Рассказ необычный. Я говорю о серьезности размышлений и образности. Читатель должен домысливать, вовлекаясь в недоговоренность. Но читается на одном дыхании и возникает желание вернуться к некоторым отрывкам, фразам, словам. Каждый ищет свое. Душа каждого мелет по-своему.
Все в мире вертится вокруг одних и тех же сюжетов, но идет авторское видение, преломление ситуации через его сознание. Здесь же ВСЕ авторское.
Сюжет рассказа, казалось бы, прост: идут два послушника – Егор и Анна. Егор ранен неизвестным врагом. Послушники переночевали в избушке отшельника. Но все равно от судьбы не уйдешь. И скрытый враг настиг Егора. Со смертью не поспоришь. Тем более, она дама.
Вот здесь возникает ряд вопросов:
1. Надо домыслить такой поход разнополых послушников. Должна быть какая-то серьезная ситуация для подобного объединения.
2. Закрываю глаза на необычную семинарию, упомянутую в рассказе, и говорю об обычных. Не все послушники после окончания семинарии дают обед безбрачия (становятся черными монахами). Можно быть рукоположенным в сан и принять приход. Но для этого нужно жениться. Причем, не просто на женщине, а на непорочной девице из церковной среды. Женятся чаще всего на девушках из школы регентов. Вот они очень постоянно пересекаются с семинаристами при ведении церковных дел. Ощущение, что семинаристам сознательно дается возможность сделать свой выбор: стать священником или черным монахом. Мой друг юности поступил в семинарию, а затем ушел в черные монахи, так как не смог выбрать себе жену из того круга.
3. Девушки в семинариях не учатся. Насколько я понимаю, послушница – это не монахиня. И она может выйти из монастыря до пострижения. Это я все обыгрываю обет безбрачия. Так что любовь не возбраняется. Но с намерением жениться.
Хорошо прописаны образы ЛГ. Согласна с
Lanjane. Ключевые фразы отмечены им верно. Хотелось бы добавить еще – это смертные грехи Егора.
«Егор думал, что его нет, и представлял себе своих приятелей, учителей, знакомых – без себя. Ему казалось тайно-упоительным, если его не станет, но о нём будут помнить. Так он тешил своё тщеславие, не шевеля и пальцем.»
Гордыня – смертный грех.
«Ответ Анны глубоко задел Егора, показался ему унизительным. Он зло сжал челюсти и ускорил шаг.»
Гнев – смертный грех.
Вспомнилась буддийская легенда. Два монаха подошли к реке. Там стояла женщина, которая боялась переходить через стремнину. Один монах взял ее на руки и перенес на другую сторону. Опустил на землю, и они пошли своими дорогами. Второй монах через некоторое время стал укорять первого и получил отповедь: «Я встретил женщину, перенес через стремнину и оставил на другом берегу. А вот ты продолжаешь нести ее в мыслях своих – и поэтому находишься ближе ко греху.»
Так и здесь. Егор в своих мыслях пытается нести Анну. Но совмещает божественное с земным и сам же злиться на непонимание.
Интересен образ отшельника. Человек, пытающийся убедить самого себя в правильности своего пути, и отчаянно боящийся признать, что ему страшно, что он ошибся. Но опять гордыня не позволяет.
Язык повествования красивый, образный. Описания захватывают. Природа помогает вникнуть в переживания героев. Но есть некоторые пометки:
1. «Скрипели старые деревья, гнулись под свинцовыми облаками, играли страшными тенями меж своих стволов…»
Существует устойчивое словосочетание – гнуться под ветром. И по смыслу выходит ветер. Иначе немного несвязно получается. Объединяются разные категории.
2. «Егор судорожно выдернул из-за пояса короткий кинжал и запрокинул голову, пригнувшись. Не сверху, а снизу враг бросился.»
Попыталась запрокинуть голову, пригнувшись. В такой позе не встретишь натиск врага. Так проще подставлять себя униженно под удар.
3. «Анна подошла к нему. Она спросила»
Лучше объединить эти два предложения в одно.
4. «Не сверху, а снизу враг бросился на него, ударил в плечо острым, разодрав мясо и повалив Егора. Он нелепо отмахнулся, перевернулся на спину, но никого рядом уже не было, только следы чужой…»
«Как чёрное пугало в развевающейся на ветру ветоши, оказался враг перед глазами Егора. Он достал клинок, встал крепко на ноги, закрывая спиной Анну; его бледные щёки..»
Из контекста не понятно, кто –«он». Егор или враг?
5. «Я живу здесь уже сорок лет, – рассказывал старец немного позже.»
Лучше – лет сорок.
6. «пришлец из мирян…» ????????????????
7. Проверь пунктуацию.
Алари, спасибо за рассказ. Есть о чем размышлять и после прочтения. Есть моменты, которые надо мне додумать. Так что я еще вернусь сюда. А сейчас - голос мой тебе.