Что за дурацкая манера Писать стихи не как стихи! Пусть с соблюдением размера, И даже рифмы неплохи, Но без деления на строки, Как прозаический рассказ! В чем прелесть этакой мороки? Чем поразить желают нас? А если кто еще не в курсе, о чем я речь свою веду, то - вирши в этаком вот вкусе сейчас имею я в виду. Точней, не сами вирши даже, а форму записи их слов: что есть в ней, кроме эпатажа, который, кстати, и не нов? Есть много способов поэту блеснуть изяществом письма: взять акростих, к примеру - это игра, что требует ума. Есть буриме, есть каламбуры, размеров сложных кружева... Но сможет конченая дура, в редактор загрузив слова, единственным мышиным кликом столбец в абзац преобразить - и этим трюком невеликим нас хочет автор поразить? Иль сей Парнаса обитатель, Продавливая задом стул, Хихикает: "Ну что, читатель? Смотри, как я тебя надул! Ты, верно, думал - это проза? А тут, поди ж-таки, стихи!" И щечки, словно от мороза, Цветут от гордого "хи-хи!" Что ж - в первый раз, вполне возможно, И был читатель удивлен, Но в сто второй - поверить сложно, Чтоб снова обманулся он. Пора, пора разнообразить Замшелых фокусов запас! Не то, глядишь - тьфу-тьфу, не сглазить - Отнимут пропуск на Парнас. Когда не мысль, не четкость формы Всего важней, а выпендреж, Попранием все той же нормы Большой аншлаг не соберешь... Хранят архивные познанья Немало фортелей иных: стихи без знаков препинанья стихи без литер прописных Но для расположенья звуков, Точнее, букв языка, Придумать можно массу трюков, Что не затасканы пока!
Не работает вход через litclub.net. На mir.io проблем нет. Если кто не знает - http://mir.io - новая версия этого же сайта. Другой интерфейс, но тот же контент.
P.S. На всякий случай - не надо меня спрашивать, почему не работает вход на старом сайте, я просто поделился наблюдением :)
У меня занудный характер. Когда мне кто-то показывает свои стихи, небезынтересные замыслом, но беспомощные технически, мне трудно удержаться от искушения переписать их и сказать автору: "Смотри, вот так надо. Хотя бы вот так." Сам я воспринимаю это как забавную игру - перевод с русского на русский. Авторы обычно вежливо говорят "спасибо", но как они внутри себя воспринимают такое обращение со своими творениями - не знаю.
вот и сегодня, знакомая попросила меня сказать что-нибудь об её стихотворении:
Родился новый человек, Что ждет его, никто не знает. Всех это просто умиляет И каждый молит о своем.
Кто молит о здоровье, Кто молит об удаче, Кто молит об уме, Кто молит о богатстве.
А я прошу у бога, Чтобы моя эпоха Его не проверяла На званье Человека!
а я вместо этого просто переписал его:
Родился новый человек, И цель его никто не знает. Но та мишень или иная, А жизнь - стрела на тетиве.
Ему желают не болеть, Быть умницей, ловить удачу, Чудес не ждать - самим чудачить, И лук сменить на арбалет.
А я желаю малышу Огня избегнуть и агоний - Оставить смертного в покое Богов жестоких я прошу.
Странная судьба у таких "переделок". Своими я их считать не могу - я постарался сохранить авторские смыслы, по-минимуму привнося свои лишь как "приправу". Но и автор с очевидностью своим это считать не станет, а в некоторых случаях может даже воспринять как пародию.
