«Потому что на сказки не надевают наручники» - вступление проводит главную параллель рассказа. Фантазии детства безграничны, такой девиз рассказа, но, к сожалению, рассыпаются с возрастом, когда чужие проблемы становятся ближе. Автору удалась искренность и искристость детской фантазии, которая, возвращаясь к параллели из вступления, кончается… От тайны Пиковой дамы остается только грязная лужа - осадок от подслушанного разговора, чужого горя, чужой судьбы. Рассказ исполнен хорошо, игриво скачет, как фантазия героя.
«Когда в наш подъезд переехала Пиковая Дама, фантомания была в разгаре, и был день рождения Ольги. Ольгу сфотографировали с букетом красных роз китайской "мыльницей", и глаза получились под цвет роз, и это ей нравилось. Она уже тогда воспитывала вкус и все подбирала по цвету»
Вполне соответствует названию мир, показанный в строках, даже сквозь строки, потому что вещи не называются своими именами в данном произведении, а передаются образами. То же время – многолико, вот он вагон состава, стоящий любого, кто пойдет против; туман, из которого появляются и в котором исчезают лица; глядит за людьми сквозь ожидание. Потом же, когда завершается рассказ в рассказе, в реальности находятся те, кто «на практике» ощущает время, управляет им, не думает о времени, «отстукивают рабочие будни». В отрывке вводятся персонажи как раз для того, чтобы проиллюстрировать время, и ровно в такой мере, чтобы не исчезнуть во времени рассказа.
«Стрелки сомкнулись. Ощущается, как разделилось пространство. Распалось на до и после. Джекел говорит, будто чувствует ход времени; и он, конечно, ошибается. Вот стоит под большими вокзальными часами, курит сигару. На нем плащ от дождя, и я вижу, как свет двигается по диагонали, высекает из тени прорезь кармана, пуговицу; яркие всполохи ползут вверх и достигают мешковатых глаз – Джекел вышел на перрон. Сигара скалится, когда он сжимает зубы. Вдалеке лает собака, Джекел с надеждой поглядывает на часы; почесал подбородок, вертит головой; зубы его передают сигару рукам, он причмокивает. Год назад Джекел погиб под колесами вечернего экспресса».
Тайна лифтерши, которая «вела дневник очень давно, почти всю жизнь. Записывала туда в основном странные события, которые происходили с ней и жильцам дома». И не просто вела, потому что знала желания тех, кто пропадал в лифте. Лифт не просто был машиной времени, а исправлял ошибки в жизнях. Подробно описывается две истории, в которых, попадая в прошлое или будущее, жильцы дома могли изменить свою жизнь, но делали неправильный выбор. Рассказ о том, как нельзя играть с судьбой, жаль только, что история лифтерши осталась за кадром.
«Старушка промокнула свежую запись и встала. Взяла с полки старинный хрустальный бокал и стала задумчиво его натирать чистым полотенцем. Затем вышла из комнаты, накинула шаль и направилась к лифту. Кабина приветливо светилась золотистым. Соня Павловна, секунду подумав, набрала на панели один-девять-семь-пять. В лифте пахло чем-то мокрым. "Известь что ли? Странно..." - подумала старушка. Нагнувшись, она уверенно отодвинула одну из решеток в стенке у самого пола. Под ноги ей выкатилась запыленная бутылка темно-зеленого стекла, вся в паутине. "Gevrey-Chambertin, 1975" - прочитала Соня Павловна на ярлыке. - "Ну, что же tres bien, merci" - с теплой улыбкой произнесла она. Лифт довольно мигнул в ответ, словно зажмурился от радости, что угодил. - "Шамбертен, так Шамбертен, хороший напиток..."»
Женщина-кошка, кошка-свобода – сюжет пронизывает знакомая параллель. Повествование петляет то в реальность, то в мир сна, где героиня становится свободной. От первого лица, лица девушки, которая продает себя, но хочет быть независимой, как кошка. Много размышлений по поводу: «Сколько можно так жить?! Ни света, ни радости, ни счастья. Лишь боль, горе, скука и бесконечные унижения» или «светлого будущего» после школы, белых принцев, что не пришли. Реальность описываемая: уродливые клиенты, захудалая комната, холод и смертельно больная подруга-коллега.
«…во сне мир видится идеальным. Он не имеет шероховатостей и углов, присущих реальности. Все лини плавные. Мир как будто бы слега смазан, такое чувство, что он стремится закрутиться в спираль. Необычно и красиво»
Рассказ быстрый, как цепная реакция, как удачная афера. Неназванная мораль прошивает каждый абзац во второй части рассказа, где каждый получает по заслугам. Персонажей много, и затронутых в рассказе взаимоотношений хватило бы на более крупное произведения. Но отступления (наподобие истории писателя) лишили бы сюжет стремительности, где каждая фраза в конце может подкорректировать финал. Ведь становится ясно, что с таким экипажем самолета ничего хорошего не выйдет.
