Литературный Клуб Привет, Гость!   С чего оно и к чему оно? - Уют на сайте - дело каждого из нас   Метасообщество Администрация // Объявления  
Логин:   Пароль:   
— Входить автоматически; — Отключить проверку по IP; — Спрятаться
Мудрец один способен судить о поэзии и музыке, хотя сам и не будет писать стихов.
Эпикур
Ал Коперник
Ал Коперник
Теоретик
Перейти к дневнику Ал Коперник
Тема: Долой пейзажную лирику!
Добавлено: 06 03 2008 19:15:42
Закладки: бухтёж, чушь
Писатели часто используют описания. Логично, правда? В общем-то, сам факт их использования весьма хорош. Плохо другое: это самое использование чаще всего идет не в тему.
Можете со мной не соглашаться, я не требую вас следовать за мной, как за мессией. Это просто некоторое опосредованное наблюдение.
Ясное дело, бывают писатели, которые используют описания мастерски. Но, поверьте уж мне, таких – единицы. При чем не только среди начинающих или графоманствующих писателей. Думаю, проще всего будет понятно на основании примера.
В человеческом мире есть вещи безусловные. Например, вода, воздух, снег, свет, дом и т.п. Такие вещи, при назывании которых сразу возникает определенный образ. Я говорю: «вода» - и каждый сразу представляет воду. Совершенно конкретную воду, без напряжения мозгов. Я говорю: «холодная вода» - все представляют свои ощущения в связи с представляемой водой. Углубляясь и расширяя набор свойств, я передаю все больше своего понимания данной воды «приемнику», но при этом заставляю его все больше и больше напрягаться, чтобы как-то интерпретировать полученную информацию. И что бы вы думали? Конечно же, если свойств слишком много, читатель в какой-то момент останавливается в их восприятии. Например, скажем так: «текущая с горного склона, чистая, ледяная вода, пенясь и крича, как бешеная стая диких кошек, сбивая поднимаемым ветром шляпу с головы, открылась моему взгляду». А теперь скажите: что вы представили? Скорее всего, самый тупой и тривиальный горный водопад. Или даже не горный, а просто водопад. Одно слово! Фактически, все предложение – прошло мимо. Оно не нужно. Достаточно сказать: «я увидел водопад». Все остальное – хлам. Ненужная перегрузка смысла.
И в этом же свете меня часто удивляет, что люди, тратящие развесистые абзацы на описание вещей простых и очевидных, не уделяют должного внимания диалогам, ощущениям, мыслям и т.п. персонажей. Вот уж где – ничего очевидного нет! Здесь как раз можно было бы и расписать на полтома. Ан нет, не прет.
Ботва какая-то. Кривые мыслишки говеного писателя. :)
Aurthem06-03-2008 19:22 #1
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Хм. А можно пойти от противного. Если обычно развесистые пейзажи не в тему, можно придумать случай, когда это не так. К примеру, передать те же ощущения и мысли через описание. Скажем, воды. Но только чтобы не всплывало в голове тривиальных водопадов и лужиц. Балансирование на грани предощущений.
Хотя это уже мастер-класс. Я такое написать не смогу пока. Но было бы очень интересно, ага.
не слышу
Ал Коперник06-03-2008 19:32 #2
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
Aurthem, да, это да. Еще длиннющие описания - скажем, тривиального процесса, который обычно описывают типа: "он выстрелил ему в голову" - т.е. кратко и наотмашь... А, ну вот, они очень хороши, когда надо сломать динамику. Типа создать эффект "матрицы". Но ведь это требуется исключительно редко.
А выразить мысли и ощущения через процессы, происходящие с водой, мне кажется, несложно. Но здесь важно не только описание, но и контекст. А само по себе оно будет выглядеть, скорее всего, просто глупо и читаться напряжно, и читатель, скорее всего, просто забьет на эту бодягу, пролистает ее, и всего-то... :)
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Ольга де Бенуа06-03-2008 19:43 #3
Ольга де Бенуа
Автор
Группа: Passive
Поднятая тема - вопрос вкуса и творческих целей. Бывает, что описание является самоцелью и передает ощущение лучше, чем прямая мысль героя, или незатейливое название вещи. Если я скажу: "Такой-то сел на стул", то развертывание характеристик стула может привести к самым различным интерпретациям мироощущения героя. Я скажу: "Стул был устойчивым, крепким, надежным" - герой сразу же предстанет совершенно в другом свете, вылезет на свет его психологическое состояние.
Конечно, описание не всегда уточняет. Существует такая вещь, как символизация, когда слово не может быть названо прямо, потому что писателю (какого бы уровня мастерства он ни был), необходимо растворить смысл, сделать его не столь легкодоступным читетелю. Отсюда - различные уровни кодировки текста.. Когда назван не стул, а "некий предмет мебели, такой-то, такой-то и такой-то".
Наличие - отсутствие описаний зависит еще и от жанра произведения. Где-то они нужны, в динамичном действии излишни.
Так что вопрос злоупотребления описаниями - не вопрос графоманства, а вопрос писательского вкуса.. Если человек сует художественные изыски в месту и без, загружая предложение, то сам виноват. А графоманство - это скорее желание написать побольше, да поскорее, без всякой цели и умения. Дело все-таки не в количестве, а в качестве. Безмозглое количество - вот что такое графоманство, а вовсе не потребность обозвать вещи не своими именами, а окольным путем.
"Где бы мне найти забывшего о словах человека, чтобы с ним поговорить?"
Aurthem06-03-2008 19:48 #4
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Само-то по себе несложно, да. Но вот чтобы не напряжно, чтобы не бросил читатель чтение - вот что я имел в виду.
Залить его описанием, погрузить внутрь, да так, что уже и не вода это, не кисель и не воздух. А нечто действительно самобытное и живое. Само по себе.
Вот это для меня сложно. И даже ни разу не видел такого.

