|
|
|
|
В. И. Ульянов (Ленин) | 29-11-2007 13:19 №1 | Критик Группа: Passive | Публикация: Nacht_Katze, «По следам разума» «Где находится Край сумасшествия?.. Тот самый, от которого ты отталкиваешься, чтобы взлететь к просветлению сознания или упасть в цепкие объятия хаоса, – где он?..» - рассказ, в котором каждая фраза, вроде, обозначает одно, но и звучит настолько определенно и неопровержимо (в рамках темы), что можно цитировать все подряд. «По следам разума» - драма ли это или мистика с драмой. Когда кто-то сходит с ума (может, от безысходности) — это плохо и трагично; когда кто-то делает это по собственному желанию — это психологично и абсурдно; когда кто-то становится жертвой чужой игры — это загадочно и отчаянно. Здесь предполагался последний вариант. Рассказ — монолог главной героини, которая «хотела узнать свой предел». «Я хотела узнать свой предел» - многие согласятся, звучит — многообещающе, заманчиво и дерзко. Вызов себе? Вызов читателю. Фраза предполагает долго и стремительное путешествие «по следам разума» в поисках конца безумия. И вступительная часть, названная ИГРА, должна открыть правила, предпосылки и причины того, что будет происходить и описываться в дальнейшем. Глава «Игра» я бы сказала — рекламная: «И началась бешеная гонка по улицам разума»; «Череда сменяющих друг друга воспоминаний, обрывки мыслей…». Заманчиво вдвойне. Как по эпиграфу - «Научи меня чувствовать мир сумасшедших...». Значит, впереди будет МИР главной героини именно на этой стадии бега по краю, череда образов, самообмана, запутанная страшной и непонятной игрой, чужой игрой с разумом. Но об этом потом, в другой части. Сперва вернусь ко вступлению. Оно такое, каким должно быть: рекламно, презентабельно, надрывно. Взять хотя бы отступления в риторических вопросах, обращениях героини к самой себе: «Надолго ли тебя хватит?»; «Смотри, не поскользнись» - создается циничный образ (а как иначе), рисковый, когда человек смеется в лицо своему безумию. Стоит отметить анафору, которая прописывается некие этапы, начинающиеся с фразы - «Можно было...». Что ж «можно», а случилось иначе. Прежде чем начать побег по сценам безумия, надо описать режиссера. Это он — обязательно с большой буквы. И тут возникает вопрос: говорит ли героиня с собой или действительно есть определенная сила, которая питается человеческим разумом, что подчеркивается автором и является основной мыслью произведения. Сцена номер один: «едва заметный переулок», тупик, и героиню заманили туда, чтобы причинить боль. Чем и как — остается за кадром. Видно лишь следствие — в больнице. «Белый пол. Белые стены. Белый потолок, к которому на проводе подвешено маленькое солнце» - типичный образ. Признаться, хотелось, чтобы тут обошлось без «людей в халатах» и таблеток. Сразу же возникает вопрос: вдруг героине все привиделось. Хотя что именно привиделось, если первый эпизод, где были удар и боль, оборван (на самом интересном месте). «Щас глюки придут, я с ними поболтаю, анекдотики потравим… Потом придет медсестра» - приходит медсестра. Она — повод для того, чтобы героиня показала свой цинизм. Но шде же глюки, ищем. Сцена три: «Тишина. Пустота. Вечность?»; «Бог мой, это же Край! Но – почему так быстро и легко?..» - да, ей всего лишь сделали укол, и произведение сразу подходит к кульминации. Без обещанных видений, скитаний по безумию, образов и прочего. И что у нас в кульминации — диалог неизвестно где и неизвестно с кем, названным «ОН». в рассказе не дается описание главного врага, и даже героини, и даже местности, на фоне которой происходит смена событий. Структура рассказа — внутренний монолог, постоянно обещающий какие-то приключения и страхи, но опять же автор обходится словами, общими фразами о том, что было плохо, а как оно было — упущено. Пример: «Ага… особая пытка… especially for me. Я фигеть» «Ты хотела помнить обо мне и обо всем, что с тобой было в моем мире?» И читателям, несомненно, хотелось очень знать — что было в мире таинственного игрока, какую особую пытку пережила. Но впереди еще две часть рассказа, и что-то обязательно будет. Хотелось упомянуть о главной героине. Кто она? Ее не видно. Она потеряна в общих фразах о сумасшествии, в эмоциях, кои свойственны человеку в определенных ситуациях. Еще героиня, по всей видимости, любит поговорить, сама с собой, но опять же, как-то поверхностно. «И тут мне под руку попалась ты. Такая гордая и непокорная» - взять такое заявление. А где же доказательства: прошлое главной героини или поведение других жертв в похожих ситуациях, чтобы можно оценить ее гордость, твердый характер. И вот — переход ко второй главе с заманчивым названием «Исповедь» Сцена номер один (вторая глава): «Красиво звучит: "экспресс-доставка человеческого разума", как Вы считаете?..» - и правда, звучит не только красиво, но и жестоко. Как и надо было автору. «Ты приведешь ко мне другого; Искать – это убивать. ОН не предупредил меня, что люди не выдержат… такого…» - вот об этом должна была рассказывать вторая глава. Что же видно, вместо обещанной череды жертв; ужасающих картин охоты и смертей: «Да, я выворачивала наизнанку их разум. Да, я отправляла их в пасть смерти» Автор снова обходится ссылками, подразумевая жестокость и хладнокровие героини, вынужденное, конечно. Потом приводится несколько пример поломанных судеб. Конечно, взяты самые яркие примеры: предотвращенное убийство беременной; коляска ребенка в пропасти и маньяк, который умер раньше срока. Создаются намеки на исповедь — иллюзорный или реальный святой отец, который слушает ее историю. Но в истории нет деталей, есть ЧТО, но нет КАК. А ведь гораздо эффектнее увидеть происходившее с ней, а не пересказанное словами, без прорисовки деталей. Сцена номер два: обещанный разговоры со случайными людьми, потому что «Люди меня сторонятся. Даже родственники и друзья» - утверждение, а в чем оно проявлялось. Впрочем, из двух диалогов так и хлещет «уникальность» главной героини. На фоне обычного трепа с хиппи (человеком номер один) выглядит ярко такой вот эпизод: «- Стой!!! – вскочить с поребрика и вцепиться в воротник его рубашки. – Это… это ТЫ?! - Ты чего? – недоумение. – Ненормальная… Отпусти… - Только одно слово… Ну пожалуйста… Это ТЫ? Да или нет?.. - Чего ты заладила?.. Я тебя первый раз вижу» Психологично и показательно, не то, что обещания, а жизненно и очень убедительно. Сразу прорисовывается нужная картинка: странная девушка и изумленный, добродушный паренек. «Я еще долго потом от этого хиппи бегала. ОН постоянно делал так, чтобы наши пути пересекались» - звучит намек на то, что не зря случилась эта встреча. И странно, в принципе, что героиня-охотница на разум (поневоле) не воспользовалась его доверчивостью... Сцена третья — в библиотеке. Пропустив рассуждения о ценности литературы, сразу переходим ко встрече с девочкой. «Девчонка с косичками и маленьким рюкзачком» - наивный, часто используемый образ, как в литературе ужасов, так и в психоделике. Она оказывается проводником ЕГО в этот мир, чего и следовало ждать из столь насыщенного перепадами диалога. «Богам все равно, что с нами будет, а ЕМУ нет» - после краткого, но очень философского разговора появляется следующая реплика-зацепка. А что если ОН — это дьявол. И так, практически случайно, еще один дьявольский поступок — смерть священника, и героиня говорит с остывшим телом. Третья глава - «Возвращение»: «Тишина. Пустота. Вечность» - возврат к исходной точке путешествия, о котором говорят лишь воспоминания. Героиня замечает, что ничего не изменилась -а ведь она права. Развязка такова: она пользуется наивностью и