Поэтому записал этот очередной эпизод в дневник - здесь он и закончится :)
Валера попросила меня сочинить песню про Новый год. И написала, про что она хочет песню:
Мы сегодня застрянем в пробке Потому что пора ехать за подарками А город завален снегом а снегоуборочные машины стоят Их водители ушли искать подарки своим детям и любимым женщинам
В пробках каждый сидит в своей машине и размышляет, что кому подарить И кажется, что удачный подарок обеспечит тебе билетик в будущее в счастливое будущее рядом с этим человеком
И еще в пробках можно загадывать желания глядя на габаритные огни передних машин они качаются, уползают, меняются местами как в желания в новогоднем калейдоскопе
Я честно попытался:
Мы будем сидеть в машинах, Ползти в новогодней пробке. Мы стали совсем большими, Но сказка должна остаться Для тех, кто всегда в нас верит И ждёт вездеход в коробке, Крутой двухподвесный велик И туфли для бальных танцев.
Наш город завален снегом. Машины стоят всем скопом. Проспекты залиты светом Мерцающих стоп-сигналов. Манёвры перестроений - Как пазлы калейдоскопа, Который вращает время, А времени очень мало.
Водители снеговозов В такой же сплошной запарке - Спешащие Дед-Морозы, Охваченные азартом. Ведь если жена и дети Обрадуются подаркам, То вот он в руках билетик В счастливое послезавтра.
Но какое всё-таки разное ощущение от праздника в её и в моём тексте, несмотря на почти дословное выполнение задания.
Стихосложение - это такой способ разговора с миром. В стихах есть строчки, которые появились из-за внутреннего состояния автора - это как бы его вопрос миру. И есть парные им рифмующиеся строчки, которые появились из перебора автором разных рифм в поисках наиболее подходящей по смыслу, в них уже гораздо меньше авторского произвола, это - как бы ответ мира автору на его вопросы и настроения.
Один из секретов хороших стихов заключается в том, чтобы строчки, добавленные в стихи "для рифмы" оказывались интереснее, ярче, свежее и необычнее, чем первые строчки, добавленные "по смыслу". Чтобы в стихах был виден ещё и ответ мира, а не только вопрос автора, который, как правило, совпадает с уже много раз заданными аналогичными вопросами других авторов.
Из-за специфики моего эссе-реферата о Родине я закрыл под ним обсуждение. Но те, кто заглядывает ко мне в дневник, имеют возможность обсуждать его здесь, в стороне от общей ленты отзывов.
А может быть лучше было в историческое сообщество опубликовать..
В медицине при зашивании швов применяются специальные нити, которые пока натянуты - прочно держат шов, не давая ему разойтись, а когда шов срастается и натяжение исчезает - рассыпаются и растворяются.
Человеческая жизнь подобна такой нити. Она стягивает настоящее человека и вершину жизни - точку, в которой существование человека оказывается максимально значимым, заметным для мира. Любой человек так или иначе изменяет мир своим существованием. И есть точка в жизни, когда это изменение оказывается максимальным, когда человек в каком-то смысле достигает своего предназначения.
Пока эта точка находится в будущем, нить жизни натянута и прочна. Но в какой-то момент каждый человек понимает, что эта точка уже прожита. И жизнь начинает рассыпаться, растворяться, становиться никакой - хотя физически человек ещё полон сил, бодр и весел. Просто он больше ни к чему не привязан в будущем, не натянут, как звенящая струна.
Иногда человек не осознаёт эту прожитость, пройденность вершины. В этом случае он подобен прочному упаковочному полиэтилену, который готов ещё долго сопротивляться коррозии несмотря на то, что некогда завёрнутое в него уже давно развёрнуто и живёт собственной жизнью.
Чё хочу сказать. Помирать тут давеча собрался, а внуки отговаривают - погоди, давай посмотрим, интересно же, чем это всё закончится. Спрашиваю - а что "это"? Ну то, что сейчас происходит, проекты всякие национальные. ВВП вон удвоился, например. Ну зашибись, говорю. Знал бы, что такую хрень жду - давно бы уже помер. Они говорят - погоди дед, много ещё чего интересного происходит. Олимпиада вон, спорт всякий выигрываем. Я им - вы меня ещё результатами эстрадных конкурсов в будущее поманите. Чего реально-то интересного придумать собираетесь? И главное - доделать?