А так, идеализация и оперирование уже известными образами гораздо чётче выделяют мысль, не дают отвлекаться. Но основной смысл таких карандашных портретов, на мой взгляд, достигается именно в идейных произведениях. Где есть, что подчёркивать.
В однослойных же "вода" и объём увеличивает, и вроде как есть, что почитать внутри. Пустота не так ощущается.

Короче, описание должно быть осознанным, а с доп.смыслом - так вообще замечательно.
не слышу
Aurthem06-03-2008 19:50 #5
Aurthem
Автор
Группа: Passive
Это было Каину. Ольга де Бенуа, согласен.
не слышу
X06-03-2008 23:06 #6
X
Уснувший
Группа: Passive
Описание больше говорит не об описываемом предмете, а о том, как его воспринимает описывающий. С этой точки зрения увесистые описания воды рассматриваются как прием, позволяющий раскрыть персонажа, и значит - тоже имеет право на существование.
.
Кицунэ Ли07-03-2008 10:30 #7
Кицунэ Ли
Автор
Группа: Passive
Хм...
А вот мне, например, водопад, ревущий кошками, и водопад, поющий птицами, представляются совсем разными водопадами ;)
И как с этим быть?
*задумалась*
Любить людей трудно, а не любить - страшно (с) Flame.
geekboy08-03-2008 04:18 #8
geekboy
Уснувший
Группа: Passive
"А вот мне, например, водопад, ревущий кошками, и водопад, поющий птицами, представляются совсем разными водопадами ;)
И как с этим быть?"

вызвать сотрудников WWF, срочно
Неизвестный17-09-2008 20:48 #9
Неизвестный
Уснувший
Группа: Passive
да вы тупой и ленивый
Просто шёл мимо
Ал Коперник01-01-2009 16:22 #10
Ал Коперник
Теоретик
Группа: Passive
логично!
черт, а я-то думал!
~ я слепой одномерный фантом // © Линн
Логин:
Пароль:

Если Вы не зарегистрированы на сайте, Вы можете оставить анонимный отзыв. Для этого просто оставьте поля, расположенные выше, пустыми и введите число, расположенное ниже:
Код защиты от ботов:   

   
Сейчас на сайте:
 Никого нет
Яндекс цитирования
Обратная связьСсылкиИдея, Сайт © 2004—2014 Алари • Страничка: 0.02 сек / 31 •