чувствами «хиппи» и отдает его на съедение своему мучителю, взамен получая свободу. Но возвращается туда, откуда все началось — кольцеваая структура сюжета, что видно из названия - «ступая по следам разума». «- Что ты делаешь?! Люди же смотрят! Совсем спятила, да?» - и опять, по привычке автора, что-то самое интересное остается за кадром. Титры. Конец рассказа. В обобщении: традиционная идея безумия и внутреннего голоса подается здесь через идею о неком существе (под кодовым названием ОН), которое питается людским безумием. Монологическая структура рассказа, конечно, лишает читателя описательности, возможности увидеть и поверить. Потому рассказ похож на сюжетный поток сознания — без картин — сплошные мысли о том, как было. По прочтению возникает несколько вопросов: если у НЕГО была девочка-проводник, то зачем ЕМУ понадобилась главная героиня для поиска жертв? каким образом героиня исполняла данную миссию и почему у нее случались ошибки? почему, совершая его задание, ведущее к безумию жертв, она косвенно спасала другие жизни? В конце есть ощущение того, что это лишь одна сторона истории, а вторая — жизненная или реалистичная, спрятала или еще не дописана. Рассказ — сплошной нерв, но для погружения в обещанный мир безумия все же не хватило образности и описаний, потому многие переживания героини кажутся голословными.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 28-11-2007 17:03 №2 | Критик Группа: Passive | Публикация: Д. Л, «Колокольня» Третья часть рассказа начинается со слов Якова («- И когда он очнется? – спросил Яков) потому что я именно этим хотел показать, что они проходили одно и тоже испытание. за пояснение спасибо остальное я написала в отзыве, но иначе. под словом "фальшиво". сон-то был абсурдным...и показательным (хм как раз чтобы книгу написали) | В. И. Ульянов (Ленин) | 28-11-2007 14:15 №3 | Критик Группа: Passive | Публикация: саёнараЁ, «Кхарма» Карма, перевоплощение – воронам тоже снятся сны. Идея в необычных персонажах: крылатые, но не ангелы. Ничего лишнего, вроде, но и ничего выдающегося.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 28-11-2007 13:26 №4 | Критик Группа: Passive | Публикация: Д. Л, «Колокольня» Абсурд, подогнанный под идею о ведьмах. Фальшивые монахи, девочка и шабаш, которые описаны как странный сон. Сон монаха, обладающего больным воображением. «Тебе просто нужно добраться до башни, забраться наверх и прочитать молитву во спасение. И все» - во сне Яков должен был спасти жителей города молитвой. «Под моим чутким руководством мы с вами такую книжку напишем! Ахните. Она станет бестселлером на все времена. А назовем мы ее… назовем ее «Молот ведьм»!» - а наяву миссия выглядела таким образом. Получилось, что сон был показательным... «- И когда он очнется? – спросил Яков» - и в то же время, спал Генрих, а не путешествующий Яков.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 28-11-2007 12:51 №5 | Критик Группа: Passive | Публикация: Сердцебиение, «Вечное детство.» Как-то причина падения пронеслась мимо... Марк, коллега, по всей видимости, показался фантомом. Было бы интересно, если бы его слова о настоящем (работе) как-то касались воспоминаний о детстве, празднике и стишках. Почему главная героиня полезла на стул — тоже не сказано. Однако воспоминания о табурете, сравнения с вазой, собачкой читаются интересно. Но мало деталей, мотивации, переплетения прошлого и настоящего.