Дальше они своими словами не смогли и притащили из Тырнета распечатки ваших президентских выступлений. Почитал, ничё не понял. Читается как "мы самолёт из пике вывели, высоту набрали, штурвал держим крепко и дальше будем держать ещё крепче". Куды летим? Есть чего подождать, или дальше всё то же самое будет? А то мне внукам квартиру освобождать надо.
И вот ещё чё. Зачем вы в Москве столицу держите? Там и так не проехать, люди в разных районах как в разных городах живут. Перенесите куда-нибудь в небольшой провинциальный город в центре страны. Тогда в Москве станет меньше мигалок, а во власти - меньше людей, мечтающих жить в Москве. Да и что поодаль от Москвы деется - лучше знать будете. Но это так, лирическое отступление.
А про будущее - крепко подумайте. Чем оно по-ващему от настоящего отличаться должно? Кроме того, что средний класс ещё на пару процентов разрастётся, да уровень смертности может быть станет чуть пониже, чем в воюющих африканских королевствах. А зимняя олимпиада в субтропиках - это прикольно, конечно...
Поддавшись модному увлечению, я попытался привести в порядок свои стихотворные публикации на сайте. Надо было решить что делать с «ошибками молодости» пятнадцатилетней давности. Сколько-то самых блёклых удалил сразу и без жалости, а те, что удалять жалко, а оставлять стыдно, попытался «спасти» минимальной правкой, сохраняя инвариант исходного замысла.
Вот, например, был у меня когда-то значимый для меня стих, который я посвятил одной девушке, требовавшей от меня тогда всего и сразу. (И побольше :)
Не лезвием, но паутиной – Невидимой, непрочной, зыбкой – Та золотая середина Между гримасой и улыбкой.
Из крайности впадая в крайность, Живём, не зная компромиссов, Но знала бы принципиальность, Как Принцы приручают Лисов.
А Золотая Антилопа Всё так же звонко бьёт копытом. Хорошего должно быть много? Как прочно прошлое забыто.
Кто опьянён, а кто отравлен. Кто счастлив вечером, кто – днём. Меж наслажденьем и страданьем Лежит весь мир. Мы в нём живём.
Самые провальные места подчёркнуты. Более или менее удачен только второй катрен – с него стих и начинался, остальное дописано «для объёма». В первом катрене со смыслом всё тоже как задумано, но «между» – сбой ритма. Правим на синоним «промеж». (Иногда у меня складывается ощущение, что половину синонимов в нашем языке придумали поэты, чтобы править сбои ритма :)
Рифма «антилопа-много» в третьем катрене никуда не годится, да и вообще катрен пустоват смыслом. Правлю наспех, только рифму:
А Золотая Антилопа Всё так же звонко бьёт копытом, И нас всё манит этот топот – Столь прочно прошлое забыто.
Мда... ну ладно, может быть когда-нибудь при очередной инвентаризации... Не стоит стих того, чтобы ковыряться с ним долго, а наспех ничего умного в этом месте не придумалось. Теперь вся надежда на финал. Во-первых, вторая строчка в исходном варианте была полным бредом, просто чтобы зарифмовать четвёртую. Во-вторых, зря она её пыталась рифмовать, мужская рифма портит регулярность стиха. В-третьих, это вообще чёрте-что, и что хуже всего – без какого-либо бантика, сбивающего лишний пафос. Поэтому результат правки такой:
Кто опьянён, а кто отравлен. Кто реалист, а кто романтик. Меж наслажденьем и страданьем Лежит весь мир. А сбоку – бантик.
Теперь стих из статуса «в корзину для всякой каки» повышен до статуса «ностальгическое».
В общем – не спешите выбрасывать старые стихи, сделайте это медленно и с удовольствием :)
Добавил звук к одной из своих публикаций: Вложение: 1875.mp3 (2621 kb)
. Спасибо Apriori! Мы правда всего одну попытку записали, оба сбились пару раз, и микрофон был от гарнитуры, но мы ещё запишем, это только начало :)