Уснувший Группа: Passive | Публикация: Н.Тихомирова, «***» Уже при первом прочтении интуитивно становится понятно, что форма акростиха - не просто попытка сделать из одной фразы целое стихотворение. Каждая строфа - это как бы переопределение (или расширение) значения отдельного слова. А значит, акростих в целом - попытка "препарировать" фразу, отыскать скрытые значения и расширить понимание. Получилось ли? Я разгадал примерно так:.
НЕ СКАЗАНО - произношение как процесс, привносящий статичность. Разговор как звуки, замораживающие всё вокруг себя, слова, которые ни о чём не говорят, не затрагивают самого важного. ОТБРОШЕНО - то, что заледенело, разлетается вдребезги. Цельный образ человека вдруг приобретает качество осколка. Мне видится, будто собеседник больше не воспринимается как личность - скорее, просто как неизвестная раньше гримаса, как одна-единственная эмоция, он теряет своё значение для ЛГ, отторгается ею. ТРАВА В РОСЕ - трава как ландшафт; как огромное внешнее пространство (поле по отношению к амебе); оставшаяся после расставания пустота, рождающая слёзы-росу. НЕ СКОШЕНА - щекотка, неровность лезвия косы; шершавость (изъяны, ошибки) травинок-ев. В контексте "не скошена" слово "агония" приобретает окрас скорее "агония от слёз" (о траве забыли), а не "смерть". И неизвестно, что легче. КАЗАВШАЯСЯ - бравада. (+Субъективное замечание: вместо "смеюсь явью" просится "смеюсь я"+)
СМЕЛОЮ - оборотная сторона показной смелости (показной не обязательно для других, скорее всего - для самой себя) ПРОСТОГО - обращение к своим корням, к своей самобытности, и взгляд на внешнее как на "горелые обрывки облика" НЕ СУМЕЛА Я - уходит время, а вместе с ним - и жизнь. По крайней мере, жизнь в значении "каждодневного существования".
Теперь о стихотворении в целом. Несомненное достоинство - это наличие атмосферы, которая создается через осязательные ощущения, запахи, температуру, цвет - но ненавязчиво. Нет прямого описания, лишь выхваченные образы, и от этого они глубже проникают в подсознание (хоть и чуткости со стороны читателя требуют больше). После прочтения (прочувствованного прочтения) остается ощущение горечи и сумерек, "ядовитой яви"; но и воздуха - пусть тёмного, холодного - пространства. Во-вторых, зашифрованные слова не статичны: смысл перетекает из одного в другое, и для каждого читателя рождаются какие-то свои краски, нюансы. Благодаря этому фраза и звучит целостно. "Обледенело - осколок - тревога - волнение - ветер; обрывки горелые - сумерки". Можно найти и менее явные нити, которые связывают "слова".
Смысл фразы может показаться довольно простым: лирическая героиня не сумела отбросить внешнее, маску, не сумела быть собой (повторение "нет естественности"), а отсюда - и сделать что-то правильное (сказать); или, возможно, не сумела понять фальшь своих чувств, которые были кем-то расчетливо продиктованы. Но стихотворение не ограничивается лишь самобичеванием Лирической Героини. Благодаря явной фольклорности "зашифрованной" фразы, а также некоторым образам: амеба (+с простейшими, кстати, нужно быть поосторожней - они далеко не так просты, как нас учили в школах да институтах, но для этого стихотворения - образ в самый раз+), травинки - евы и т.д.; а также некоторой цикличности - создается ощущение эпичности и монументальности ситуации.
Недостатков я не увидел - стихотворение такое, каким, видимо, замышлялось. Спасибо.
Сообщение правил halish, 18-04-2007 16:15 |