«Иглы, вмонтированные в каждое пассажирское сиденье, устремились вверх, неся на себе хорошую порцию “зомби” — одного из последних военных изобретений, превращающих солдат на время боя в послушных исполнителей»
Теплый рассказ о приключения городского мальчика в деревне. Даже не нужно упоминать сочинение на известную тему о лете в конце, потому что рассказ звучит именно как биографический очерк. Здесь нет событий, а одни впечатления: солнечные, свежие для главного героя. Написано искренне, но и все знакомо, как и блины с молоком, как беззубая добрая улыбка бабушки, как собака Пальма и мухи.
«Стая медленно двинулась за ним. Витя, уже быстрее, стал пятиться спиной, не сводя глаз со свирепой морды “вожака”. Тот неотрывно глядел на Витю, высунув длинный язык и слегка наклонив голову, словно готовясь к прыжку. Ждать больше было нечего. Витя развернулся и что есть духу дал «деру». Сзади раздался лай - стая бросилась в погоню»
История несостоявшейся мести, история о фатальном d?j? vu. О том, как жизнь иногда предоставляет возможность исправить ошибки прошлого, заживить раны – главное, заметить этот шанс. Рассказ похож на исповедь. Главный герой противопоставляет герою свою чувства, намерения, и, в конце концов, понимает самого себя. О преданности, верности и любви, возможно, со слегка интимными подробностями, но написано психологично. Причем чувства не просто называются, а меняют внешний мир героев раз от разу, отчего рассказ становится пронзительным.
«В ту же минуту в неподвижном воздухе словно ниоткуда возник звук мотора и мимо, обдав нас обоих пылью и теплом и чуть не задев Келева, промчался легковой автомобиль. Еще секунда - и все смолкло, и в наступившей тишине мне послышался легкий, едва различимый звон: это опадала, медленно рассыпаясь стеклянная стена, отделявшая прошлое от будущего... Внезапно ослабев от мгновенного страха, борясь с головокружением и тошнотой, я смотрел, как Келев не торопясь пересек дорогу; пошарив рукой в высокой траве, нашел палку и понес ее мне. Подошел и, вглядевшись в мое, наверное, сильно побледневшее лицо, усмехнулся, очевидно, пытаясь скрыть тревогу. - Все это уже однажды было, не правда ли?»
Опять ирония в тайне имени! Отказываясь от имени, героиня не подозревала, что теряет дар, приняв его за проклятие. Портрет Шехереиды – выпуклый, характер с привкусом бренди, на фоне бесцветной поэтессы Васи, героиня пышет рифмами, которые хоть как-то скрашивают жизнь женщины с необычным именем. Обидные прозвища («Хреновина»), тяжкая работа в детсаду и кульминационное явление Бога – как пик иронии в рассказе.
«… Ида сидела в темноте, боясь дышать. Лампочка почему-то перегорела, хотя она только вчера ее вкрутила. Так без движения просидела она всю ночь, силясь вспомнить строки, недавно продиктованные ей свыше. Но ни одного слова не пришло ей на ум. С трудом дождавшись слабого сероватого света, предвещавшего скорое наступление утра, Шахереида разыскала валявшуюся под кроватью тетрадь. На раскрытой странице ровным, дробным почерком были написаны самые прекрасные в ее жизни строки: ИДИ К ПАСПОРТИСТКЕ, ДУРА!»
О том, как чтение ужастиков может изменить судьбу. Герои, помешанные на книгах С.Кинга, попадают на страницы романов, не находят выхода из параллельного мира. Сперва повествование о ночной работе охранника Илье перемежевывается со вставками из романа «Сияние». И главный герой, заходя в здание, попадает в почти аналогичный потусторонний мир, где есть множество комнат и ни одной лестницы наружу. В конце, находя долгожданную лестницу, Илья оказывается в очередном тупике:
«И тут Илье стало так страшно, как не было страшно все эти 3 месяца. Горизонтальный мир вытолкнул его, но не в Большой, а в ещё более страшный Вертикальный мир. Мир, весь состоящий из одной гигантской лестницы, поднимающейся в верх и опускающейся вниз на сотни, тысячи, миллионы, миллиарды этажей!»
Сюжет увлекает тайной шкатулки и дилеммой главного героя, читатель оказывается на его месте, делая выбор вместе с ним. Рассказ о доброте, не зря выбран главный герой (председатель благотворительной организации), который обогрел и приютил бездомного, не смог использовать волшебный подарок ради корыстных интересов. Взамен благодетель получает душевное умиротворение и возможность искать доброту.
«К вечеру решение созрело окончательно, надо найти достойного человека и передать исполнитель желания ему. Как только эта мысль полностью сформировалось в голове, перед глазами заискрилось и Семен, неожиданно для себя, оказался совсем в другом месте. Испуганно оглядываясь по сторонам, сообразил, что стоит на вечерней улице. Мимо него, пряча глаза, торопливо шагают те, кто еще в состоянии чего-то стыдиться. Он опустил взгляд вниз и с удивлением отметил, что стоит на снегу босиком, упакованный в какие-то грязные обноски, вместо своей привычной одежды. Но больше всего он был поражен тем, что ему совсем не было холодно. Он понял, что не замерзнет и сможет простоять здесь столько, сколько потребуется»
Предлагаю дополнять, изменять и обсуждать предложенный список.
|