси́то) - неприступный, тот, которого не достичь, тот, к которому невозможно приблизиться. Здесь это субстантивированное прилагательное, то есть прилагательное, которое используется как существительное, в данном случае - вместо слова Бог.
Προσάγει - переводится как "предлагает".
Теперь художественная сторона:
Вторая строка тесно связана с первой и зеркалит еë. Посмотрим на них вместе:
Дева днесь пресущественного рождает,
и земля вертеп неприступному приносит.
Η Παρθένος σήμερον, τον υπερούσιον τίκτει,
και η γή το Σπήλαιον, τω απροσίτω προσάγει.
И Парфéнос си́мерон, тон иперу́сион ти́кти,
Ке и ги́ то спи́леон, то апроси́то просáги.
Там Дева, тут - земля; и тут, и там - Бог: там - пресущественный, тут - неприступный, недостижимый. Там - рождает, тут - приносит, предлагает. Плюс "днесь" (си́мерон) первой строки созвучно слову "вертеп" (в значении "пещера", спи́леон), которое находится строго под ним.
Число слогов в обеих строках одинаковое (15), и под ударением в них находятся одни и те же слоги (3й, 5й, 11й и 14й).
Словоразделы и части речи тоже совпадают.
Итак, мы видим множество вертикальных связей, которые объединяют эти 2 строки: порядок слов, словоразделы, созвучия, общее количество слогов и расположение ударных слогов.
Однако, несмотря на такое обилие приëмов и средств, автор совсем не жертвует смыслом ради красоты звучания и не ломает красоту ради смысла. Наоборот, красота стиха усиливает смысл, к которому мы сейчас и перейдëм.
Земля здесь уподобляется живому существу и как бы принимает эстафету у Девы. Чтобы показать этот переход и используется союз "и" (а не для заполнения пустого места между словами для спасения ритма стиха, как у некоторых горе-литераторов).
Дева предложила Богу свою утробу (в этом содержание праздника Благовещения), теперь земля предлагает свою утробу - пещеру, чтобы укрыть Младенца от ветра и дождя. Здесь Бог называется неприступным, недостижимым, потому что Он превыше всех, на Небесах, окружëнный ангельским воинством. А здесь Он принимает скромное подношение земли, сырую и холодную пещеру и стянутый по рукам и ногам пеленами, совершенно беззащитный лежит... давайте откажемся от благообразно звучащего слова "ясли" и назовëм вещи своими, пусть и грубыми, именами - в скотской кормушке. Что может быть бесславнее?
Не случайно здесь и созвучие расположенных точно друг под другом слов "сегодня" и "пещера". На первый взгляд, что может быть общего между ними? Одно - наречие, выступающее в роли обстоятельства времени, другое - существительное в роли дополнения. Но именно на фоне совпадения по вертикали остальных частей речи они особенно выделяются. К тому же после них мы видим длинную паузу, глубокий водораздел посредине обеих строк. Это не случайно. Чем же так важны эти единственные несовпадающие по признаку "часть речи", но выделенные созвучием и своим особым местом в строке, слова? Первое говорит нам, что существующий вне времени превечный Бог неизреченно рождается во времени, а второе указывает на место рождения. Вездесущий и превечный Бог сжимается до точки во времени и в пространстве. Или, скажем ещë так: непостижимым и неизреченным образом превечный и вездесущий Бог по собственной воле ограничивает Себя временем и пространством.
Далее временная и пространственная панорама наша расширится, и читатель встретит новых действующих лиц. До встречи)
2025
Москва
©  alexei
Объём: 0.099 а.л.    Опубликовано: 24 02 2025    Рейтинг: 10    Просмотров: 30    Голосов: 0    Раздел: Литературная критика
«2. Два чуда в трëх словах. Первая строка рождественского кондака»   Цикл:
Кондак Рождеству Христоау как поэтический шедевр
«4. И всë закрутилось... Рождественский кондак 3-4 строки»  
  Клубная оценка: Нет оценки
    Доминанта: Метасообщество Библиотека (Пространство для публикации произведений любого уровня, не предназначаемых автором для формального критического разбора.)
Добавить отзыв
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 29 •