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 28-11-2007 11:21 №6 | Критик Группа: Passive | Публикация: Летящая, «Мой персональный маньяк» Интригующее название. Персональный — в голове, в прошлом, и больше нигде, потому что мертв. Концентрированное деталями и образами повествование. При этом, образы и сравнения тесно связаны с основной идеей. Пример: был кот и «узкий луч вспыхивает острым кошачьим зрачком». «Странная комната. В ней не было привычных углов и стен. Эдакое искривленное пространство лабиринта с выпукло-вогнутым потолком, напоминающим лист смятой бумаги» - интересно описано подсознание, хотя и сравнение его с комнатами и лабиринтом почти традиционно. Здесь оно названо — чистилище, да, очищение памятью и признание перед собой. Основная мысль рассказа - страх, побег от себя и прошлого (в цифрах и работе); жизнь рушится, когда главная героиня все же находит себя в незнакомце и вспоминает. Однако основная мысль ближе к концу сбивается, будто дополняясь еще двумя идеями: необычного дара представлять будущее (чужую смерть) и мужчины-ученого, который ставил над кем-то опыты... Мне кажется, разветвление идей несколько снизило напряжение в рассказе, ведь тогда все страхи становятся ирреальными, чьей-то злой шуткой. Мотива у таких экспериментов нет; а драма, очень хорошо показанная в воспоминаниях главной героини, делится между вторым персонажем, который оказывается с ней в одной комнате. «Да. Твоя потаенная сущность. Твое настоящее «я», неприкрытое комплексами, виной и неудачами. Потому что в глубине своей души ты другая» - идея познания себя, конечно, основная. Стоило остановиться на ней, продолжить самообманом. Впрочем, он и есть. Только по сюжету это стало продолжением игры другого человека, третьего. Психологично написано. Описание острые (сравнение со стеклом не зря).
| В. И. Ульянов (Ленин) | 27-11-2007 16:59 №7 | Критик Группа: Passive | Публикация: Alla_Stor, «Комедия» Худшего варианта развития события и не представить. Авария, паралич и ненужность, причем фатальная. Монолог героя движем отчаянием, потому и читается взахлеб. Первый эпизод с появлением постороннего в комнате дарит надежду на чудо. А уж потом становится понятно — никаких чудес не будет, и сюжет будет полностью противоположен названию. Трагическое стечение обстоятельств, человеческое безразличие, халатность, и их беспомощная жертва — что может быть драматичнее, тем более, от первого лица.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 27-11-2007 11:26 №8 | Критик Группа: Passive | Публикация: kaizer84, «Собеседование» "Это собеседование было для Антона Ивановича Рыбкина крайне необычным" - действительно интересное и незаурядное собеседование между жизнью и смертью. Схематично. Четко, без лишнего, как на приеме у инспектора по кадрам.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 27-11-2007 11:13 №9 | Критик Группа: Passive | Публикация: Дмитрий Вестман, «Погибшие блоги. Лист первый» Эксперимент над собой, который становится все менее оригинальным. История в записях - отдельных, статичных фрагментах жизни, самых главных и, наверное, повторяющихся. В окантовке иронии и надежды. Интересно.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 27-11-2007 11:06 №10 | Критик Группа: Passive | Публикация: Omber, «* * *» Пересказанная сказка или случайная фантазия. Легко и беззаботно. Капля чудесного в океане будничного. Но не более. Высказанное мнение, оформленное в легенду. Только догадки, описаний мало. Мнение, без картинки.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 27-11-2007 11:02 №11 | Критик Группа: Passive | Публикация: Exact, «Охота» Сказка о драконах, в которой на примере охоты, разоблачаются корыстолюбие, жажда к богатству и славе. И находится один герой — видящий в драконе друга. Открытая концовка — человечество неисправимо. Описательный набросок. Основная мысль доносится с помощью фэнтезийной ситуации, у которой нет начала и конца. Как и у случайных героев собранных у костра, нет ,ни прошлого, ни будущего. Они типажи — повар-охотник, кузнец, ученый и обычный парень. Фэнтезийная притча об охотниках на драконов с видимой моралью. Не новой...
| В. И. Ульянов (Ленин) | 22-11-2007 17:16 №13 | Критик Группа: Passive | Публикация: Тарас_Ом, «Печаль» Сначала главный герой рассказа выглядит более равнодушным к окружающим – «Новый день и я как всегда еду всматриваясь в темное стекло вагона метро, слушая музыку. Она отвлекает меня от внешней суеты, я как в ракушке» Но потом меняют позицию, начиная молчаливо сочувствовать девушке. В его размышлениях, перебираемых вариантах видится нечто напускное или таким образом автор намекает, что с плачущей девушкой все не так уж плохо. «Вторая ее подруга стояла рядом и пыталась ее утешить» и «Вот стоит это несчастное существо и плачет, а всем просто все равно» - раз подруга утешает, значит, не всем все равно. Придает ироничный оттенок рассказу то, что вместо того, чтобы встать и уступить девушке место раньше, герой стоит и обдумывает разные варианты ее судьбы. Забота главного героя выглядит навязчивой, а тема – раздутой. Впрочем, концовка это и показывает.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 22-11-2007 11:16 №14 | Критик Группа: Passive | Публикация: Mist, «Цветущие капли небесных слёз» Что-то сумбурное, отрывочное и безыдейное. «Она не раз ещё увидит цветущие капли небесных слёз» - а была ли угроза, ведь это лишь сон. Кстати, сон можно было показать глубже, а реальность контрастнее. «Сзади послышались шаги: сестра молча подошла и встала рядом, у окна» - неужели опасность во сне исходила от сестры, тогда надо добавить какие-нибудь намеки. «Она стоит, кроссовки утопают в грязной воде. Её окутывает жуткий страх. За спиной слышны звуки встревоженной жидкости: кто-то гонится за Ней» - если кто-то гонится, то почему она стоит. Страх описан примитивно, вернее, даже не описан.
как получилось... извините
| В. И. Ульянов (Ленин) | 21-11-2007 16:20 №15 | Критик Группа: Passive | Публикация: Selora, «Лох-несс (часть1)» Рассказ поверхностный. Разданы роли, и герои в точности такие, как положено быть наследнику престола, воину, девушке. Нет индивидуальности, но сказка этого не требует. Развязка еще впереди…
| В. И. Ульянов (Ленин) | 21-11-2007 15:56 №16 | Критик Группа: Passive | Публикация: mezhinskaya, «Мне приснилось, что я, - Человек!» Для лучшего понимания добавлю слово "раскрытие".
| В. И. Ульянов (Ленин) | 21-11-2007 15:41 №17 | Критик Группа: Passive | Публикация: sholokhov, «Гражданский долг» Поведение героя подчинено названию рассказа. Жизненная позиция против собственной жизни. Персонажи получились очень категоричными в своих суждениях-отношениях. А рассказ интересен. Несколько сцен видений коротких для затравочки, а потом - завязка вокруг одной ситуации, решающей. Раз герой помогал тем, кто обращался к нему, а тут вдруг сам решил поехать на помощь, значит, было нечто особенное в его видении, и как оно получилось, если на расстоянии.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 21-11-2007 10:17 №18 | Критик Группа: Passive | Публикация: mezhinskaya, «Мне приснилось, что я, - Человек!» Да… дело не в премии, признании и уважении, а в том, чтобы относились по-человечески. Юмор из жизни, правда из снов. Не буду говорить, как написано, ведь написано лишь для того, чтобы донести главную идею, минимально. А идею дополняет эпиграф… и обычные человеческие желания.
| В. И. Ульянов (Ленин) | 21-11-2007 09:58 №19 | Критик Группа: Passive | Публикация: Добров Дэн, «Его величество.» дикий, невероятный случай, замкнул старые контакты, обходя тройную дублирующую систему защиты от несанкционированного запуска, и посылая сигнал на запуск. да, основная мысль оказалась глубже, потому что названа "случаем" Интересно вдвойне. | В. И. Ульянов (Ленин) | 21-11-2007 09:37 №20 | Критик Группа: Passive | Публикация: Персефона де Коудрей, «Я есть тьма» Вроде, тема раскрыта (только опечатки опять), но как-то поверхностно все через множественные «Я». А если бы показать это самое воздействия, не описать вот так, якобы, запугивая, а на примерах… Ну, чтобы действительно можно было прочувствовать. Пока что ничего не внушает.
|
|
|
|